Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Арзина И.В.
судей Пшеничникова Д.В., Варлакова В.В.
при секретаре судебного заседания Зуевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 27 марта 2014 года гражданское дело по иску прокурора Юргамышского района в интересах Федоровой Е.В. к Администрации Юргамышского района Курганской области, Муниципальному учреждению "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскании денежных средств, затраченных на расколку дров,
по апелляционной жалобе Администрации Юргамышского района Курганской области на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 14 января 2014 года, которым постановлено:
Иск прокурора Юргамышского района в интересах Федоровой - удовлетворить.
Признать за Федоровой право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения для возмещения понесенных расходов в полном объеме за период с года по года.
Взыскать с муниципального образования Юргамышского района в лице - муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" за счет средств бюджета муниципального района в возмещение расходов по расколке дров в пользу Федоровой за период с года по года в сумме рублей.
Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В. об обстоятельствах дела, мнение представителя истца - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Половниковой А.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Юргамышского района обратился в суд с иском в интересах Федоровой Е.В. к Администрации Юргамышского района Курганской области, Муниципальному учреждению "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" о признании права на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскании денежных средств, затраченных на расколку дров. В обоснование иска прокурор указывал, что прокуратурой Юргамышкого района была проведена проверка соблюдения законодательства о социальных гарантиях педагогических работников, проживающих в сельской местности. Проверкой установлено, что Федорова Е.В. является педагогическим работником муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Фадюшинская основная общеобразовательная школа", обладает правом на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг. В и годах Федоровой Е.В. было предоставлено по куб.м. нерасколотых дров в год, что делало невозможным их использование по прямому назначению, требовало дополнительных расходов. Согласно представленной ГУП "Юргамышский лесхоз" информации, стоимость расколки одного куб.м. дров в 2011 и 2012 годах составляла 115 рублей. За период с г. по г. Федоровой Е.В. на расколку дров было израсходовано рублей.
С учетом изложенного, просил признать за Федоровой Е.В. право на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме без учета норма потребления коммунальных услуг, а также взыскать с пользу Федоровой Е.В. с Администрации Юргамышского района в лице Муниципального учреждения "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" денежные средства, затраченные на расколку дров за период с по в сумме рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Шабуров В.И. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Федорова Е.В. в судебном заседании заявленные требования уточнила, просила компенсировать расходы на расколку дров за год в сумме рублей.
В судебном заседании представитель ответчиков Администрации Юргамышского района Курганской области и Муниципального учреждения "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" ., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями в части взыскания расходов на расколку дров, не согласилась, пояснив, что п. 3 ст. 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" компенсация расходов на оплату отопления предоставляется в виде оплаты расходов на приобретение твердого топлива или плотных дров (нерасколотых) и транспортных услуг для доставки этого топлива, расходы на расколку дров не предусмотрены.
В судебном заседании представитель третьего лица муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Фадюшинская основная общеобразовательная школа" директор . с исковыми требованиями согласилась. Пояснила, что в начале учебного года составляются списки учителей, в которых указана норма приобретения или доставки дров. Дрова предоставляются предпринимателем к месту жительства педагога, составляется реестр доставки и происходит оплата по счетам-фактурам, квитанциям, которые педагог оплачивает лично, предоставляет квитанцию к оплате в Отдел образования Администрации Юргамышского района, после чего учителю выплачивается денежная компенсация понесенных расходов. Дрова предоставляются в нерасколотом виде, в связи с чем учителя несут дополнительные расходы по расколке дров.
Представитель третьего лица Муниципального учреждения "Отдел образования Администрации Юргамышского района Курганской области" в судебное заседание не явился. В письменном отзыве выражал несогласие с заявленными исковыми требованиями, указывая, что возмещение педагогам расходов на расколку дров Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 не предусмотрено. Дело просили рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области явку в судебное заседание не явился. В письменных возражениях на исковое заявление представитель Правительства Курганской области выражал несогласие с иском, ссылаясь на Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденный постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379. Также указывала, что в соответствии с абзацем 3 пункта 6 названного Порядка педагогическим работникам образовательных учреждений при отсутствии в жилом помещении централизованного отопления, компенсация расходов на оплату отопления дровами включает оплату расходов на приобретение дров и транспортных услуг для их доставки. Расходы по расколке дров также подлежат компенсации в случае, если дрова для отопления жилого помещения предоставлены в таком виде, в котором они не могут быть использованы по прямому назначению.
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, извещался в установленном процессуальным законом порядке.
Юргамышским районным судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит Администрация Юргамышского района Курганской области.
В обоснование жалобы вновь ссылается на пункт 6 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379, и Закон Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", которыми услуга по расколке дров и возмещение расходов по расколке дров не предусмотрены. Кроме того, расходы по расколке дров повлекут увеличение расходов соответствующего бюджета на оплату не предусмотренных законом мер социальной поддержки. Просит отменить решение суда в части взыскания с муниципального образования Юргамышский район в лице Муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" за счет казны муниципального образования Юргамышского района Курганской области в возмещение расходов Федоровой Е.В. по расколке дров за период с по денежные средства в сумме рублей.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, указывая, что согласно ГОСТ 3243-88 (пункт 1.1.1) дрова длиной 1 метр и менее и толщиной от 16 сантиметров должны быть расколоты на части в зависимости от их диаметра. Использовать дрова для отопления помещений в нерасколотом виде не представляется возможным. Решение суда первой инстанции считал законным и обоснованным.
В отзыве на апелляционную жалобу Правительство Курганской области выражает несогласие с принятым судом первой инстанции решением в части взыскания расходов по расколке дров, поскольку возмещение таких расходов не предусмотрено Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" и Порядком предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) и территории Курганской области, утвержденным постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379.
В суде апелляционной инстанции представитель истца - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Половникова А.А. полагала апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия областного суда полагает, что оснований к изменению либо отмене решения суда не имеется.
Материалами дела установлено, что Федорова Е.В. работает учителем в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении (далее - МКОУ) "Фадюшинская основная общеобразовательная школа".
Согласно справке Администрации Фадюшинского сельсовета Юргамышского района Курганской области от Федорова Е.В. проживает в сельской местности по адресу: , жилое помещение оборудовано печным отоплением.
Как педагогический работник истец пользуется мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов на освещение и отопление жилого помещения, что участвующими в деле лицами не оспаривалось.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11.01.2011, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В силу статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Таким образом, права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренные абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", в редакции, действовавшей в спорный период до 11.01.2011, федеральным законодателем сохранены.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
Статьей 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. К ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 в редакции, применяемой к правоотношениям после 01.04.2010, педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); компенсация оплаты отопления и освещения жилого помещения.
Судебной коллегией признаются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о необоснованности компенсации расходов на расколку дров по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в году Федоровой Е.В. поставлялись дрова в нерасколотом виде, в количестве куб.м.
Дрова в нерасколотом виде для отопления жилого помещения истец использовать не могла, в связи с чем понесла расходы по расколке дров в году в сумме рублей.
По информации, представленной ГУП Курганской области "Юргамышский лесхоз", стоимость расколки одного кубического метра дров в 2012 году составила 100 рублей, с учетом уральского коэффициента - 115 рублей.
между Отделом образования Администрации Юргамышского района и МКОУ "Фадюшинская основная общеобразовательная школа" заключен договор на бухгалтерское обслуживание.
В связи с тем, что дрова предоставлялись истцу в нерасколотом виде, Федорова Е.В. обратилась в Отдел образования Администрации Юргамышского района с заявлением о возмещении понесенных расходов по расколке дров, в чем ей было отказано.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области, который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Согласно пункту 6 данного Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц: документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц; справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
Пунктом 9 Порядка установлено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в пункте 2 раздела 1 указанного Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Поскольку дрова предоставлялись в нерасколотом виде, истец дополнительно несла расходы по их расколке, следовательно, предусмотренные не только федеральным, но и законодательством Курганской области меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление Федорова Е.В. в полном объеме не получала.
Суд первой инстанции с учетом обстоятельств дела и положений закона пришел к обоснованному выводу о наличии убытков в виде расходов, понесенных Федоровой Е.В. для расколки дров, в связи с чем исковые требования о возмещении указанных расходов были обоснованно удовлетворены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законом не предусмотрено предоставление дров именно в расколотом виде, являются несостоятельными.
В соответствии с ГОСТ 3243-88 "Дрова. Технические условия", распространяемом на дрова, используемых в качестве топлива, дрова длиной 1 м и менее и толщиной от 16 до 26 см должны быть расколоты на две части, толщиной от 28 до 40 см - на четыре части, толщиной 42 см и более - на количество частей, при котором наибольшая линия раскола по торцу любой части не превышает 22 см.
Таким образом, дрова должны быть предоставлены в таком виде, чтобы их можно было использовать по прямому назначению (отопление жилого помещения), в противном случае истец будет лишена возможности использовать предоставленные законом гарантии и реализовать свое право на такую меру социальной поддержки как компенсация расходов на отопление жилого помещения в полном объеме.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК Российской Федерации).
Пунктом 12 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки установлено, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела 1 данного Порядка, ежегодно предусматриваются в Законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций, поэтому оснований для отказа истцу в предоставлении компенсации расходов, связанных с расколкой дров, ввиду увеличения расходов соответствующего бюджета, у ответчика не имелось.
Судом первой инстанции правильно определен круг юридически значимых для дела обстоятельств, выводы суда подробно мотивированы, являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 14 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - Администрации Юргамышского района Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.