Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Богдановой О.Н., Шарыповой Н.В.,
при секретаре Крюковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 1 апреля 2014 года гражданское дело по иску Война М.И. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области о перерасчете пенсии
по апелляционной жалобе Война на решение Курганского городского суда Курганской области от 5 февраля 2014 года, которым постановлено:
исковые требования Война к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области о перерасчете пенсии оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи областного суда Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, пояснения истца Война М.И., представителя ответчика Симоновой Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Война М.И. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (далее - ГУ УПФ РФ в г. Кургане) о перерасчете пенсии.
В обоснование иска указал, что является получателем пенсии по старости, пенсия ему назначена с . При перерасчете пенсии с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" была применена среднемесячная заработная плата для начисления государственных пенсий в размере 1671 руб. Названный размер отражает данные за 2 квартал 2001 года. Однако, согласно указанному выше закону, размер среднемесячной заработной платы исчисляется исходя из размера за 3 квартал 2001 года, величина которой с учетом данных Госкомстата составляла 1866 руб. Постановлением Правительства N 720 утверждена среднемесячная заработная плата для исчисления государственных пенсий в размере 1671 руб. Указанное постановление противоречит Федеральному закону от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Просил обязать ответчика провести перерасчет пенсии с 1 января 2002 года с учетом среднемесячной заработной платы для исчисления государственных пенсий равной 1866 руб.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Кургане Симонова Е.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, заявила ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Война М.И. выражает не согласие с решением суда, просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы вновь указывает доводы, изложенные им в суде первой инстанции. Полагает, что судом не дано правовой оценки изложенным в иске доводам, указан лишь порядок расчетного размера трудовой пенсии. Считает, что срок исковой давности при перерасчете трудовой пенсии не применяется.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика полагал доводы жалобы необоснованными. Указал, что оснований для применения иного размера среднемесячной заработной платы для исчисления расчетного размера пенсии в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, чем утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года N 720 для исчисления пенсий не имеется.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Война М.И. на доводах апелляционной жалобы настаивал. Указал, что не согласен с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года N 720. Расчеты, произведенные ответчиком, не оспаривал.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Кургане Симонова Е.С. выражала не согласие с доводами жалобы, поддержала возражения на жалобу. Настаивала на пропуске истцом срока исковой давности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Частью 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает из исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что Война М.И. является получателем пенсии по старости с , что подтверждается соответствующим дубликатом удостоверения от .
До 1 января 2002 года правоотношения по установлению пенсий регулировались Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".
По состоянию на дату назначения пенсии, действовал единственно возможный порядок расчета пенсии, предусмотренный ст. 16 Закона "О государственных пенсиях в РФ" от 20 ноября 1991 года N 340-1, в соответствии с которым пенсия истцу была рассчитана и назначена.
Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" установлен индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП), который являлся произведением размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период. Увеличение назначенных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране производится четыре раза в год с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября. Для увеличения пенсии индивидуальный коэффициент пенсионера применяется к среднемесячной заработной плате в стране за период с 1 января по 31 марта, если увеличение производится с 1 мая; с 1 апреля по 30 июня, если увеличение производится с 1 августа; с 1 июля по 30 сентября, если увеличение производится с 1 ноября; с 1 октября по 31 декабря предшествующего года, если увеличение производится с 1 февраля следующего года.
С 1 января 2002 года Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" утратил силу в связи с введением в действие Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым в настоящее время регулируются вопросы, связанные с назначением, выплатой, перерасчетом и индексацией трудовых пенсий и которым сохранены положения ранее действующего законодательства в части расчетов пенсии.
Согласно п. 4 ст. 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если при перерасчете трудовой пенсии по нормам данного Федерального закона ее размер не достигает размера, получаемого на день вступления его в силу, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем - более высоком - размере. Таким образом, названным Федеральным законом не допускается снижение уровня пенсионного обеспечения граждан, установленного в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 N 720 "Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за 3 квартал 2001 года для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 ноября 2001 года" утверждена среднемесячная заработная плата в стране для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 ноября 2001 года в соответствии с Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" за 3 квартал 2001 года в размере 1 671 руб.
В соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется исходя из стажевого коэффициента (СК), отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячному заработку в Российской Федерации за тот же период (ЗР/ЗП) и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации (СЗП) за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденной Правительством Российской Федерации (1 671 руб. 00 коп). по формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП.
В названном Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ не отмечено, что эта среднемесячная заработная плата имеет иной размер, чем в Постановлении Правительства РФ от 11 октября 2001 года N 720, тем самым законодатель согласился с используемой в указанном Постановлении методикой подсчета среднемесячной заработной платы за 3 квартал 2001 года и ее утверждением Правительством РФ в размере 1671 руб.
Как следует из представленных в материалы дела распоряжений за 2002 год о перерасчете пенсии Война М.И., перерасчет пенсии последнего осуществлялся в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года N 720 размером среднемесячной заработной платы в сумме 1671 руб.
Оспаривая принятое судом решение, а также обосновывая заявленные исковые требования, истец фактически выражает не согласие с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года N 720 размером среднемесячной заработной платы в Российской Федерации для исчисления и увеличения государственных пенсий за 3 квартал 2001 года. По мнению истца, Правительство Российской Федерации, не наделенное правом по своему усмотрению регулировать пенсионные правоотношения граждан и вводить ограничения права на пенсионное обеспечение, существенно занизило этот размер, который с учетом данных Госкомстата России о среднемесячной заработной плате работников в целом по экономике Российской Федерации за 3 квартал 2001 составлял 1 866 руб. ((3393 руб. х 0,55(стажевой коэффициент)).
Между тем, как следует из п. 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года N 720, решение Правительства Российской Федерации основывалось на соответствующих сведениях, представленных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации. Проверка их объективности и достоверности, к чему, по сути, сводится требование истца, связана с оценкой фактических обстоятельств, лежащих в основе принятия названного Постановления.
Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года N 720 являлось предметом рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации, решением от 30 октября 2002 года N ГКПИ 2002-453 по жалобе Лукьяненко О.П. о признании недействительным данного Постановления Правительства Российской Федерации в удовлетворении требований было отказано.
Указанным решением Верховного Суда Российской Федерации установлено, что используемая в оспариваемом Постановлении методика подсчета среднемесячной заработной платы в стране за 3 квартал 2001 года и ее утверждение Правительством Российской Федерации в размере 1671 руб., законодательству не противоречит.
Учитывая, что постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 года N 720 обязательно для исполнения всеми лицами, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации при определении права на пенсию являются правоприменительным органом и не могут выйти за пределы установленной правовой нормы.
Поскольку действиями ответчика права истца не нарушены, судом обоснованно отказано в удовлетворении требований о перерасчете пенсии, мотивы отказа подробно мотивированы в оспариваемом решении.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым исключить из оспариваемого решения выводы суда об истечении срока исковой давности.
Разрешая спор, суд первой инстанции со ссылкой на положения ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований также в связи с пропуском истцом срока исковой давности, поскольку о размере среднемесячной заработной платы Война М.И. стало известно в мае 2003 года, в суд истец обратился в 2013 году, таким образом, установленный приведенной выше статьей срок исковой давности пропущен.
Судебная коллегия находит, что данный вывод суда первой инстанции ошибочным.
В соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие исковую давность, к указанным правоотношениям неприменимы.
Кроме того, в силу п. 2 ст. 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Иные доводы апелляционной жалобы Война М.И. по существу сводятся к не согласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 5 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Война - без удовлетворения.
Исключить из мотивированной части решения суда вывод об истечении срока исковой давности.
Судья-председательствующий Прасол Е.В.
Судьи: Богданова О.Н.
Шарыпова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.