Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Безносовой Е.И., Литвиновой Е.И.,
с участием прокурора Половниковой А.А.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 27 марта 2014 года гражданское дело по иску прокурора Юргамышского района в интересах Богданцевой Л.В. к администрации Юргамышского района, финансовому отделу администрации Юргамышского района Курганской области о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе администрации Юргамышского на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 14 января 2014 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Юргамышского района в интересах Богданцевой - удовлетворить.
Признать за Богданцевой право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения для возмещения понесенных расходов в полном объеме за период с 01.01.2011 года по 31.12.2012 года.
Взыскать с муниципального образования Юргамышского района в лице - муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" за счет средств бюджета муниципального района в возмещение расходов по расколке дров в пользу Богданцевой за период с 01.01.2011 года по 31.12.2012 года в сумме рубль".
Заслушав доклад судьи областного суда Безносовой Е.И., изложившей существо дела, мнение прокурора Половниковой А.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор обратился в суд с иском в интересах Богданцевой Л.В. к администрации Юргамышского района, финансовому отделу администрации Юргамышского района о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств. В обоснование заявленных требований указывал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальных гарантиях, в ходе которой установлено, что Богданцева Л.В., являющаяся педагогическим работником, перешедшим на пенсию, обладает правом на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату за жилое помещение, отопление и освещение. Компенсация понесенных расходов на оплату отопления жилого помещения ей предоставляется не в полном объеме, предусмотренном Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области". В соответствии с информацией отдела образования администрации Юргамышского района, Богданцевой Л.В. в 2011 году предоставлено 27,7 куб.м. дров, в 2012 году - 27,7 куб.м. дров. Дрова предоставлялись нерасколотыми. Предоставление нерасколотых дров делает невозможным их использование по прямому назначению и требует дополнительных расходов. По информации, предоставленной ГУП "Юргамышский лесхоз", стоимость расколки кубического метра дров в 2011 году составила руб., в 2012 году - руб. Предоставление дров, неготовых к применению, нарушает право истца на гарантированное федеральным законодательством бесплатное жилое помещение с отоплением. Полагает, что Богданцева Л.В. понесла убытки, связанные с оплатой расходов на расколку дров. В ходе судебного разбирательства прокурор исковые требования уточнил, в окончательном варианте просил признать за Богданцевой Л.В. право на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг. Взыскать с муниципального образования Юргамышского района в лице Финансового отдела администрации Юргамышского района денежные средства, затраченные на расколку дров в пользу Богданцевой Л.В. в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 в сумме рубль.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддерживал.
Истец Богданцева Л.В. исковые требования по основаниям, изложенным в иске, поддерживала.
Представитель ответчика администрации Юргамышского района и финансового отдела администрации Юргамышского района Девяшина И.С. с требованиями о возмещении понесенных истцом расходов, связанных с оплатой расколки дров не согласилась.
Представитель третьего лица Муниципального учреждения Отдела образования администрации Муниципального образования Юргамышский район в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, в письменных возражениях на иск полагал, что требования прокурора не подлежат удовлетворению, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя данного лица, участвующего в деле.
Представитель третьего лица финансового управления Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Юргамышского района просит решение суда отменить в части взыскания возмещения расходов по расколке дров. В обоснование указывает, что согласно федеральному законодательству размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Ссылается на порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, принятый во исполнение закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", услуги по расколке дров не предусмотрены. Финансирование расходов, предусмотренных Законом Курганской области N 75, осуществляется за счет средств областного бюджета.
В возражениях прокурор, участвующий в деле, считая решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.
Представитель прокуратуры Курганской области Половникова А.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции выразила несогласие с доводами жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки суд апелляционной инстанции не уведомили. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Богданцева Л.В. зарегистрирована и проживает по , с 15.08.1974 по 31.08.2011 осуществляла педагогическую деятельность в муниципальном казенном образовательном учреждении "", с ей назначена пенсия.
Являясь педагогическим работником, вышедши на пенсию, истец пользуется мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление жилого помещения, что не оспаривалось в судебном заседании.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании" (в редакции, действовавшей до 11.11.2011) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) компенсаций, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ (статья 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было предусмотрено для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), что указано в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.05.2005 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренные абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", после 01.05.2005 федеральным законодателем сохранены.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (действующего с 11.11.2011) нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" (в редакции от 23.07.2009, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к которым, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 в редакции, действовавшей в спорный период, педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляются меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), компенсация оплаты отопления и освещения жилого помещения.
Материалами дела установлено, что Богданцевой Л.В. в 2011-2012 годах приобретены дрова в количестве по 27,7 куб.м. ежегодно, расходы по приобретению дров были ей компенсированы путем выплаты денежных средств.
Как поясняла истец в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и не оспорено представителем ответчиков, дрова для отопления жилого помещения с 2011 года ей предоставлялись в нерасколотом виде, в связи с чем она вынуждена была понести расходы на расколку дров путем заключения соответствующих договоров и выплате средств по договорам.
Суд первой инстанции установил, что Богданцева Л.В. обращалась в муниципальное учреждение Отдел образования администрации муниципального образования Юргамышский район Курганской области с заявлением о возмещении понесенных ею расходов по расколке дров, однако расходы ей не были возмещены.
В целях реализации Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области (далее Порядок), который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Согласно пункту 6 данного Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц, в частности, о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц, справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
Пунктом 9 Порядка установлено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в пункте 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Суд первой инстанции, с учетом обстоятельств дела и положений приведенного законодательства, пришел к обоснованному выводу о необходимости возмещения Богданцевой Л.В. расходов, понесенных в связи с расколкой дров.
Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки определен в пункте 12 указанного выше постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379, согласно которому финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что указанным выше Порядком не предусмотрено возмещение расходов по оказанию услуг по расколке дров является несостоятельным, поскольку, приобретая дрова в нерасколотом виде, Богданцева Л.В. в полном объеме не получала меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством для педагогических работников, проживающих в сельской местности.
Кроме того, в соответствии с ГОСТ 3243-88 Дрова. Технические условия, распространяемом на дрова, используемые в качестве топлива, дрова длиной 1 м. и менее и толщиной от 16 до 26 см. должны быть расколоты на две части, толщиной от 28 до 40 см. - на четыре части, толщиной 42 см. и более - на количество частей, при котором наибольшая линия раскола по торцу любой части не превышает 22 см.
Таким образом, дрова должны быть предоставлены истице в таком виде, в котором возможно их использование по прямому назначению (отопление жилого помещения), в противном случае Богданцева Л.В. будет лишена возможности использовать предоставленные ей законом гарантии и реализовать свое право на такую меру социальной поддержки как компенсация расходов на отопление жилого помещения в полном объеме.
Обосновывая размер понесенных расходов на расколку дров, Богданцева Л.В. ссылалась на договоры возмездного оказания услуг, заключенные 20.10.2011 и 26.10.2012 с Вяткиным И.Д., по условиям которых последний оказал Богданцевой Л.В. услуги по расколке дров объемом 27,7 куб. м. За оказание данных услуг произведена оплата в 2011 году в размере рублей, исходя из стоимости рублей за 1 куб.м. дров, и в 2012 году - рублей исходя из стоимости рублей за 1 куб.м. дров (л.д. 81-82).
Согласно справке ГУП "Юргамышский лесхоз" от 15.08.2012, стоимость расколки 1 куб. м. дров в 2011-2012 годах с учетом уральского коэффициента составила рублей.
Таким образом, взысканная судом в пользу Богданцевой Н.В. сумма расходов на расколку дров в размере рубль за 2011-2012 годы () является обоснованной.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут повлечь отмену законного и обоснованного решения.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело проверено судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 14 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Юргамышского района Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.