Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.
судей: Аврамовой Н.В., Шарыповой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 27 марта 2014 года гражданское дело по иску прокурора Юргамышского района в интересах Ляминой к Администрации Юргамышского района Курганской области, муниципальному учреждению "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе Администрации Юргамышского района Курганской области на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 14 января 2014 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Юргамышского района в интересах Ляминой - удовлетворить.
Признать за Ляминой Валентиной Ивановной право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения для возмещения понесенных расходов в полном объеме за период с 01.01.2011 года по 31.12.2012 года.
Взыскать с муниципального образования Юргамышского района в лице - муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" за счет средств бюджета муниципального района в возмещение расходов по расколке дров в пользу Ляминой за период с 01.01.2011 года по 31.12.2012 года в сумме рублей."
Заслушав доклад судьи областного суда Аврамовой Н.В., изложившей существо дела, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Половниковой А.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Юргамышского района Курганской области обратился в суд в интересах Ляминой В.И. к Администрации Юргамышского района, муниципальному учреждению "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств. В обоснование исковых требований указывал, что в результате проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о социальных гарантиях было установлено, что Лямина В.И., являясь педагогическим работником МКОУ "Фадюшинская основная общеобразовательная школа", имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, которые ей предоставляются не в полном объеме, поскольку дрова предоставлялись не расколотыми. Предоставление дров, не готовых к применению, нарушают права Ляминой В.И. на гарантированное федеральным законодательством бесплатное жилое помещение с отоплением. Полагал, что незаконными действиями органов местного самоуправления муниципального образования Юргамышского района по отказу в предоставлении меры социальной поддержки в полном объеме истцу причинены убытки в виде расходов, связанных с оплатой расколки дров. Просил суд признать за Ляминой В.И. право на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскать с муниципального образования Юргамышский район в лице муниципального учреждения "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" денежные средства, затраченные на расколку дровза период с 01.01.2011 по 09.08.2013 в сумме руб.
В ходе рассмотрения дела судом исполняющий обязанности прокурора Юргамышского района уточнил предмет исковых требований в виду допущенной в первоначально заявленном иске описки в части указания периода, за который в пользу истца подлежат взысканию понесенные расходы на расколку дров, указав период с 01.01.2011 по 31.12.2012.
В судебном заседании Лямина В.И. и помощник прокурора Югамышского района Курганской области - Шабуров В.И. на измененных исковых требованиях настаивали. Лямина В.И. поясняла, что является учителем в МКОУ "Фадюшинская основная общеобразовательная школа", проживает в собственном доме с печным отоплением. Дрова предоставляются не расколотыми, в связи с чем ей приходится нести дополнительные расходы по расколке дров.
Представитель Администрации Юргамышского района Курганской области - Девяшина И.С., также представляющая интересы финансового отдела Администрации Юргамышского района Курганской области в судебном заседании с исковыми требованиями не соглашалась, полагала, что компенсация расходов на оплату отопления предоставляется в виде оплаты расходов на приобретение твердого топлива или плотных дров (не расколотых) и транспортных услуг, необходимых для доставки этого топлива, расходы на расколку дров действующим законодательством не предусмотрены.
Представитель МКОУ "Фадюшинская основная общеобразовательная школа" Васяева Н.А. в судебном заседании поддержала заявленные прокурором исковые требования, поясняла, что дрова предоставляются учителям в не расколотом виде.
Представитель третьего лица муниципального учреждения "Отдел образования Администрации Юргамышского района Курганской области" в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил в удовлетворении заявленных исковых требований о возмещении расходов, связанных с расколкой дров, отказать.
Представитель Правительства Курганской области в судебное заседание также не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, полагая исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Юргамышским районным судом Курганской области постановлено вышеприведенное решение, не согласившись с которым Администрацией Юргамышского района Курганской области подана апелляционная жалоба.
В апелляционной жалобе Администрации Юргамышского района Курганской области просит решение суда в части произведенного взыскания с муниципального образования "Юргамышский район" в лице муниципального учреждения "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" за счет средств бюджета муниципального района в возмещение расходов по расколке дров отменить. В обоснование жалобы указывает, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядком предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденным постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379, компенсация расходов по расколке дров не предусмотрена. Указывает, что финансирование расходов, предусмотренных Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", осуществляется за счет средств областного бюджета. В период с 01.01.2011 по 31.12.2012 истец за счет собственных средств самостоятельно приобрела дрова в не расколотом виде, предъявила квитанции к оплате в муниципальное учреждение "Отдел образования Администрации Муниципального образования Юргамышский район Курганской области", указанные расходы возмещены в полном объеме. Считает, что Закон Курганской области от 07.09.2005 N 75 не содержит правового закрепления возмещения расходов на расколку дров, в связи с чем, полагает заявленные исковые требования необоснованными.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Юргамышского района Курганской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Юргамышского района Курганской области - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Правительства Курганской области полагает, что решение суда подлежит отмене, а жалоба - удовлетворению.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представитель Правительства Курганской области в представленном суду апелляционной инстанции ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия в соответствии со ст.ст. 167, 327, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Материалами дела установлено, что Лямина В.И. зарегистрирована и проживает по адресу: Курганская , что подтверждается копией паспорта и справой Администрации Фадюшинского сельсовета Юргамышского района от . Право собственности на указанный жилой дом зарегистрировано за ее супругом Ляминым Ю.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным
Согласно копии трудовой книжки истец является педагогическим работником МКОУ "Фадюшинская основная общеобразовательная школа".
Как педагогический работник, Лямина В.И. пользуется мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов на освещение и отопление жилых помещений.
По данным филиала Главного управления социальной защиты населения Курганской области - Отдел социальной защиты населения по Юргамышскому району Лямина В.И. мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по линии социальной защиты населения не пользовалась.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11.01.2011, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались до 11.01.2011 правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В силу ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Таким образом, права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренные абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", после 01.03.2005 федеральным законодателем были сохранены.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
Статьей 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. К ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 в редакции, действовавшей в спорный период, педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляются меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), освобождения от оплаты отопления и освещения жилого помещения.
Согласно справке Администрации Фадюшинского сельсовета Юргамышского района от Лямина В.И. проживает в д. , в доме общей площадью 56,6 кв.м, который согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности серии от принадлежит супругу истца - Лямину Ю.А.
В 2011 и 2012 годах Лямина В.И. приобретала дрова в не расколотом виде по 18.8 куб. м. за счет собственных средств, что подтверждается квитанциями от на сумму руб. и от на сумму руб., впоследствии указанные расходы были ей возмещены, что сторонами по делу не оспаривалось.
По сведениям ИП Миносяна С.С. в 2012 году Ляминой В.И. предоставлялись дровалиственных парод в объеме 18.8 куб. м, не колотые, а распиленные на отдельные части по 45-50 см.
В соответствии с представленными в материалы дела договорами о возмездном оказании услуг от и от , заключенными между Ляминой В.И. и Беляевым А.В., истцу были оказаны услуги по расколке дров, стоимость которых составляла в общей сумме руб.
между муниципальным учреждением "Отдел образования Администрации Юргамышского района Курганской области" и МКОУ "Фадюшинская основная общеобразовательная школа" заключен договор на бухгалтерское обслуживание.
Лямина В.И. обратилась к руководителю Юргамышского районного отдела образования с заявлением о выплате компенсации указанных расходов, в предоставлении возмещения ей было отказано.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379, утвержден "Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области", который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Согласно п. 6 данного Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц: документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц; справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
Пунктом 9 Порядка установлено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в п. 2 разд. 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Вышесказанное свидетельствует, что государство гарантировало педагогическим работникам, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), компенсацию расходов в полном объеме на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 16 названного Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Поскольку дрова предоставлялись истцу в не расколотом виде, Лямина В.И. дополнительно несла расходы по их расколке, следовательно, предусмотренные федеральным законодательством меры социальной поддержки она в полном объеме не получала.
По сообщению ОАО "Юргамышский лесхоз" стоимость расколки 1 куб. м дров в 2011 и 2012 годах с учетом уральского коэффициента составляет 115 руб.
Суд первой инстанции с учетом обстоятельств дела в пределах заявленных исковых требований и положений закона, признав за Ляминой В.И. право на меры социальной поддержки в виде возмещения расходов по отоплению и освещению в полном объеме, пришел к обоснованному выводу о наличии убытков в виде расходов, понесенных истцом для расколки дров, в связи с чем исковые требования в части возмещения указанных расходов подлежали удовлетворению в полном объеме.
Расчет взысканной судом суммы и ее размер сторонами не оспариваются.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, о том, что законом не предусмотрено предоставление дров именно в расколотом виде являются несостоятельными, поскольку в соответствии с ГОСТ 3243-88 Дрова. Технические условия, распространяемом на дрова, используемых в качестве топлива, дрова длиной 1 м. и менее и толщиной от 16 см. до 26 см. должны быть расколоты на две части, толщиной от 28 см. до 40 см. - на четыре части, толщиной 42 см. и более - на количество частей, при котором наибольшая линия раскола по торцу любой части не превышает 22 см.
Таким образом, дрова должны быть предоставлены в таком виде, чтобы их можно было использовать по прямому назначению (отопление жилого помещения), в противном случае Лямина В.И. будет лишена возможности использовать предоставленные законом гарантии и реализовать свое право на такую меру социальной поддержки как компенсация расходов на отопление жилого помещения в полном объеме.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и к иной, нежели у суда, оценке фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм, для чего оснований судебная коллегия не находит, поэтому не влекут отмену постановленного в соответствии с законом судебного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части решения мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 14 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Юргамышского района Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.М. Софина
Судьи: Н.В. Аврамова
Н.В. Шарыпова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.