Апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 08 апреля 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Мясникова А.А.
судей Горкуна В.Н. и Песоцкого В.В.,
при секретаре судебного заседания Николаевой С.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителя Бортникова И.Е. - Волчкова А.П. и Военного комиссара Ставропольского края Тельнова В. на решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 25 ноября 2013 года по делу по иску Бортникова И.Е. к военному комиссариату Ставропольского края о взыскании недополученной пенсии по выслуге лет с учетом индексации,
заслушав доклад судьи Горкуна В.Н.
УСТАНОВИЛА:
Бортников И.Е. обратился в суд с указанным иском. Требования мотивировал тем, что он с 09 октября 1998 года, как пенсионер МО РФ, получает пенсию за выслугу лет в военном комиссариате Ставропольского края, что как ветеран боевых действий в зоне вооруженного конфликта в Чеченской республике и прилегающих к ней регионах Северного Кавказа в период с 13 января 1995 года по 04 мая 1995 года в соответствии с п.п. "г" п.1 ст.45 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993г. N4468-1 имеет право на повышение пенсии на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона, что при назначении и выплате ему пенсии за выслугу лет с 09 октября 1998 года по 01 января 2004 года это не было учтено, что разрешить спор в добровольном порядке не представилось возможным, так как согласно ответу начальника ЦСО Военного комиссариата Ставропольского края В. Лукьянчука N14/5479 от 16 сентября 2013 года на его письменное обращение лицам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, устанавливаются правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ, что данный ответ незаконный, необоснованный, нарушающий его конституционные права и охраняемые законом интересы, так как Федеральный закон "О ветеранах" не предусматривает присвоение статуса ветерана боевых действий, а устанавливает перечень лиц, отнесенных к категории ветеранов боевых действий, что им представлен расчет недополученной проиндексированной пенсии за выслугу лет, подлежащей выплате Военным комиссариатом Ставропольского края за период с 09 октября 1998 года по 31 декабря 2003 года, который составляет ... рублей, что с ответчика в его пользу подлежат взысканию недополученная проиндексированная пенсия за выслугу лет за период с 09 октября 1998 года по 31 декабря 2003 года в сумме ... руб. ... коп., судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме ... рублей.
Решением Промышленного районного суда Ставропольского края от 25 ноября 2013 года исковые требования Бортникова И.Е. удовлетворены частично. С военного комиссариата Ставропольского края в пользу Бортникова И.Е. взыскана недополученная пенсия за период с 09 октября 1998 года по 31 декабря 2003 года в сумме ... рублей ... копейки, в остальной части отказано, а также расходы на оплату услуг представителя в размере ... рублей, в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе Военный комиссар Ставропольского края Тельнов В. просит решение суда в удовлетворенной части исковых требований Бортникова И.Е. отменить как незаконное и необоснованное, вынести в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, на нарушение судом норм материального права и норм процессуального права, на неприменение судом Закона, подлежащего применению, так как по состоянию на 09 октября 1998 года выплата надбавки ветеранам боевых действий из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно - исполнительной системы, проходивших службу на территории Чеченской Республики нормами Закона не предусматривалась, что данная надбавка впервые закреплена Федеральным закон от 12 июня 2002 N 68-ФЗ "О внесении изменений в статьи 16, 17, 24, 45 и 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и применима лишь с 01 января 2004 года, так как до этого времени категория ветеранов боевых действий, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, не существовала, что Законодателем категория "ветеран боевых действий, принимавший участие в боевых действиях на территории Российской Федерации", введена лишь с 01 января 2004 года, что расчет истца о перерасчете его пенсии путем увеличения ранее действовавших коэффициентов противоречит статьям 45 и 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и установленного нормой Закона размера - 32% из суммы расчетного размера пенсии, установленной в размере социальной пенсии, что военный комиссариат Ставропольского края правомерно применял те суммы, которые действовали и были установлены по периодам с соответствующими изменениями и дополнениями в нормативной базе, что расчет истца законодательно не обоснован и не закреплен, что по расчету военного комиссариата Ставропольского края истцу за период с 08 октября 1998 года по 31 декабря 2003 года действительно необходимо доплатить ... руб. ... коп., сделанный истцом перерасчет его пенсии за период с 08 октября 1998 года по 31 декабря 2003 года с применением размера социальной пенсии в сумме ... руб. 00 коп незаконен, так как такой размер социальной пенсии применим только с 01 декабря 2009 года, с введением в действие соответствующего правового акта, что в соответствии со ст.4 Гражданского кодекса РФ - акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, что судом первой инстанции грубо нарушен принцип применения обратной силы Закона.
В апелляционной жалобе представитель Бортникова И.Е. - Волчков А.П. просит решение суда в части взыскания с Военного комиссариата Ставропольского края в пользу Бортникова И.Е. недополученной пенсии за период с 09 октября 1998 года по 31 декабря 2003 года в сумме ... рублей ... коп. отменить, принять в данной части новое решение об удовлетворении требований Бортникова И.Е. в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения суда, на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, на нарушение судом норм материального Закона и норм процессуального Закона, на неправильное применение судом Закона, подлежащего применению, на неправильное толкование судом Закона, подлежащего применению, на соответствующий сложившейся судебной практике и требованиям норм действующего законодательства представленный ответчиком расчет сумм, на причинение ответчиком истцу имущественного вреда за несвоевременное осуществление перерасчета повышения (индексации) пенсии за выслугу лет, снижения покупательской способности указанных средств, а потому недополученная истцом пенсия должна быть перерасчитана в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсации и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", что расчет ответчика составлен без учета перерасчета повышения (индексации) недополученной Бортниковым И.Е. пенсии и необоснованно принят судом.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представителя Бортникова И.Е. - Волчкова А.П., представитель Военного комиссариата Ставропольского края Аббасов А. просят апелляционные жалобы противоположных сторон по делу оставить без удовлетворения, решение суда отменить с вынесением соответствующего нового решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В силу статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио-и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно статье 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в Вооруженных Силах РФ осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и орган уголовно- исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ N 4468-1).
Судом правильно установлено и следует из материалов дела, что Бортников И.Е., ... г.р., является пенсионером МО РФ и получает пенсию за выслугу лет с 09.10.1998г. по настоящее время в военном комиссариате Ставропольского края. Истец является ветераном боевых действий, исполнявшим служебные обязанности по выполнению боевых задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской республике и прилегающих к ней регионах Северного Кавказа в период с 13.01.1995г. по 04.05.1995г..
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела письменными доказательствами, а именно: пенсионным удостоверением ВП N088383 от 05.01.1999г., справкой заместителя руководителя Территориального правления Федеральных органов исполнительной власти Чеченской республики И. Огаркова от 05.1995г., удостоверением ветерана боевых действий серии БК N ... , выданным 10.07.2004 г. Приморским краевым Военным комиссариатом (л.д. 11).
Бортникову И.Е. с 01 января 2004 года назначено повышение к пенсии, как ветерану боевых действий. При этом обоснованным является утверждение истца о наличие у него право на получение указанного повышения с момента назначения пенсии.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий иск, пришел к правильному выводу о частичном его удовлетворении, так как при назначении и выплате Бортникову И.Е. пенсии за выслугу лет с 09.10.1998г. по 01.01.2004г., не было выплачено повышение, установленное п.п. "г" п.1 ст.45 Закона РФ N4468-1 от 12.02.1993г., вступившего в законную силу с 01.02.1993г.
Доказательства обратному стороной ответчика в суды первой и апелляционной инстанций не представлены..
Судебная коллегия с выводом суда соглашается, считает его законным и обоснованным.
При этом, судебная коллегия приходит к выводам о несостоятельности довода апелляционной жалобы стороны ответчика о том, что ветераны боевых действий имеют право на повышение пенсии только с 01 января 2004 года.
Так, в соответствии с п.п. "г" п.1 ст.45 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993г. N4468-1 пенсии за выслугу лет и по инвалидности, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются: участникам ВОВ из числа лиц, указанных в подпунктах "а" -"ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах, а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1-4 п.1 ст.З ФЗ "О ветеранах" - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона.
В силу пунктов 3 и 4 Федерального Закона "О внесении изменения и дополнений в Федеральный Закон "О ветеранах" Раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приложения к Федеральному закону "О ветеранах" после абзаца "Боевые действия в Сирии и Ливане: июнь 1982 года" дополнить абзацами дующего содержания: "Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года".
Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года".
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 года.
Исходя из прямого содержания данных норм Закона, с 01 января 2004 года
распространено действие статьи 3 указанного Закона "О ветеранах" на отношения, возникшие при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта
в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта:
с декабря 1994 года по декабрь 1996 года .
По общим правилам Закон обратной силы не имеет, если иное не установлено Законом.
В данном случае Федеральный Закон "О внесении изменения и дополнений распространил действия статьи 3 Федерального указанного Закона Российской Федерации "О ветеранах" на указанные отношения, возникшие с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Следовательно, несостоятельным является довод апелляционной жалобы Военного комиссариата Ставропольского края о необходимости перерасчета выплаченной истцу пенсии лишь с 01 января 2004 года.
Между тем, Военным комиссариатом Ставропольского края в возражениях на исковое заявление приведен расчет, в том числе и в апелляционной жалобе, согласно которому за период с 08 октября 1998 года по 31 декабря 2003 года истцу необходимо доплатить ... руб. ... коп.
Суд, удовлетворяя частично заявленные Бортниковым И.Е. требования, именно эту сумму счел законной, обоснованной и подлежащей взысканию.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о принятии данного расчета, который у судебной коллегии сомнений не вызывает, и приходит к выводу о необоснованности довода апелляционной жалобы стороны истца о том, что представленный ответчиком расчет составлен без учета перерасчета повышения (индексации) недополученной Бортниковым И.Е. пенсии и необоснованно принят судом.
Указанные доводы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и являются противоречащими статьям 45 и 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, так как размер повышения 32% из суммы расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, определен на дату принятия соответствующих Законов (Федерального закона от 03.12.2007 N 319-Ф3 изменившим выплату
повышения с минимального размера пенсии по старости на расчетный размер пенсии, указанный ч.1 ст.46 Закона РФ N 4468-1 и Федерального закона от 24.07.2009 N 213-Ф3, установившим пересмотр повышений одновременно с изменением (индексацией) размера социальной пенсии).
Следовательно Военным комиссариатом Ставропольского края правомерно применены те суммы, которые действовали и были установлены по периодам с соответствующими изменениями и дополнениями в нормативной базе.
Истцом обратное не доказано и не опровергнуто.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы стороны истца о том, что недополученная Бортниковым И.Е.пенсия должна подлежать перерасчету в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсации и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Сумма социальной пенсии, установленная в размере ... руб. 00 коп., стала применяться лишь с 01 января 2009 года (основание - Федеральный закон от 28 апреля 2009 N 72-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан").
Из имеющегося в материалах дела представленного истцом расчета усматривается, что истец применяет указанную сумму с момента взыскания недополученной пенсии, то есть с 09 октября 1998 года.
Однако, это противоречит Федеральному закону от 28 апреля 2009 N 72-ФЗ в части даты вступления в законную силу.
В соответствии со статьей 2 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" - пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Таким образом, доплаты пенсии должны производиться ежемесячно, начиная со дня возникновения права (09.10.1998 года), в случае, если истец считает днем возникновения права дату назначения пенсии и до дня окончания расчета единовременной суммы.
При этом, такой расчет должен проводиться с учетом ранее сделанных перерасчетов.
Однако, истцом указанное требование при составлении своего расчета не выполнено. Иные доказательства в материалах дела отсутствуют, в суды первой и апелляционной инстанций не представлены.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о необоснованности представленного истцом расчета, так как эти расчеты включают периоды с 9 октября 1998 года по 31 декабря 2003 года и не действовавшие в эти периоды времени коэффициенты.
Какие-либо сведения о размерах сумм и о коэффициентах, действовавших в указанный период, эти расчеты не содержат.
Поскольку пенсии лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, исчисляются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а потому судебная коллегия находит обоснованным указание суда на то, что Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 не регулирует вопрос индексации суммы пенсии, а лишь регламентирует ее назначение и выплату.
Ссылки заявителей в апелляционных жалобах на судебную практику по аналогичным делам, не влечет отмену решения суда, поскольку к источникам правового регулирования судебная практика не относится, указанные в жалобах судебные постановления не имеют преюдициального значения для рассмотрения данного спора.
Иные доводы апелляционных жалоб также не содержат ссылок на заслуживающие внимание обстоятельства и доказательства, которые позволили бы судебной коллегии усомниться в обоснованности мотивированных выводов суда, изложенных в обжалуемом решении по результатам исследования, проверки и оценки, как фактических обстоятельств дела, так и представленных сторонами доказательств.
Выводы суда мотивированы в судебном решении, судебная коллегия находит их соответствующими материалам дела.
Фактически доводы настоящих апелляционных жалоб направлены на переоценку собранных по делу доказательств ввиде расчетов каждой стороны по делу. Однако эти доводы судебной коллегией не приняты во внимание, как не имеющие в силу статьи 330 ГПК РФ правового значения.
Судом при рассмотрении данного дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований к отмене решения суда не имеется.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда, как по доводам апелляционных жалоб, так и по материалам дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 25 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.