Апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 08 апреля 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Жеребкина В.П.
судей краевого суда: Безгиновой Л.А., Ситьковой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 апреля 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности Горелик И.В.
на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 20 января 2014 года
по гражданскому делу по иску Мучкина А.И. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании права на получение единовременной денежной выплаты
заслушав доклад судьи Безгиновой Л.А.
УСТАНОВИЛА:
Мучкин А.И. обратился в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании права на получение единовременной денежной выплаты. Уточнив исковые требования, Мучкин А.И. просил:
признать действия Министерства строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства СК по исключению его из сводного списка некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов погибших ( умерших) военнослужащих на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения незаконными;
обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства СК восстановить его в сводном списке некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов погибших ( умерших) военнослужащих на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения в соответствии с Законом СК от 03.03.2011г. N 16-кз " О порядке предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенным с военной службы, членам их семей, членам семей погибших ( умерших) военнослужащих" и Порядком предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения некоторым категориям
граждан, уволенным с военной службы, членам их семей, членам семей погибших ( умерших) военнослужащих, утвержденным постановлением Правительства СК от 07.07.2011г. N 259-П с 12.08.2011г.;
обязать Министерство строительства, архитектуры и коммунального хозяйства СК выплатить ему единовременную денежную выплату на приобретение или строительства жилого помещения в течении 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения Ленинского районного суда г. Ставрополя по настоящему иску.
В обоснование своих требований Мучкин А.И. указал, что является пенсионером МО РФ, имеет выслугу "" года.
Решением Петровского районного суда от 14.04.1998г. на администрацию города Светлограда была возложена обязанность восстановить его в очереди на улучшение жилых помещений в администрации г. Светлограда.
В соответствии со ст. 2 Закона СК от 03.03.2011г. N 16-кз " О порядке предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенным с военной службы, членам их семей, членам семей погибших ( умерших) военнослужащих" и п.З Порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенным с военной службы, членам их семей, членам семей погибших ( умерших) военнослужащих", утвержденного постановлением Правительства СК от 07.07.2011г. N 259-П администрация г. Светлограда обязана была направить все необходимые документы для предоставления единовременной денежной выплаты в Министерство строительства и архитектуры СК.
Однако ему стало известно, что постановлением администрации г. Светлограда от "" он был исключен из списка граждан для получения жилья в первоочередном порядке на основании п.2 ст. 57 ЖК РФ.
Прокуратурой Петровского района эти действия администрации г. Светлограда были признаны незаконными и внесено представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства, после чего он был включен в Сводный список некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членам их семей, членам семей погибших ( умерших) военнослужащих, утвержденный приказом Министерства строительства и архитектуры СК от 13.07.2011г. N 187 под номером 3 для получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения.
В настоящее время он исключен из указанного списка по неизвестным причинам, так как Министерство строительства и архитектуры СК не сообщило ему о причинах исключения из списка на получение единовременной денежной выплаты.
Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 20 января 2014 года суд признал незаконными действия Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК по исключению Мучкина А.И. из сводного списка некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членам их семей, членам семей погибших ( умерших) военнослужащих на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и обязал Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК восстановить Мучкина А.И. в сводном списке некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов погибших ( умерших) военнослужащих на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения в соответствии с Законом СК от 03.03.2011г. N 16-кз " О порядке предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенным с военной службы, членам их семей, членам семей погибших ( умерших) военнослужащих" и Порядком предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенным с военной службы, членам их семей, членам семей погибших ( умерших) военнослужащих, утвержденным постановлением Правительства СК от 07.07.2011г. N 259-П с 12.08.2011г.;
Суд отказал Мучкину А.И. в удовлетворении требования обязать Министерство строительства, архитектуры и коммунального хозяйства СК выплатить ему единовременную денежную выплату на приобретение или строительства жилого помещения в течении двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК по доверенности Горелик И.В. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Мучкину А.И. отказать в полном объеме.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, осуществляется в СК в соответствии с ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон " О статусе военнослужащих", постановлением Правительства СК от 07.07.2011г. N 259-П " Об утверждении порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенным с военной службы, членам их семей, членам семей погибших ( умерших) военнослужащих", а также согласно Порядку формирования и ведения сводного списка некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы., членов их семей, членов погибших ( умерших) военнослужащих", утвержденным приказом Министерства строительства и архитектуры СК от 13.07.2011г. N187.
Согласно п.З Порядка учет граждан осуществляется посредством ведения министерством сводного списка, формируемого на основании списков, предоставленных органами местного самоуправления муниципальных образований СК граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов погибших( умерших) военнослужащих, поставленных до 01.01.2005г. органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Приказом министерства от "" "Об утверждении сводного списка некоторых категорий граждан и с членов их семей, членов семей погибших ( умерших) военнослужащих по СК" Мучкин А.И. на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, включен в сводный список под номером 3.
Обо всех изменениях, связанных с учетом граждан, органами местного самоуправления края информируют министерство в течении пяти рабочих дней.
Администрацией г. Светлограда Петровского района в адрес министерства было направлено письмо N ""г., согласно которому Мучкин А.И. был исключен из списка очередников в связи с имеющимся у него благоустроенным домовладением.
В соответствии с п.9 Порядка на основании представленных органами местного самоуправления сведений министерство вносит изменения в сводный список.
Приказом министерства N ""г. Мучкин А.И. был исключен из сводного списка некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы.
Постановлением администрации г. Светлограда от "" "О рассмотрении представления прокуратуры от "" Мучкин А.И. был восстановлен в списках, нуждающихся в жилом помещении.
""г. администрацией г. Светлограда было направлено в адрес министерства письмо о рассмотрении возможности включения Мучкина А.И. в сводный список, формируемый министерством, были приложены копия технического паспорта на индивидуальный жилой дом, копии платежей за коммунальные услуги.
На это письмо ""г. министерством дан ответ, что министерство утверждает сводный список на основании информации, представленной органами местного самоуправления, все изменения в данный список также утверждаются на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, поэтому министерство не может рассматривать возможность по включению гражданина в указанный список.
До настоящего времени сведений от органов местного самоуправления сведений о включении Мучкина А.И. в сводный список не передавались.
Ответственность за предоставление недостоверной информации несут органы местного самоуправления края, а также граждане (п. 10 Порядка).
Вопросы, связанные с принятием на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Суд не принял во внимание тот факт, что по результатам проведенной прокуратурой Ставропольского края проверки, нарушений со стороны министерства по не включению в сводный список некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета выявлено не было.
В настоящее время у министерства отсутствуют основания по восстановлению Мучкина А.И. в сводном списке, так как признание за ним права на обеспечение жилым помещением осуществляется органами местного самоуправления, т.е. администрацией г. Светлограда.
Только после предоставления администрацией на соответствующий год списка уволенных с военной службы, Мучкин А.И. может быть включен в сводный список некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих по СК.
При вынесении решения судом не были приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела, а также не принят во внимание Порядок формирования и ведения сводного списка некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, членов семей погибших ( умерших) военнослужащих" утвержденный приказом министерства строительства и архитектуры СК от "", имеющий существенное значение при рассмотрении дела.
Судом также не учтен тот факт, что на основании решения Светлоградского городского Совета народных депутатов Петровского района от "" был предоставлен земельный участок площадью "" кв.м., на котором Мучкиным А.И. построен жилой дом, состоящий из четырех комнат общей площадью "" кв.м.
В соответствии с ч.2 ст. 56 ЖК РФ данный факт является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Мучкина А.И. по доверенности Размыслович О.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда законно и обоснованно.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Мучкин А.И. является пенсионером Министерства обороны РФ, имеет выслугу лет в льготном исчислении "" года.
Приказом МО ""г. Мучкин А.И. был уволен в запас по ст. ""( по сокращению штатов) Положения о прохождения воинской службы.
Приказом командира войсковой части ""г. он исключен из списка личного состава части.
""г. Мучкин А.И. с составом семьи "" человека принят на жилищный учет в администрации г. Светлограда с включением в список граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и имеющих в соответствии с этим право на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета.
Постановлением администрации города Светлограда от "" Мучкин А.И. был исключен из списка на основании п."" ЖК РФ
Постановлением администрации города Светлограда N "". "О рассмотрении представления прокуратуры от """ он был восстановлен в списках, нуждающихся в жилом помещении.
Письмом от ""г. администрация г. Светлограда уведомила Министерство строительства и архитектуры СК о восстановлении Мучкина А.И. в списках, нуждающихся в жилом помещении и необходимости включения его в сводный список граждан, формируемый министерством строительства и архитектуры, чего ответчиком до настоящего времени сделано не было.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. " 76-ФЗ ( в ред. от 03.02.2014г.) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.2.1 ст. 15 указанного Федерального закона, а также согласно п.2.1 ст. 15 этого Закона ( в редакции от 21.10.2013г.) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых 10 лет и более и которые до 01.01.2005г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилья.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 07.07.2011г. N259-п утвержден "Порядок предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенных с военной службы, членам их семей, членам семей погибших ( умерших) военнослужащих", которые определяют правила предоставления за счет средств федерального бюджета жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам. указанным в абзаце первом пункта 2 ст. 15, абзаце третьем пункта 3 ст. 24 Федерального закона " О статусе военнослужащих и статье 2 Федерального закона от 08.12.2010г. N 342-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон " О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Согласно п.3 "Порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенных с военной службы, членам их семей, членам семей погибших ( умерших) военнослужащих" учет граждан осуществляется посредством ведения министерством строительства и архитектуры СК сводного списка граждан, формируемого на основании списков граждан, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований СК.
Таким образом, после получения от органов местного самоуправления сведений о восстановлении МучкинаА.И. в списке первоочередников, нуждающихся в жилом помещении, ответчик обязан был внести его в сводный список.
В соответствии с п.30 Порядка единовременная денежная выплата предоставляется гражданам в счет:
1) оплаты приобретаемого на основании договора купли-продажи ( участия в долевом строительстве) жилого помещения;
2)оплаты расходов по строительству объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу п.39 Порядка единовременная денежная выплата считается предоставленной гражданам с даты перечисления министерством средств федерального бюджета в счет оплаты приобретаемого жилого помещения по договору купли-продажи ( участия в долевом строительстве), оплаты расходов по строительству объектов индивидуального жилищного строительства.
Указанная единовременная денежная выплата в соответствии с федеральными законами от 27 мая 1998г. N 76-ФЗ " О статуе военнослужащих" и от 08.12.2010г. N 342-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон " О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" по заявлению Мучкина АИ. в адрес министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от ""г., состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищный условий с ""г., не предоставлялась.
Не получал он и безвозмездную финансовую помощь из федерального бюджета, которая была предусмотрена Федеральным законом " О статусе военнослужащих" до 01.01.2005г., по заявлению от 07.06.2004г.
Таким образом, Мучкин А.И. не реализовал гарантированное государством право на жилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не учел, что Мучкину А.И. на основании решения Светлоградского Совета народных депутатов Петровского района СК от "" был предоставлен земельный участок площадью "" кв.м. для строительства жилого дома, и на котором Мучкин А.И. построил жилой дом, состоящий из четырех комнат общей площадью "" кв.м., что в соответствии с ч.5 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, судебная коллегия находит несостоятельными.
Снятие с жилищного учета лиц, уволенных с военной службы в случае предоставления земельного участка для строительства жилого дома действовавшим до ""г. Жилищным кодексом РСФСР не предусматривалось.
Данное основание снятия с жилищного учета установлено п,5ч.1ст. 56 ЖК РФ, следовательно, до ""г. препятствий для нахождения Мучкина А.И. на жилищном учете в связи с предоставлением ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства, не имелось.
Согласно ч.ч.1 и 2 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В самом ЖК РФ нормы, которая бы устанавливала возможность применения этого Кодекса к правоотношениям, возникшим до введения его в действие, не содержится.
В соответствии с ч.2 ст.6 ФЗ от 29.12.2004г. " 189-ФЗ " О введении в действие ЖК РФ" граждане, принятые на учет до 01.03.2005г в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохранят право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п.1,3-6 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений названной части.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 01.12.2009г. N 1549-О-П положения ч.2 ст.6 ФЗ " О введение в действие ЖК РФ" не предполагает возможность снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 01.03.2005г. принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом РФ в настоящем Определении на основе правовых позиций, сформулированных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
На основании изложенного суд правильно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Мучкина А.И.
Решение суда законно и обоснованно, так как суд надлежащим образом исследовал все обстоятельства дела, правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал верную правовую оценку представленным доказательствам, правильно применил закон.
Нарушений процессуальных норм, которые могли бы повлечь безусловную отмену решения суда независимо от доводов апелляционной жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328-329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 20 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.