Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Мясникова А.А.,
судей Муратовой Н.И., Быстрова О.В.,
секретаря судебного заседания Богдановой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны РФ Гущян А.К.,
на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 10 апреля 2013 года,
по гражданскому делу по исковому заявлению Назмутдинова А.Р., Назмутдиновой Я.Г. к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
Назмутдинов А.Р., Назмутдинова Я.Г., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Назмутдиновой Е.А., ... 2004 года рождения, Назмутдиновой Е.А., ... 2010 года рождения, обратились в суд с указанным иском, который мотивирован тем, что 12.12.2012 года Федеральным государственным казенным учреждением "Южное Региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ с Назмутдиновым А.Р. был заключен договор N 1198 найма жилого помещения, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. ... , дом N ... , кв. ... В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. от 29.12.2004 г., с изм. от 15.06.2006 г.) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. Аналогичное положение относительно военнослужащих содержит ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Согласно п.6 данной статьи военнослужащие граждане, а также граждане, уволенные с военной службы и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. Гражданам, обеспечиваемым на срок военной службы служебными помещениями по достижению общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Согласно справки
N 43 от 13 февраля 2013 г., выданной войсковой частью 54801, выслуга лет Назмутдинова А.Р. в календарном исчислении на 13.02.2013 г. составляет 13 лет 6 месяцев, в льготном исчислении 17 лет 6 месяцев. Обращение в Министерство обороны РФ и в Федеральное государственное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны РФ, а также в Федеральное государственное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ по вопросу передачи квартиры в собственность остались без ответа. Истцы проживают в предоставленном жилом помещении, расположенном по адресу: г. Ставрополь, ул. ... , ... , кв. ... , своевременно производят текущий ремонт жилого помещения, оплачивают жилищные, коммунальные и иные услуги за пользование жилым помещением, содержанию мест общего пользования, эксплуатации дома, его инженерных сетей и оборудования, придомовой территории, в том числе и санитарного состояния, что подтверждается справкой ООО УК "Доверие". Таким образом, истцы, как собственники помещений в многоквартирном доме, несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии ст. 39 ЖК РФ. Данные обстоятельства свидетельствуют, что между истцами и ответчиком сложились правоотношения по пользованию спорным жилым помещением на постоянной основе. Фактически данная квартира предоставлена истцам на условиях социального найма. В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилому фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Включение жилого помещения в специализированный жилой фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилищным фондом. Согласно выписки из ЕГРП от 31 января 2013 г. собственником спорной квартиры является Российская Федерация, права которой зарегистрированы в установленном законом порядке. Следовательно, квартира N ... по ул. ... , ... в
г. Ставрополе является государственным жилищным фондом. Согласно справок ГУП СК "Крайтехинвентаризация" N Н-6084 от 26.12.2011 г., Н- 6136 от 27.12.2011 г. истцы в картотеке собственников не зарегистрированы. В силу ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения один раз. Согласно справки МУП "Жемчуг", право бесплатной приватизации истцами не использовано. Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную или долевую. Как указано в Постановлении Пленума Верховного суда РФ N 14 от 02 июля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ", всеобщей декларацией прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище (ст. 25). Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии выбора человеком места жительства. Право гражданина на жилище и право иметь имущество в собственности, установлено статьями 35, 40 Конституции РФ. Кроме того, основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены Жилищным кодексом РФ. В соответствии с ч. 8 ст. 5 ЖК РФ, в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской федерации, нормативных актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ. Соответственно наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс РФ. На основании ст. 62 ЖК РФ спорное жилое помещение может быть предметом договора социального найма, соответственно и предметом договора приватизации. Учитывая вышеизложенное, следует, что спорная квартира не является служебным жилым помещением, и в отношении данного жилого помещения не соблюден порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду. При этом в соответствии с положениями Пленума Верховного суда РФ N 14 от 02.07.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", в п. 41 указано, что при применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать следующее, что к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92-98 ЖК РФ. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42. Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (служебным, общежитием, жильем для временного помещения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами), решается, в силу ст. 5 вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения. Решения об отнесении квартиры N ... по ул. ... , ... г. Ставрополя к специализированному жилому фонду не принималось, соответственно государственная регистрация такого решения не осуществлялась. Следовательно, квартира N ... по ул. ... , ... г. Ставрополя является ведомственным жилищным фондом, запрета на приватизацию которого не имеется. Несвоевременное отнесение Министерством обороны РФ спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду не может являться условием краткосрочности возникшего жилищного правоотношения, а значит ограничивать истцов в праве на приватизацию. Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены Жилищным кодексом РФ. Права и обязанности участников жилищных правоотношений определяются исходя из требований разумности и добросовестности (ст. 7 ЖК РФ). С учетом изложенного считают, что между истцами и ответчиком возникли правоотношения по пользованию жилым помещением на постоянной основе, фактически жилое помещение предоставлено им на условиях социального найма. Поскольку граждане Российской Федерации равны перед законом, при разрешении данного спора могут не применяться положения закона РФ "О статусе военнослужащих" о порядке и условиях обеспечения жильем военнослужащих, а применяться общие положения Жилищного кодекса РФ и Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Согласно ст. 12 ГК РФ, ст. 11 ЖК РФ защита гражданских и жилищных прав осуществляется путем признания права.
На основании изложенного, истцы просили суд признать за Назмутдиновым А.Р., Назмутдиновой Я.Г., Назмутдиновой Е.А., Назмутдиновой А.Е. по 1/4 доли в праве собственности в порядке приватизации на трехкомнатную квартиру N ... , дома ... по улице ... г. Ставрополя, общей площадью ... кв.м. Прекратить право собственности на квартиру N ... дома N ... по ул. ... г. Ставрополя за Российской Федерацией.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 10 апреля 2013 года исковые требования Назмутдинова А.Р., Назмутдиновой Я.Г., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Назмутдиновой Е.А., ... 2004 года рождения, Назмутдиновой Е.А., ... 2010 года рождения, к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ Гущян А.К. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Все доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания у военнослужащих наступает лишь при наличии условий, указанных в ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 года N 76-ФЗ. Однако у истца отсутствует выслуга, необходимая для получения жилья, и, кроме того, Назмутдинов А.Р. и его семья осуществляют пользование квартирой N ... по адресу ул. ... , д ... на условиях служебного найма.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, а также несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Судебная коллегия при рассмотрении апелляционной жалобы такие основания установила.
Так, из материалов дела усматривается, что истец Назмутдинов А.Р. проходит службу в войсковой части 54801 Министерства обороны РФ и его выслуга в календарном исчислении составляет 13 лет 6 месяцев, в льготном 17 лет 6 месяцев (л.д.16).
Из материалов дела также видно, что истцы проживают и зарегистрированы в квартире N ... по адресу: г. Ставрополь, ул. ... , д. ... Данная квартира предоставлена Назмутдинову А.Р. и членам его семьи на основании договора найма служебного помещения N 1148 от 12 декабря 2012 года, заключенного между ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ и Нузмутдиновым А.Р. (л.д. 8-10).
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, указал, что поскольку истцы являются гражданами РФ, постоянно проживают на условиях найма в жилом помещении, оплачивают все коммунальный платежи и расходы на содержание дома, они вправе приватизировать занимаемое ими жилое помещение. Кроме того, суд указал на выслугу лет Назмутдинова А.Р. и на основании ст. 15 ФЗ N 76 "О статусе военнослужащих" пришел к выводу о законности требований истцов получить в собственность жилое помещение по избранному постоянному месту жительства.
Однако данные выводы сделаны в нарушение норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно ст. 15 Федерального закона " О статусе военнослужащих"
N 76 от 27.05.1998 года военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 01.12.2008 N 225-ФЗ, от 02.11.2013 N 298-ФЗ, от 28.12.2013 N 405-ФЗ).
Этой же нормой предусмотрено, что военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 405-ФЗ).
В соответствии с Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 года N 512 признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.
Для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются следующие документы:
а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;
б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами;
в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления;
д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, документы, указанные в подпункте "г" пункта 3 настоящих Правил, не могут быть получены, он представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения.
В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет).
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил (далее - документы).
В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Форма решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) устанавливается федеральными органами.
Исходя из вышеуказанных норм, необходимым условием для обеспечения военнослужащего жильем на праве собственности является продолжительность выслуги в рядах вооруженных сил. Федеральный закон N 76 предусматривает 20 лет военной выслуги, а при увольнении по указанным в законе основаниям - не менее 10 лет выслуги. По установленным в ходе судебного разбирательства и материалам дела данным, выслуга Назмутдинова А.Р. составляет 13 лет 6 месяцев, в льготном исчислении - 17 лет 6 месяцев, что является препятствием для признания обоснованными и законными требования истцов.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие признание Назмутдинова С.Р. и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 года N 512. Указанные доказательства истцами также представлены не были.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимание, а решение суда первой инстанции нельзя признать соответствующим требованиям ст. 195 ГПК РФ. Оно подлежит отмене как незаконное и необоснованное. В силу ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия принимает по делу новое решение, которым по вышеуказанным основаниям отказывает в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 10 апреля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Назмутдинова А.Р., Назмутдиновой Я.Г. к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации отказать в полном объеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.