Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Строчкиной Е.А., Шеховцовой Э.А.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 апреля 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Минеральные воды по доверенности Ревенко Д.В.
на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 27 декабря 2013 года
по гражданскому делу по иску Ветрова С.М. к администрации города Минеральные Воды о признании незаконным постановления от 15 ноября 2013 года N *о снятии с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, отказа администрации во включении в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законом" и о возложении обязанности по признанию участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством",
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.
УСТАНОВИЛА:
Ветров С.М. обратился в суд с исковыми требованиями, которые в порядке ст.39 ГПК РФ были изменены в ходе судебного рассмотрения дела, к администрации города Минеральные Воды о признании незаконным постановления от 15 ноября 2013 года N * о снятии с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, отказа администрации во включении в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законом" и о возложении обязанности по признанию участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
В обоснование требований указал, что постановлением главы администрации города Минеральные Воды от 19.05.2011 года N * и в соответствии со ст. 51 ЖК РФ его семья, состоящая из 5 человек, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и включена в Книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма под номером *, по общему списку порядковый номер *.
28 ноября 2012 года он обратился с заявлением на имя главы администрации города Минеральные Воды о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О Федеральной целевой программе "ЖИЛИЩЕ" на 2011-2015 годы" и пп. а) п. 5 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "ЖИЛИЩЕ" на 2011-2015 годы" относится к категории: сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
В настоящее время он и члены его семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют.
На его заявление от 28 ноября 2012 года получено извещение от 18.09.2013г N * об отказе во включении в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством", в котором указанно, что постановлением администрации г. Минеральные Воды СК от 16.09.2013г. N* ему отказано во включении в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 22 Правил выпуска и реализации Государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "ЖИЛИЩЕ" на 2011 -2015 годы".
Он не согласен с отказом, считает, что ответчиком нарушено его право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "ЖИЛИЩЕ" на 2011-2015 годы".
Решением Минераловодского городского суда от 27 декабря 2013 года исковые требования Ветрова С.М. удовлетворены. Суд признал постановление администрации г. Минеральные Воды от 15.11.2013г. N * о снятии с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения незаконным. Признал отказ администрации г. Минеральные Воды во включении Ветрова С.М. в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" незаконным. Обязал администрацию г. Минеральные Воды признать Ветрова С.М. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и завести на него учетное дело (п. 21 Правил). Взыскал с администрации города Минеральные Воды Минераловодского района в пользу Ветрова С.М. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере * рублей.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Минеральные воды по доверенности Ревенко Д.В. просит решение суда отменить, как незаконное, принять новое решение по делу, указав на то, что администрацией г. Минеральные Воды Ветров С.М. и его семья не признавались малоимущими. Представленная истцом справка N* от 27.11.2013 года о признании его семьи малоимущей, выданная Управлением труда и социальной защиты населения администрации Минераловодского муниципального района, не является документом, дающим право на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, поскольку она выдана с целью оказания государственной социальной поддержки. Считает, что истец, как сотрудник службы исполнения наказания должен был обратится в учреждения, органы УИС с целью признания его участником государственной Подпрограммы. Орган местного самоуправления не уполномочен принимать такое решение.
В своих возражениях на апелляционную жалобу Ветров С.М. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда не явились, от Ветрова С.С., Ветрова А.С., Семеженко И.О., Ветровой О.А., Ветрова С.М. поступили заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, на основании статей 327, 327-2 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения постановленного по делу решения суда не находит.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных нарушений судом первой инстанции не допущено, судом установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, в мае 2011 года Ветров СМ. обратился к главе администрации города Минеральные Воды Минераловодского района с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. К указанному заявлению Ветровым СМ. приложены все необходимые документы
Постановлением администрации города Минеральные Воды Минераловодского района от 19 мая 2011 года N * Ветров С.М., проживающий на территории не соответствующей учетной норме, находящейся по адресу: город Минеральные Воды, улица Пушкина, дом *, корпус *, комната *, признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а также включен в единый список под номером *. Состав семьи 5 человек: Ветров С.М., Ветрова О.А., Семеноженко И.О., Ветров С.С. и Ветров А.С.
Тогда же Ветрову С.М. направлено извещение о том, что на основании постановления администрации города Минеральные Воды Минераловодского района от 19 мая 2011 года N * и статьи 51 Жилищного кодекса РФ его семья, состоящая из пяти человек, принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и включена в единый список под номером * по общему списку под номером *.
По сообщению отдела социального развития администрации города Минеральные Воды, Ветров С.М. в отдел социального развития администрации города Минеральные Воды по вопросу признания его семьи малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не обращался.
По сообщению Управления труда и социальной защиты населения администрации Минераловодского муниципального района, Ветров С.М. в Управлении труда и социальной защиты населения администрации Минераловодского муниципального района, как малоимущий, не состоял и не состоит.
В судебном заседании суда первой инстанции установлено, что на момент постановки Ветрова СМ. и членов его семьи на учет, как нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории муниципального образования города Минеральные Воды установлена учетная норма жилого помещения в размере * кв.м. общей площади жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи.
24 ноября 2011 года Ветров СМ. обратился в администрацию города Минеральные Воды Минераловодского района с заявлением о включении его в списки участников в программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы".
Указанное заявление в установленные сроки должностным лицом органа местного самоуправления рассмотрено не было.
Решением Минераловодского городского суда от 28 февраля 2012 года, вступившим в законную силу, на администрацию города Минеральные Воды возложена обязанность в установленный законом срок проверить документы, представленные 24 ноября 2011 года с заявлением Ветрова СМ. об участии в программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы". Суд обязал администрацию города Минеральные Воды по результатам проверки вышеуказанных документов принять решение о принятии либо об отказе в признании Ветрова С.М. участником программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", и уведомить о принятом решении в порядке, установленном исполнительным органом власти.
Решением Минераловодского городского суда от 4 октября 2012 года за Ветровым СМ. признано право собственности на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом литер "Б" с пристройками литер "б" и "62", общей площадью * кв.м., а также на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на земельные участок площадью * кв.м., расположенные по адресу: Минераловодский район, поселок Анджиевский, улица Речная, дом *, в порядке наследования по закону.
28 ноября 2012 года Ветров С.М. обратился в администрацию города Минеральные Воды Минераловодского района с заявлением о включении его в состав участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы". К указанному заявлению также были приложен необходимый пакет документов.
На указанное заявление Ветрову СМ. был дан письменный ответ, в котором указывалось, что на основании постановления администрации города Минеральное Воды от 26 ноября 2012 года N * в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ семья Ветрова С.М. снята с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Представленные документы не являются основанием для нахождения семьи Ветрова С.М. на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений и включения в состав участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Решением Минераловодского городского суда исковые требования Ветрова С.М. удовлетворены, постановление администрации города Минеральные Воды от 26 ноября 2012 года N 744 о снятии Ветрова С.М. и его семьи с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения признано незаконным. На администрацию города Минеральные Воды Минераловодского района возложена обязанность рассмотреть заявление Ветрова С.М. от 28 ноября 2012 года о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Согласно постановлению администрации города Минеральные Воды Минераловодского района от 15 ноября 2013 года N * Ветров С.М., состоящий на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения с 16 мая 2011 года, снят с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, о чем в его адрес направлено соответствующее извещение.
Судом также установлено и не оспаривается сторонами, что заявитель являлся сотрудником Федеральной службы исполнения наказаний - Управление по СК Федеральное казенное учреждение следственный изолятор N2, содержался за счет средств федерального бюджета и уволен со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, выслуга лет на 15.11.2011г. составляет 19 лет 04 месяца 28 дней, то есть общая продолжительность службы в календарном исчислении составляет более 10 лет, после увольнения поставлен и состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 33).
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N * утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N *, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (далее - Правила и Подпрограмма).
Пунктом 5 Правил предусмотрено право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета и увольняемых со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В рамках Подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание (пункт 6 Правил).
Согласно пункту 19 Правил, для участия в Подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе с приложением ряда документов.
В соответствии с пунктом 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган, на который возложено оформление списков, до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу пункта 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
Поскольку материалами дела подтверждена нуждаемость истца в обеспечении жилым помещением, а также отсутствие у него другого жилья по договору социального найма или в собственности, признание его и его семьи малоимущими, принимая во внимание соответствие Ветрова С.М. критериям, указанным в п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что у администрации города Минеральные Воды не было правовых оснований для отказа для включения его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не было представлено доказательств того, что Ветров С.М. незаконно признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет.
Всем доводам апелляционной жалобы судом дана соответствующая представленным доказательствам оценка.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм права, примененных судом при разрешении спора, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, для чего оснований не имеется.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается. С учетом изложенного, судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку все обстоятельства, на которые указано в жалобе, проверены судом первой инстанции, они учтены при постановке решения и не могут служить основанием к его отмене.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
С учетом приведенных обстоятельств и руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 27 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.