Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Строчкиной Е.А. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 апреля 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Ессентуки Бондаренко Л.А. и апелляционной жалобе представителя комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки Ставропольского края Овчаренко О.А.
на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 09 января 2014 года
по делу по заявлению прокурора г.Ессентуки в защиту интересов Гречухина М.Н., Гречухиной М.Ю. и несовершеннолетних Гречухина Б.М., Гречухиной А.М., Гречухина Т.М. об оспаривании бездействия администрации г.Ессентуки и комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки, выразившегося в непредоставлении многодетной семье земельного участка для индивидуального жилищного строительства
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора г.Ессентуки Ставропольского края Загайнов И.В. обратился в суд с заявлением в защиту интересов Гречухина М.Н., Гречухиной М.Ю. и несовершеннолетних Гречухина Б.М., Гречухиной А.М., Гречухина Т.М. об оспаривании бездействия администрации г.Ессентуки и комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки, выразившегося в непредоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет.
В обоснование требований указал, что в ходе прокурорской проверки, проведенной на основании задания прокуратуры края и заявления Гречухина М.Н. о несогласии с действиями администрации г.Ессентуки по необеспечению его семьи земельным участком для индивидуального жилищного строительства, установлено, что Гречухин М.Н. состоит в зарегистрированном браке с Гречухиной М.Ю., их семья имеет трех несовершеннолетних детей.
13.02.2013 года Гречухин М.Н.обратился в администрацию г.Ессентуки с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду, приложив необходимые документы.
Распоряжением комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки от 14.03.2013 года N 117-р семья Гречухина М.Н. принята на учет лиц, имеющих права на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства и претендующих на это право, под N 40.
Согласно информации, представленной и.о.председателя комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки Кобец Н.Я., следует, что в целях реализации Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае" в соответствии с генеральным планом застройки спланирована территория "Северный-3", на которую разработан проект планировки, включающий 380 индивидуальных домовладений.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ч.1 ст.38, ч.1 ст.39 Конституции РФ, а также требованиями подп.1 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.28, ст.30 Земельного кодекса РФ, ст.12, ст.12.1 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае", администрацией г.Ессентуки должен быть предоставлен Гречухину М.Н. земельный участок в аренду для ИЖС.
Однако до настоящего времени администрацией города решение о предоставлении Гречухину М.Н. земельного участка в аренду без торгов (конкурсов, аукционов) не принято, соответствующий договор аренды земельного участка не заключен.
На момент проверки администрацией г.Ессентуки работы, определенные земельным законодательством, по формированию земельного участка не проводились, схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой схеме не утверждалась и Гречухину М.Н. для выполнения кадастровых работ не выдавалась.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации г.Ессентуки, выразившееся в непредоставлении многодетной семье Гречухина М.Н. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет; обязать администрацию г.Ессентуки предоставить Гречухину М.Н., Гречухиной М.Ю., Гречухину Б.М., Гречухиной А.М., Гречухину Т.М. земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок сорок девять лет (л.д.2-6).
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 09 января 2013 года заявление прокурора г.Ессентуки в интересах Гречухина М.Н., Гречухиной М.Ю. и несовершеннолетних Гречухина Б.М., Гречухиной А.М., Гречухина Т.М. удовлетворено частично.
На администрацию г.Ессентуки возложена обязанность предоставить многодетной семье: Гречухину М.Н, Гречухиной М.Ю. и несовершеннолетним Гречухину Б.М., Гречухиной А.М., Гречухину Т.М. земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет.
В удовлетворении заявленных прокурором требований о признании незаконным бездействия администрации г.Ессентуки, выразившегося в непредоставлении многодетной семье: Гречухину М.Н., Гречухиной М.Ю. и несовершеннолетним Гречухину Б.М., Гречухиной А.М., Гречухину Т.М. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на 49 лет, отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Ессентуки Бондаренко Л.А. указывает, что решение суда в части возложения на администрацию города обязанности предоставить многодетной семье земельный участок является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального и материального права. Просит решение суда в удовлетворенной части требований прокурора отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В апелляционной жалобе представитель комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки Ставропольского края Овчаренко О.А. просит решение суда в части возложения на администрацию г.Ессентуки обязанности предоставить семье Гречухина М.Н. земельный участок отменить как незаконное, основанное на неверном применении норм материального права и вынесенное с нарушением норм процессуального права, и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Возражений на апелляционные жалобы не поступило.
Представители администрации г.Ессентуки и комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, что подтверждается соответствующими почтовыми уведомлениями о вручении извещений; cведений об уважительности причин неявки не предоставили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Принимая во внимание, что указанные выше участники судебного разбирательства надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав заключение прокурора Ставропольской краевой прокуратуры Каледина А.Е. об отсутствии правовых оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Учитывая, что решение суда обжалуется представителем администрации г.Ессентуки и представителем комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки в части возложения на администрацию города обязанности предоставить семье Гречухина М.Н. земельный участок, судебной коллегией проверена законность и обоснованность решения суда только в этой части.
Удовлетворяя требования прокурора г.Ессентуки в части возложения на администрацию города обязанности предоставить многодетной семье Гречухина М.Н. земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок сорок девять лет, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими возникшие спорные правоотношения, - положениями Земельного кодекса РФ, Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", Закона Ставропольского края от 27.12.2012 года N 123-кз "О мерах социальной поддержки многодетных семей" и другими нормативно-правовыми актами.В силу требований ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Ставропольского края от 27.12.2012 года N 123-кз "О мерах социальной поддержки многодетных семей" (с изменениями, внесенными законом Ставропольского края от 11.12.2012 года N 110-кз (в редакции 15.02.2013 года) в качестве одной из таких мер поддержки многодетных семей предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного или дачного строительства.
При этом статьей 1 указанного выше Закона определено, что семья, проживающая на территории Ставропольского края, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), имеющих гражданство Российской Федерации, признается многодетной. В число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, включаются дети, временно пребывающие за пределами Ставропольского края в связи с обучением в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
В силу статьи 4 данного Закона порядок бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного или дачного строительства определяется Законом Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
В соответствии с требованиями вышеназванного Закона под гражданами, имеющими трех и более детей, понимаются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие трех и более детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет и (или) детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими 18 лет, совместно проживающих с родителями одинокой матерью, одиноким отцом).
Частью 1 ст. 12.1 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" от 12.04.2010 года N 21-кз установлено, что в целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление о предоставлении земельного участка в аренду в орган местного самоуправления. При наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданином, имеющим трех и более детей, принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает гражданину, имеющему трех и более детей, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ; в месячный срок со дня предоставления гражданином, имеющим трех и более детей, кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду.
Судом первой инстанции установлено и данный факт администрацией г.Ессентуки не оспаривается, что заявитель Гречухин М.Н. от совместного брака с Гречухиной М.Ю. имеет трех несовершеннолетних детей: Гречухину А.М., " ... " г.рождения, Гречухина Б.М., " ... " г.рождения, Гречухина Т.М., " ... " г.рождения.
Распоряжением Комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки от 14.03.2013 года N 117-р Гречухин М.Н. принят на учет нуждающихся в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, регистрационный номер в Книге учета заявлений граждан, имеющих трех и более детей, для получения земельного участка для ИЖС - N 40 (л.д.8).
Гречухин М.Н. не имеет земельного участка, который ранее предоставлялся бы ему в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование либо в пожизненно наследуемое владение.
В целях реализации прав, гарантированных вышеизложенными положениями Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", Гречухин М.Н., признанный нуждающимся в жилых помещениях, как многодетный отец, обратился в администрацию г.Ессентуки с заявлением о бесплатном предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства, исходя из установленных норм предоставления.
Как установлено судом, администрацией г.Ессентуки на территории муниципального образования городской округ города-курорта Ессентуки в соответствии с Генеральным платом застройки ведутся работы по подготовке территории микрорайона "Северный-3", на которую разрабатывается проект планировки, включающий 380 индивидуальных домовладений, социальную инфраструктуру - школу на 625 мест со стадионом, игровыми площадками, учебной теплицей и др., детский сад на 250 мест, магазины, бытовое обслуживание.
Кроме того, на мкр. "Северный - 3" разработана проектно-сметная документация по обеспечению инженерной инфраструктурой. В соответствии с проектом, потребность в финансовых средствах, необходимых для обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков на территории мкр. "Северный -3", предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, следующая: электроснабжение строительство ТП, установка РП, внутриквартальные внеплощадочные и внутриплощадочные сети - " ... " тыс. руб., водоснабжение - " ... " тыс. руб., а всего " ... " руб. " ... " коп.
Таким образом, как правильно отмечено судом первой инстанции, в настоящее время органом местного самоуправления г.Ессентуки проводятся подготовительные работы по формированию земельных участков для последующего предоставления их под индивидуальное жилищное строительство.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства в их совокупности, принимая во внимание, что администрацией г.Ессентуки фактически отказано Гречухину М.Н. в реализации гарантированного ему действующим законодательством права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства со ссылкой на отсутствие таковых, суд первой инстанции, установив наличие находящихся в ведении администрации г.Ессентуки свободных земельных участков, расположенных в микрорайоне "Северный-3" г.Ессентуки Ставропольского края и предназначенных для строительства индивидуальных жилых домов, пришел к обоснованному выводу о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить семье Гречухина М.Н. соответствующий земельный участок в аренду на срок сорок девять лет в соответствии с соблюдением порядка и условий предоставления земельных участков.
При принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 67 ГПК РФ, постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренных статьей 330 ГПК оснований, влекущих отмену постановленного по делу решения, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 09 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.