Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Мясникова А.А.,
судей Муратовой Н.И., Быстрова О.В.,
секретаря судебного заседания Николаевой С.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Лобанович А.В.,
на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 05 февраля 2014 года,
по гражданскому делу по исковому заявлению Дейнека А.И. к министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконными действий, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
Дейнека А.И. обратилась в суд с указанным иском, который мотивирован тем, что 15 января 2007 года она, ее супруг Дейнека Е.М. и сын Дейнека С.Е., 2003 года рождения, являясь молодой семьей, и состоящие в зарегистрированном браке, обратились с заявлением в жилищное управление города Ставрополя для включения их семьи в состав участников муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006 -2008 годы". В 2009 году в связи с расторжением брака с Дейнека Е.М. истица обратилась в жилищное управление администрации города Ставрополя с соответствующими документами для уточнения состава семьи, и ей было выдано уведомление жилищного управления администрации города Ставрополя о том, что ее семья из 2 человек является участницей муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006 -2008 годы". В марте 2011 года истица за счет кредитных средств по договору купли-продажи объекта недвижимости с условием о рассрочке платежа с использованием средств ипотечного кредита (кредитный договор N 72687 от 15 марта 2011 года) приобрела трехкомнатную квартиру по ул. ... , ... в городе Ставрополе общей площадью ... кв.м. На момент покупки жилой площади семья Дейнека А.И. соответствовала требованиям, указанным в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010
N 1050. После обновления пакета документов постановлением администрации города Ставрополя от 03 октября 2011 года "О внесении изменения в приложение к постановлению главы города Ставрополя от 12.05.2008 N 1167 "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006 - 2008 годы" пункт N 17, на основании которого семья истицы была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006 - 2008 годы", в соответствии с п. 2 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ был исключен. Таким образом, семья Дейнека А.И. была исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения соответствующей жилищной субсидии. Решением Промышленного суда города Ставрополя от 14.12.2012 года, Постановлением администрации города Ставрополя N 707 от 20.03.2013 года семья истицы была признана участником программы с 15.01.2007 года. В сентябре 2013 года администрацией города Ставрополя в министерство строительства и архитектуры края был представлен список молодых семей - участников подпрограммы, для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году (далее - список претендентов). В этом списке семья Дейнека А.И. была представлена, как семья, восстановленная в списке молодых семей - участников подпрограммы по решению суда. В ответ на письменное обращение истицы в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края письмом N 6082/10 от 02.10.2013 года ей сообщено, что включение ее семьи в вышеназванный список претендентов не соответствует целям и задачам подпрограммы, так как в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 правил социальная выплата может направляться для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года (пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 N 575). Истица не согласна с данным ответом и считает, что ее семья приобрела право на получение субсидии и стала участником подпрограммы до издания постановления Правительства РФ от 14.07.2011 г. N 575 и введения в действие новой редакции Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, исключающей предоставление молодым семьям субсидии на погашение кредитной задолженности. По мнению Дейнека А.И., действия Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, выразившиеся в письменном уведомлении N 6082/10 от 02.10.2013 года об исключении ее семьи в составе двух человек из списка претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году является незаконными и нарушающими ее права, а также созданы препятствия в реализации права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище".
Просила суд признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в отказе во включении ее семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году, возложении обязанности устранить нарушение прав Дейнека А.И. и несовершеннолетнего Дейнека С.Е. путем внесения изменений в утвержденный список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году в соответствии с п. 6 Порядка формирования и утверждения списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилого строительства в соответствующем году по Ставропольскому краю, утвержденным приказом министерства строительства и архитектуры СК от 10.06.2013 N 168. А также обязать ответчика направить документы семьи Дейнека А.И. в соответствующие инстанции для получения средств для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному кредиту N 72687 от 15.03.2011 года по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на приобретение квартиры.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 05 февраля 2014 года исковые требования Дейнека А.И. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края удовлетворены.
Суд признал незаконными действия Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, выразившиеся в отказе во включении семьи Дейнека А.И. в составе Дейнека А.И. и несовершеннолетнего сына Дейнека С.Е. в список претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году, путем письменного уведомления N 6082/10 от 02.10.2013 года.
Суд возложил на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обязанность устранить нарушение прав Дейнека А.И. и несовершеннолетнего Дейнека С.Е. путем внесения изменений в утвержденный список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году в соответствии с п. 6 Порядка формирования и утверждения списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилого строительства в соответствующем году по Ставропольскому краю, утвержденным приказом министерства строительства и архитектуры СК от 10.06.2013 N 168.
Суд обязал Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края направить документы семьи Дейнека А.И. в соответствующие инстанции для получения средств для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному кредиту N 72687 от 15.03.2011 года по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на приобретение квартиры по адресу: г. Ставрополь, ул. ... , д. ... , кв. ...
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Лобанович А.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции достоверно и правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 15.01.2007 года Дейнека А.И., ее супруг Дейнека Е.М. и сын Дейнека С.Е., 2003 года рождения, являясь молодой семьей, и состоящие в зарегистрированном браке, обратились с заявлением в жилищное управление города Ставрополя для включения их семьи в состав участников муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006 -2008 годы".
В 2009 году в связи с расторжением брака с Дейнека Е.М. истица обратилась в жилищное управление администрации города Ставрополя с соответствующими документами для уточнения состава семьи, и ей было выдано уведомление жилищного управления администрации города Ставрополя о том, что ее семья из 2 человек является участницей муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы".
В марте 2011 года истица по договору купли-продажи объекта недвижимости с условием о рассрочке платежа с использованием средств ипотечного кредита (кредитный договор N 72687 от 15 марта 2011 года) приобрела трехкомнатную квартиру по ул. ... , ... в городе Ставрополе общей площадью ... кв.м.
После обновления пакета документов постановлением администрации города Ставрополя от 03 октября 2011 года "О внесении изменения в приложение к постановлению главы города Ставрополя от 12.05.2008 N 1167 "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006 - 2008 годы" пункт N 17, на основании которого семья истицы была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006 - 2008 годы", в соответствии с п. 2 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ был исключен.
Таким образом, семья Дейнека А.И. была исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения соответствующей жилищной субсидии.
Решением Промышленного суда города Ставрополя от 14.12.2012 года признаны незаконными действия администрации города Ставрополя, выразившиеся в исключении семьи Дейнека из числа граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, путем издания постановления администрации города Ставрополя от 03.10.2011 года N 2749 "О внесении изменения в приложение к постановлению главы города Ставрополя от 12.05.2008 N 1167 "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы".
На администрацию города Ставрополя возложена обязанность устранить нарушение прав Дейнека А.И., Дейнека С.Е. путем восстановления их семьи составом 2 человека в списке граждан, состоящих на учете в администрации города Ставрополя в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы" с даты подачи заявления в администрацию города Ставрополя.
В соответствии со ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данные обстоятельства являются обязательными для суда при рассмотрении данного дела.
Из материалов дела следует, что 31.07.2013 года администрацией города Ставрополя в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края направлен уточненный сводный список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объектов индивидуального жилищного строительства в 2013 году по городу Ставрополю, в котором семья Дейнека включена на основании решения суда.
В ответ на обращение Дейнека А.И. по вопросу включения ее семьи в список претендентов на получение социальной выплаты ей письмом от 02.10.2013 года исх. N 6082/10 сообщено, что включение ее семьи в указанный список не соответствует целям и задачам подпрограммы, так как в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 правил, социальная выплата может направляться для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011 года.
Фактически данным ответом министерство строительства и архитектуры Ставропольского края отказало Дейнека А.И. во включении ее семьи в сводный список претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году.
Оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд пришел к выводу, что данные действия министерства являются незаконными, нарушающими права Дейнека А.И. и ее несовершеннолетнего сына Дейнека С.Е.
При этом суд правомерно исходил из того, что Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
В целях названных выше Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Пунктом 20 Федеральных правил предусмотрено, что орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому формирует списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункт 22 Федеральных правил).
В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
К отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил исковые требования Дейнека А.И., поскольку она приобрела право на получение субсидии и стала участником федеральной целевой программы до внесения изменений в Правила, ограничивающие возможность использования социальной выплаты по договорам ипотечного кредитования сроком заключения таких договоров, а, следовательно, данные изменения на нее не распространяются. Кроме того, право семьи Дейнека А.И. на участие в программе и включении в сводный список молодых семей-участников целевой программы подтверждается обстоятельствами, установленными вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 14.12.2012 года, которым признано незаконным исключение семьи Дейнека А.И. из списка граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных
ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а кроме того они направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 05 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.