Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., при секретарях Федоровой А.В., Воронцовой О.С, в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда рассмотрел дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Закрытого акционерного общества "Ильменит", с жалобой законного представителя ЗАО "Ильменит" Бучиной Г.И. на постановление судьи Миасского городского суда Челябинской области от 25 февраля 2014 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Миасского городского суда Челябинской области от 25 февраля 2014 года, ЗАО "Ильменит" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного приостановления деятельности сроком на десять суток.
В жалобе, адресованной в Челябинский областной суд, законный представитель ЗАО "Ильменит" Бучина Г.И. просит вынести новое решение. В обосновании доводов жалобы указывает, что санитарно эпидемиологическое заключение N 74.04.04.000.М.000781.03.05 от 14 марта 2005 года выданное государственной санитарно-эпидемиологической службой по г. Миассу является действующим и бессрочным, выдано на добычу подземных вод для хозяйственно-бытовых целей. Считает, что на сегодняшний день получение заключения на использование водного объекта не требуется, так как заключения выдаются исключительно на лицензируемые виды деятельности, в котором отсутствует деятельность по использованию водного объекта. Указывает, что санитарно-эпидемиологическое заключение N 66.01.31.000.Т.001431.09.09 (л.д. 22), выданное УФС по защите прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области является действующим и никем не отозвано. Полагает, что территориальные органы Роспотребнадзора всех субъектов Федерации являются единой системой Федеральной службы по надзору и подчиняются непосредственно главному государственному санитарному врачу РФ. Указывает на ответы заместителя руководителя Роспотребнадзора Б.И.В.., а так же руководителя Роспотребназдзора О.Г.Г.., ссылается на положения ст. 51 ФЗ N 52.
2
В судебном заседании представитель ЗАО "Ильменит" Бунина Г.И. доводы жалобы поддержала, просила состоявшийся судебный акт отменить как незаконный и необоснованный.
Представитель Роспотребнадзора в судебном заседании возражал против доводов жалобы, полагая, что решение судьи Миасского городского суда Челябинской области является законным и соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав участников процесса проверив доводы жалобы и материалы дела, судья областного суда не находит оснований для отмены либо изменения постановления судьи.
В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) лица, выразившиеся в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов или невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Санитарно-эпидемиологические заключения в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-
3
эпидемиологическом благополучии населения" выдаются исключительно в случаях, предусмотренных статьями 18, 20, 26 - 28 и 40 указанного закона.
В соответствии со ст. 18 Закона N 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Исходя из анализа вышеприведенных положений, следует, что использование водного объекта допускается при наличии:
4
- санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объект;
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжением начальника территориального отдела в городе Миассе и городе Карабаше Роспотребнадзора по Челябинской области Б.В.Н ... от 17 января 2014 года N 18 организованно проведение плановой выездной проверки в отношении ЗАО "Ильменит" (л.д. 1).
Как следует из акта проверки N 32 от 18 февраля 2014 года, в результате проверки были выявлены нарушения п.п.1.3.,1.6 и 1.13 СанПиН 2.1.1-4.1110-02 "зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", п. 3 ст. 18 и абз. 2 п.4 ст. 18 ФЗ-52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
По результатам проверки в отношении ЗАО "Ильменит" 18 февраля 2014 года ведущим специалистом-экспертом территориального отдела управления Роспотребнадзора по Челябинской области в г. Миассе и г. Карабаше М.Е.В.., составлен протокол об административном правонарушении N 28, которым установлены следующие нарушения:
- представленное санитарно-эпидемиологическое заключение N 74.04.04.000.М.000781.03.05 от 14 марта 2005 года не констатирует соответствие водного объекта каким-либо санитарным правилам и юридической силы не имеет, таким образом, нарушен пункт 3 ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" который устанавливает, что разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;
- представленное санитарно-эпидемиологическое заключение N 66.01.31.000.Т.001431.09.09 от 25 сентября 2009 года выдано УФС по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Свердловской области, что нарушает абз. 2 п. 4 ст. 18 Федерального закона "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения", который констатирует, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются Органами исполнительной власти субъектов Российской Федераций при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
5
Факт административного правонарушения и вина юридического лица в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении внеплановой проверки, протоколом о временном запрете деятельности, актом проверки (л.д. 1, 5-7, 8-9); свидетельством о регистрации ЗАО "Ильменит" и его реквизитами, уставом ЗАО "Ильменит" (л.д. 11, 12-14); распоряжением Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области об утверждении проекта, границ и режима зон санитарной охраны подземного источника (скважина N 151/5412) Ильменского участка Ильменского месторождения питьевых подземных вод (л.д. 17-18); границами зон санитарной охраны подземного источника (скважины 151/5412) расположенного в переделах Ильменского месторождения питьевых подземных вод на территории Миасского городского округа Челябинской области, утвержденными Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 15 июля 2011 года N 1/1095-Р (л.д. 19-21);
санитарно- эпидемиологическим заключением N 66.01.31.000.Т.001431.09.09 (л.д.22), выданном УФС по защите прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области; санитарно-эпидемиологическим заключением N 74.04.04.000.М.000781.03.05 от 14 марта 2005 года, выданное Государственной санитарно-эпидемиологической службой РФ (л.д. 23); санитарно-эпидемиологическим заключением на скважину N151/5412 по добыче подземных вод для использования, производства розлива минеральной природной питьевой воды (л.д. 24); письмом руководителя ФС Роспотребнадзора О.Г.Г ...
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ЗАО "Ильменит" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, поскольку ЗАО "Ильменит" допустило нарушение санитарного законодательства. Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает.
При рассмотрении дела в суде второй инстанции представитель Роспотребнадзора Мозалева Е.В. дополнительно пояснила, что в соответствии с приговором Миасского городского суда в соответствии с которым санитарно-эпидемиологическое заключение N
74.04.04.000.М.000781.03.05 от 14 марта 2005 года, выданное главным государственным санитарным врачом по г. Миассу Челябинской области Государственной санитарно-эпидемиологической службой РФ о соответствии производства, вида деятельности, работ и услуг санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, выдано лицом не обладающим соответствующими полномочиями.
Как следует из представленного в материалы дела приговора от 30 сентября 2008 года, "в период времени после 13 апреля 2005 года, не обладая полномочиями по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений о
6
соответствии производства, вида деятельности, работ и услуг санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, в нарушении установленного порядка выдачи санитарно-эпидимологических заключений, самостоятельно подготовил и выдал Бучиной Г.И. официальный документ, содержащий заведомо ложные сведения о выдаче указанного заключения 14 марта 2005 года, а так же о соответствии добываемых ЗАО "Ильменит" подземных вод для хозяйственных питьевых целей СанПиН2.1.559-96 "Питьевая вода" ... ".
Исходя из изложенного, отклоняется довод заявителя, что санитарно-эпидемиологическое заключение N 74.04.04.000.М.000781.03.05 от 14 марта 2005 года, выданное Государственной санитарно-эпидемиологической службой РФ является действующим и бессрочным.
Не может служить основанием к отмене вынесенного по делу постановления и довод заявителя, что на сегодняшний день санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта п. 3 ст. 18 ФЗ N 52 на основании Приказа ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 августа 2010 года за N 309 отменен для выдачи.
В соответствии с п. 3. ст. 18 ФЗ-52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Указанная норма является действующей, распространяется на всех субъектов, включая юридических лиц.
Ссылка заявителя на изменения вносимые приказом Роспотребнадзора от 12.08.2010 N 309 "О внесении изменений в Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224" в приложение N 2, утвержденное Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок", основана на ином понимании заявителем норм права.
Указанные изменения регулируют вопросы по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления определенных видов деятельности, что предусмотрено ч. 2 ст. 40 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", нарушение которой ЗАО "Ильменит" не вменяется.
Довод жалобы о том, что судья необоснованно пришел к выводу о том, что имеющееся у ЗАО "Ильменит" санитарно-эпидемиологическое
7
заключение не является надлежаще оформленным документом, несостоятелен.
Абзацем 2 п. 4 ст. 18 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии со ст. 46. ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" система государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации; территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
Структура органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи, функции, порядок осуществления деятельности и назначения руководителей устанавливаются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 г. N677 территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В суде апелляционной инстанции представитель Роспотребнадзора Бабина Е.В. по Челябинской области пояснил, что полномочия территориального органа Роспотребнадзора распространяются на территорию соответствующего субъекта федерации.
При таких обстоятельствах, вывод судьи городского суда, что санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное УФС по защите прав потребителей и благополучии человека по Свердловской области, не является надлежаще оформленным санитарно-эпидемиологическим заключением и не подменяет собой предусмотренных абзацем 2 пункта 4 ст. 18 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" документов и, соответственно является нарушением названной нормы закона, мотивирован и обоснован.
8
В судебном заседании представителем ЗАО "Ильменит" подано ходатайство о привлечении управления Роспотребнадзора Свердловской области для рассмотрения дела по существу. В удовлетворении указанного ходатайства судьей областного суда было отказано, так как управление Роспотребнадзора Свердловской области участником производства по делу об административном правонарушении не является. Данных о том, что указанному лицу могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению в материалах дела отсутствуют, с ходатайством не представлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание ЗАО "Ильменит" назначено в пределах санкции ст. 6.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного постановления, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Миасского городского суда Челябинской области от 25 февраля 2014 года в отношении закрытого акционерного общества "Ильменит" оставить без изменения, жалобу законного представителя ЗАО "Ильменит" Бучиной Г.И. без удовлетворения.
Судья Qjlfc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.