Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Лутфуллоевой P.P.
судей Скрябиной С.В., Шушкевич О.В.
при секретаре Терюшовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 марта 2014 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Грязновой А.П. на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 13 декабря 2013 года по иску Грязновой А.П. к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным протокола жилищно-бытовой комиссии, возложении обязанности принять на учет для получения единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Выслушав доклад судьи Лутфуллоевой P.P. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, заслушав истца Грязнову А.П., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика -Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области - Пашнина А.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Грязнова А.П. обратилась в суд с иском к Главному Управлению Министерства внутренних дел РФ по Челябинской области (далее - ГУ МВД России по Челябинской области) о признании незаконным протокола жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Челябинской области от 29.07.2013 года N48 об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование исковых требований указала, что более 18 лет проходила службу в органах внутренних дел. 06.05.2013 года обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства и приобретения жилья в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные
2
акты Российской Федерации". 07.05.2013 года была уволена со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Выпиской из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Челябинской области ей было отказано в постановке на учет в связи с тем, что на момент рассмотрения заявления жилищно-бытовой комиссией она не являлась сотрудником органов внутренних дел.
Представитель ответчика - ГУ МВД России по Челябинской области - в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, полагал отказ комиссии законным.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Грязнова А.П. просит решение суда отменить. Указывает, что на момент обращения к ответчику с заявлением о постановке на учет являлась действующим сотрудником органов внутренних дел. Кроме того, указывает, что не может быть снята с учета в силу п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, поскольку была уволена со службы в связи с реализацией права на пенсию.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального
3
найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
При этом право на получение единовременной социальной выплаты сохраняют граждане РФ, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, которые приняты в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (п. 6 ст. 4).
Из материалов дела следует, что Грязнова А.П. проходила службу в должности **** с 10 декабря 1996 года по 07 мая 2013 года (л.д. 41, 42), в настоящее время является получателем пенсии за выслугу лет.
06 мая 2013 года Грязнова А.П. обратилась к начальнику ГУ МВД России по Челябинской области с заявлением о постановке ее на учет для получения единой социальной выплаты для строительства и приобретения жилья в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (л.д. 38-40).
Приказом N **** от 07 мая 2013 года Грязнова А.П. уволена со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, на основании рапорта, представления к увольнению (л.д. 42).
Разрешая спор, суд исходил из того, что доказательств признания в установленном законом порядке нуждающимся в получении жилой площади в момент прохождения истцом службы в органах внутренних дел в материалы дела не представлено, как не представлено доказательств постановки истца на учет в качестве имеющей право на получение единовременной социальной выплаты в период службы, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с окончательным выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, а доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права при разрешении настоящего спора признает несостоятельными по следующим основаниям.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством РФ (ч. 5 ст. 4 Закона N 247-ФЗ).
4
В соответствии с п. 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1223, принятие на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.
Пунктом 5 данных Правил определено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная социальная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения);
б) копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи;
в) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
г) копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника;
д) справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении;
е) копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы;
ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).
В силу пункта 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
5
Установив, что Грязнова А.П. обратилась в период прохождения службы в органах внутренних дел с заявлением о постановке на учет в качестве имеющей право на получение единовременной социальной выплаты, однако поставлена на такой учет не была в связи с увольнением со службы, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
При рассмотрении дела ответчиком не оспаривались продолжительность службы истца в органах внутренних дел, увольнение со службы с правом на пенсию, отсутствие в собственности Грязновой А.П. жилого помещения. Однако указанные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о наличии у истца права на получение соответствующей единовременной социальной выплаты.
Как следует из материалов дела, Грязнова А.П. с 29.04.1988 года по 16.04.2013 года вместе с родителями Г.Г.П., Г.П.Г. и дочерью Г.Г.Д. проживала в качестве члена семьи в четырехкомнатной квартире по адресу: г. Златоуст, ул. ****, д. ****, кв. ****, общей площадью **** кв.м. Доля общей площади жилого помещения на каждого из проживающих в квартире составляла более **** кв.м.
В соответствии с договором безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан N **** от 26.04.2006 года Г.Г.П., Г.П.Г. и Г.Г.Д. являются собственниками жилого помещения по 1/3 доле каждый. Как следует из пояснений истицы, она от участия в приватизации отказалась. В соответствии со статьей 292 Гражданского кодекса Российской Федерации Грязнова А.П., не принимавшая участия в приватизации, являлась членом семьи собственников жилого помещения и имела право бессрочного пользования указанным жилым помещением. Учитывая, что на каждого из собственников квартиры и Грязнову А.П. приходилось более **** кв.метра общей площади жилого помещения ( ****: 4= ****), последняя не могла быть принята на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты ( п.2 части второй статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
16.04.2013 года Грязнова А.П. снялась с регистрационного учета в указанном жилом помещении и зарегистрировалась в двухкомнатной квартире своей сестры площадью **** кв.м, в которой, кроме нее, зарегистрированы и проживают четыре человека. В результате совершенных действий Грязнова А.П. формально перестала быть членом семьи собственника жилого помещения, в котором на нее приходилось более **** кв.метра общей жилой площади, без видимой причины изменила свои
6
жилищные условия, что позволило ей поставить вопрос о признании за ней права на получение единовременной социальной выплаты ввиду необеспеченности жильем.
Изложенное указывает на то, что Грязнова А.П. совершила намеренные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые привели к состоянию, требующему участия со стороны ответчика в предоставлении единовременной социальной выплаты.
В силу части седьмой статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что на момент подачи истицей заявления о постановке ее на учет в качестве имеющей право на получение единовременной социальной выплаты, она не могла быть признана таковой. Такую же позицию озвучил в суде апелляционной инстанции представитель ответчика.
Ссылки Грязновой А.П. на то, что четырехкомнатная квартира, в которой она проживала до 16.04.2013 года, выставлена на продажу, не влияют на существо спора, поскольку Грязнова А.П., являющаяся членом семьи собственников жилого помещения, отказавшаяся от участия в приватизации данного жилого помещения, сохраняла право бессрочного пользования квартирой и в случае ее продажи.
Из изложенного следует, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что жилищные права Грязновой А.П. в связи с отказом в постановке на учет в качестве имеющей право на получение
7
единовременной социальной выплаты, нарушены не были и правомерно отказал в удовлетворении ее исковых требований.
Доводы заявителя жалобы о том, что она в силу пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, не может быть снята с учета для получения единовременной социальной выплаты, поскольку уволена со службы с правом на пенсию, не влекут отмену постановленного решения. В пункте 19 Правил предусмотрены случаи, когда сотрудники, которые в установленном порядке поставлены на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, подлежат снятию с такого учета. При рассмотрении настоящего спора установлено, что Грязнова А.П. на учет в качестве имеющей право на получение единовременной социальной выплаты поставлена не была, в связи с чем положения пункта 19 Правил не могут быть применены.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 13 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Грязновой А.П. - без удовлетворения.
Председательствующи: Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.