Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щербаковой Е.А.,
судей Малоедовой Н.В., Никитенко Н.В.,
при секретаре Юсупове Р.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Сметанко С.Г. на решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 13 января 2014 года по иску Сметанко (Трусовой) С.Г. к Правительству Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области, администрации города Трехгорного, Управлению социальной защиты населения администрации города Трехгорного о признании решения и бездействия незаконными, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Е.А. об обстоятельствах дела, объяснения Сметанко С.Г., ее представителя Горелова Е.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя администрации города Трехгорного Богдашовой А.С., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сметанко (Трусова) С.Г. обратилась в суд с иском к Правительству Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области, администрации города Трехгорного, Управлению социальной защиты населения администрации города Трехгорного о признании незаконным решения Министерства социальных отношений Челябинской области N 29 от 06 августа 2013 года об отказе во включении ее в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании незаконным бездействия администрации города Трехгорного Челябинской области, выразившегося в не обеспечении ее жилым помещением, признании за ней права на внеочередное предоставление жилого помещения, возложении обязанности на администрацию города Трехгорного по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры, отвечающей установленным требованиям, возложении на Правительство Челябинской области финансового обеспечения исполнения обязанности по
предоставлению жилого помещения за счет средств бюджета Челябинской области.
В обоснование иска указала, что относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При обращении в УСЗН г.Трехгорного с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ею был получен ответ о невозможности включения в названный список. Решением Министерства социальных отношений Челябинской области N 29 от 06 августа 2013 года во включении в Список также отказано по причине достижения ею возраста **** года. С принятым Министерством социальных отношений Челябинской области решением не согласна, поскольку о наличии у нее права на внеочередное предоставление жилого помещения и возможности реализации данного права на основании личного заявления она не знала, помощи со стороны органов опеки и попечительства в реализации и защите ее прав не получила. Несоблюдение порядка признания нуждающейся в жилом помещении и постановки на учет, бездействие органов опеки и попечительства, отказ Министерства социальных отношений Челябинской области от 06 августа 2013 года повлекли нарушение ее права на получение жилого помещения. Своевременно с заявлением о предоставлении жилого помещения она не обращалась по причине юридической неграмотности.
В судебном заседании Сметанко С.Г., ее представитель Горелов Е.В. на удовлетворении иска настаивали.
Представитель Управления социальной защиты населения администрации г.Трехгорный Глазырина Е.В., представитель администрации города Трехгорного Богдашева А.С. иск не признали.
Представители Правительства Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области в судебном заседании не присутствовали.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований Сметанко С.Г. отказал.
В апелляционной жалобе Сметанко С.Г. просит решение суда отменить, ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении, а также на то, что ее статус сироты ответчиками не оспаривается. Органами опеки и попечительства не исполнялись обязанности по контролю за соблюдением ее жилищных прав. В решении суда отражены не все ее доводы о несогласии с оспариваемым решением Министерства социальных отношений Челябинской области, дана оценка не всем доказательствам по делу, дана неправильная оценка ее проживанию в квартире по адресу Челябинская область, г.Трехгорный, ул. ****, д. ****, кв. ****.
2
В возражениях относительно апелляционной жалобы администрация г.Трехгорного Челябинской области указывает на то, что Сметанко С.Г. право на обеспечение жилым помещением реализовано в 1995 году путем участия в приватизации жилого помещения по адресу г.Трехгорный, ул. ****, д. ****, кв. ****. Поскольку площадь имеющейся в ее собственности доли квартиры превышает учетную норму, Сметанко С.Г. не может быть признана нуждающейся в жилом помещении. Кроме того, с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истец обратилась по достижении возраста **** года.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Управления социальной защиты населения администрации г.Трехгорный, Правительства Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области не явились, извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167,327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что решением исполнительного комитета Калининского районного Совета депутатов трудящихся г.Челябинска от 19 апреля 1973 года N 80 Сметанко С.Г. **** года рождения была определена на попечение Дома ребенка за счет содержания с отца, на основании заявления отца С.Г.А., в связи с тем, что мать ребенка С.В.Н. была направлена на **** в ****, а он (отец) не в состоянии обеспечить уход за ребенком (л.д.59).
С.Г.А. с 07 июля 1988 года находился в **** на полном государственном обеспечении, умер **** года (л.д.42, 43).
С.В.Н. признана **** решением Дзержинского суда г.Перми от 16 ноября 1995 года; с 18 февраля 1999 года находится в КГАСУСОН " ****" (л.д.44).
С 1988 года по 18 июля 1990 года Сметанко С.Г. находилась на полном государственном обеспечении в **** г.Южноуральска (л.д.65).
Сметанко С.Г. с 18 августа 1990 года состояла в зарегистрированном браке с Т.А.В., ей была присвоена фамилия Трусова.
Брак между Т.А.В. и Трусовой С.Г. прекращен **** года (л.д.54, 55).
з
Трусова С.Г. переменила фамилию на Сметанко С.Г. 19 декабря 2013 года (л.д.96).
Трусова (в настоящее время Сметанко) С.Г., ее бывший муж Т.А.В., сын Т.В.А., дочь Т.Е.А. с 26.05.1995 по настоящее время имеют регистрацию по месту жительства по адресу г.Трехгорный, ул. ****, д. ****, кв. **** (л.д.82).
Указанная квартира общей площадью **** кв.м на основании договора о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность граждан от 12 сентября 2005 года передана в собственность Т.А.В., Трусовой С.Г., Т.В.А., Т.Е.А. в равных долях, в 1/4 доле в праве собственности каждому (л.д.45).
Право Трусовой (в настоящее время Сметанко) С.Г. на 1/4 долю в праве собственности на указанную квартиру зарегистрировано в установленном порядке (л.д.46, 49).
Трусова С.Г. обратилась в Управление социальной защиты населения администрации города Трехгорного с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, 10 июля 2013 года (л.д.37-38).
Управлением социальной защиты населения администрации города Трехгорного дано заключение от 16 июля 2013 года N 01-20/2972 о невозможности включения Трусовой (в настоящее время Сметанко) С.Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку Трусова С.Г. не относится к данной категории лиц и имеет 1/4 долю в праве собственности на трехкомнатную квартиру по адресу г.Трехгорный, ул. ****, д. ****, кв. ****, где на ее долю приходится **** кв.м общей площади, что превышает учетную норму площади жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установленную на территории Трехгорного городского округа (л.д.34-35).
Решением Министерства социальных отношений Челябинской области от 06 августа 2013 года N 29 Трусовой (в настоящее время Сметанко) С.Г. отказано во включении ее в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, с указанием на то, что заявитель на момент подачи заявления достигла возраста **** года, ранее за предоставлением жилого помещения не обращалась, является собственником 1/4 доли в праве собственности на квартиру по адресу г.Трехгорный, ул. ****, д. ****, кв. ****, где на каждого проживающего приходится по **** кв.м общей площади (л.д.6).
4
Отказывая в удовлетворении исковых требований Сметанко (Трусовой) С.Г., суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа носит заявительный характер, распространяется на лиц, не достигших возраста 23 лет. Трусова (Сметанко) С.Г. не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, обеспечена жилым помещением, размер принадлежащей ей на праве собственности доли квартиры превышает учетную норму, установленную в г.Трехгорном.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В силу ст.258 ГПК РФ требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего подлежат удовлетворению, если судом будет установлено, что эти решения, действия не соответствуют закону и нарушают права либо свободы гражданина (заявителя).
Таких обстоятельств из материалов дела не усматривается.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
5
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из ст.1 названного закона право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Аналогичные положения содержатся в преамбуле и ст. 17 Закона Челябинской области от 25.10.2007 N 212-30 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" (в редакции Закона Челябинской области от 31 января 2013 года N 447-30).
Названными нормами в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, а также положениями п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предусматривалось обеспечение лиц названной категории жилыми помещениями по договорам социального найма вне очереди.
По смыслу названных норм предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе, предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет. При этом нуждаемость в жилом помещении является необходимым условием его предоставления.
Доказательств, свидетельствующих об обращении администрации учреждений, в которых находилась Сметанко С.Г. до достижения ****-летнего возраста, в орган местного самоуправления для обеспечения ее жилым помещением как ребенка, оставшегося без попечения родителей, материалы дела не содержат.
6
Вместе с тем данное обстоятельство не является основанием для признания за Сметанко С.Г. права на обеспечение жилым помещением.
Доказательств того, что Сметанко (Трусова) С.Г. **** года рождения с момента достижения совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет предпринимала попытки встать на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи со статусом лица, оставшегося без попечения родителей, не представлено. Впервые Сметанко С.Г. обратилась с соответствующим заявлением в возрасте **** года.
Доводы Сметанко С.Г. о неисполнении органами опеки и попечительства и иными должностными лицами обязанности по защите ее прав как лица, оставшегося без попечения родителей, ее юридической неграмотности не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социальной незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки.
7
Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки ее на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с **** до **** лет, материалы дела не содержат.
Доводы о юридической неграмотности о наличии таких причин не свидетельствуют, Сметанко С.Г. по достижении совершеннолетия не была лишена возможности узнать о своих правах, получить соответствующую информацию.
Доводы Сметанко С.Г. и ее представителя о том, что статус сироты ответчиками не оспаривается, Сметанко С.Г. была признана сиротой и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, решением исполнительного комитета Калининского районного Совета депутатов трудящихся г.Челябинска от 19 апреля 1973 года N 80, которое не отменено, несостоятельны.
Понятия "дети-сироты", "дети, оставшиеся без попечения родителей", "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" даны в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
С момента достижения возраста **** лет Сметанко С.Г. не относится к их числу.
Решением исполнительного комитета Калининского районного Совета депутатов трудящихся г.Челябинска от 19 апреля 1973 года N 80 Сметанко С.Г. была определена на попечение Дома ребенка за счет содержания с отца на основании его заявления. Данным решением вопросы признания Сметанко С.Г. нуждающейся в жилом помещении, включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не разрешались.
Доводы апелляционной жалобы Сметанко С.Г. о том, что в решении суда отражены не все ее доводы о несогласии с оспариваемым решением Министерства социальных отношений Челябинской области, дана оценка не всем доказательствам по делу, на правильность решения суда первой инстанции по существу не влияют.
Доводы о том, что судом дана неправильная оценка проживанию Сметанко С.Г. в квартире по адресу Челябинская область, г.Трехгорный, ул. ****, д. ****, кв. ****, несостоятельны.
Из материалов дела следует, что Сметанко С.Г. после заключения
8
брака с Т.А.В. была вселена в жилое помещение, занимаемое мужем и его родителями.
Квартира по адресу г.Трехгорный, ул. ****, д. ****, кв. **** была предоставлена Т.В.Н. (отцу мужа истицы) на семью из 6 человек. Сметанко (в то время Трусова) С.Г. была вселена в указанное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя, ее право пользования данным жилым помещением в установленном порядке оспорено не было.
24 февраля 2005 года был заключен договор социального найма указанного жилого помещения с Т.А.В., Трусова (в настоящее время Сметанко) С.Г. включена в указанный договор в качестве члена семьи нанимателя.
В настоящее время квартира по адресу г.Трехгорный, ул. ****, д. ****, кв. **** зарегистрирована на праве собственности за Трусовой (Сметанко) С.Г., Т.А.В. (бывший муж), Т.В.А. (сын), Т.Е.А. (дочь) на основании договора приватизации от 12 сентября 2005 года в 1/4 доле в праве собственности за каждым; на долю Сметанко С.Г. в указанной квартире.приходится **** кв.м общей площади.
Таким образом, Сметанко С.Г. не является нуждающейся в жилом помещении, основания для предоставления ей жилого помещения отсутствуют.
То обстоятельство, что Сметанко С.Г. жилое помещение как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлялось, право собственности на занимаемое жилое помещение приобретено по иному основанию, правового значения не имеет.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 13 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сметанко С.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.