Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Скрябиной С.В.,
Лутфуллоевой P.P., Шушкевич О.В., Терюшовой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 марта 2014 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске Челябинской области на решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска от 13 января 2014 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной С.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ишмухаметова А.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Магнитогорске (далее по тексту - УПФР) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 3 февраля 2013 года в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", как лицу, осуществляющему ****. Также просила включить в ее специальный трудовой стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца период работы со 02 января 1990 года по 31 июля 1990 года, с 01 сентября 1990 года по 10 октября 1990 года в должности ****, так как учреждение здравоохранения находилось в сельской местности, в календарном исчислении период с 01 января 2013 года по 03 февраля 2013 года в **** в должности ****.
В обоснование иска указала, что 25 января 2013 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, так как её работа более 30 лет была связана с лечебной деятельностью. Решением ответчика ей в этом было отказано ввиду недостаточности специального
стажа. При этом из ее специального стажа был исключен период работы в должности ****, так как в спорные периоды не подтверждено выполнение ею **** в качестве **** на условиях совмещения, совместительства или осуществления дежурства, несмотря на то, что наряду с выполнением основных обязанностей **** она осуществляла ****: ****.
Истец Ишмухаметова А.П. в судебном заседании суда первой инстанции при надлежащем извещении участия не приняла. Ее представитель Аликулов Н.Е., действующий на основании доверенности, на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика Романова Г.В., действующая по доверенности, иск не признала, пояснила, что периоды работы истца в должности главного врача участковой больницы не могут быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как выполнение лечебной деятельности в качестве врача-специалиста не подтверждено. Подтвержденный специальный стаж Ишмухаметовой А.Н. составляет **** лет **** месяц **** дней.
Решением суда исковые требования Ишмухаметовой А.Н. удовлетворены: за ней признано право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ". На ответчика возложена обязанность включить в ее специальный стаж периоды работы в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца со 02 января 1990 года по 31 июля 1990 года (8 месяцев 21 день), с 01 сентября 1990 года по 10 октября 1990 года (1 месяц 20 дней); в календарном исчислении с 01 января 2013 года по 03 февраля 2013 года (1 месяц 2 дня), а также назначить пенсию с 03 февраля 2013 года.
В апелляционной жалобе ответчик требует отмены решения суда и принятия нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, настаивает на том, что в период работы истца **** выполнение ею **** документально не подтверждено. Предоставленные МУЗ " ****" справки по своему содержанию противоречат друг другу, факт осуществления доплаты за работу в качестве **** подтвержден только за август 1990 года, который и был включен в специальный стаж. Период работы с 1 января по 3 февраля 2013 года не подтвержден сведениями персонифицированного учета как льготный стаж, в выписке из лицевого счета нет сведений об уплаченных страховых взносах, нет сведений о специальном стаже и норме рабочего времени.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены, в судебное заседание не явились, поэтому судебная коллегия в соответствии со статьями 167 и 327
Гражданского процессуального кодекса РФ сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, в сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу пункта 2 статьи 27 названного закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости досрочно, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В указанный Список включены врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), при условии, что они осуществляют врачебную деятельность.
Таким образом, правом на пенсию по рассматриваемому основанию пользуются врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.
Включая в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы истца со 02 января 1990 года по 31 июля 1990 года, с 01 сентября 1990 года по 10 октября 1990 года, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Ишмухаметова А.Н. в указанное время осуществляла ****.
Факт осуществления истцом, как ****, **** подтвержден материалами дела.
Так, из представленных суду документов: тарификационных списков (л.д. 83-89), справок МУЗ " ****" от 01 апреля 2013 года и от 13 ноября 2013 года (л.д. 42, 58) следует, что в период работы ****
Ишмухаметова А.Н. дополнительно к основной работе со 02 января 1990 года по 10 октября 1990 года фактически выполняла обязанности **** на 0,5 ставки.
Приказом N **** по **** от 2 января 1990 года (л.д. 59-65) главному **** разрешено совместительство на 1990 год на 0.5 ставки ****.
В связи с тем, что лицевые счета по заработной плате Ишмухаметовой А.Н. за 1990 год сохранились лишь за август, МУЗ " ****" не смогла документально подтвердить выплату истцу заработной платы за работу по совместительству за иные месяцы 1990 года.
Вместе с тем, учитывая наличие приказа N **** от 2 января 1990 года, а также частично сохраненных лицевых счетов по заработной плате истца, судебная коллегия считает вывод суда о включении периодов работы с 02 января 1990 года по 31 июля 1990 года, с 01 сентября 1990 года по 10 октября 1990 года в качестве **** в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости правильным.
Доводы ответчика о том, что в указанное время она не осуществляла лечебную деятельность, основано лишь на предположениях.
Льготный порядок исчисления стажа согласно подпункту "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), из расчета год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) как год и 3 месяца.
Установив, что в соответствии с административно-территориальным делением Октябрьского муниципального района, определенным Законом Челябинской области от 26 августа 2004 года N 269-30 "О статусе и границах Октябрьского муниципального района и сельских поселений в его составе", населенный пункт "село Октябрьское", где расположено МУЗ " ****", относится к сельской местности, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для включения специальный стаж истца в льготном исчислении как один год за один год и три месяца работы периодов со 02 января 1990 года по 31 июля 1990 года, с 01 сентября 1990 года по 10 октября 1990 года в качестве ****.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный трудовой стаж периода работы с 01 января 2013 года по 03 февраля 2013 года в **** ГБУЗ " ****", суд
руководствовался тем, что выполняемая истцом работа в указанный период соответствовала наименованиям должности и учреждения, предусмотренным Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.
Доводы апелляционной жалобы о том, что указанный период работы истца не подтвержден сведениями персонифицированного учета в качестве льготного стажа, не могут быть приняты во внимание.
На день оценки пенсионных прав Ишмухаметовой А.Н. (25 января 2013 года) сведения персонифицированного учета за 2013 год в отношении истца в распоряжении ответчика отсутствовали, что подтверждено выпиской из индивидуального лицевого счета (л.д. 138).
Однако справкой ГБУЗ " ****" (л.д. 80) подтверждено, что с 14 марта 2011 года Ишмухаметова А.Н. по настоящее время работает в должности **** в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, что соответствует сведениям персонифицированного учета.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на то, что суд был не вправе принимать решение о назначении пенсии с фактической даты возникновения права без обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением, не может быть признана состоятельной. Решение суда в указанной части не противоречит требованиям, изложенным в пунктах 1 и 2 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ". При включении в специальный стаж спорных периодов именно 3 февраля 2013 года продолжительность специального стажа Ишмухаметовой А.Н. составила **** лет.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, его выводы мотивированы, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 13 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.