Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Медведева А.А., Сафроновой М.В.
при секретаре Кирющенко У.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика муниципального унитарного предприятия "Рубцовские тепловые сети" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 26 ноября 2013г. по делу
по иску С.Т.И. к муниципальному унитарному предприятию "Рубцовские тепловые сети", администрации "адрес" Алтайского края о понуждении к установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Заслушав доклад судьи Медведева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец С.Т.И. обратилась в суд с названным к муниципальному унитарному предприятию "Рубцовские тепловые сети".
В обоснование своих требований указывала, что она является собственником "адрес" МУП "Рубцовские тепловые сети" является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей в данный жилой дом коммунальные ресурсы. Однако в нарушение требований федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.." в указанном жилом доме не установлены приборы учета отопления. В силу названного закона обязанность по оснащению жилых помещений в многоквартирных домах индивидуальными приборами учета и общедомовыми приборами учета возложена на ресурсоснабжающие организации. Истица просила признать незаконными бездействия ответчика по не оснащению многоквартирного "адрес" приборами учета коммунальных ресурсов: отопления; и обязать произвести установку приборов учета коммунальных ресурсов: отопления в указанном многоквартирном доме. Так же просила взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" руб., расходы на юридические услуги в сумме "данные изъяты" руб.
Определением суда от 11 ноября 2013г. к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация города Рубцовска Алтайского края.
Решением Рубцовского городского суда от 26 ноября 2013г. (с учетом определения суда от ДД.ММ.ГГ г. об устранении описки) исковые требования С.Т.И. удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия "Рубцовские тепловые сети" в части не оснащения многоквартирного жилого "адрес" Алтайского края коллективным (общедомовым) прибором учета энергетических ресурсов - отопления.
На муниципальное унитарное предприятие "Рубцовские тепловые сети" возложена обязанность оснастить многоквартирный жилой "адрес" Алтайского края коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
С муниципального унитарного предприятия "Рубцовские тепловые сети" в пользу С.Т.И. взыскано в возмещение расходов по оплате государственной пошлины "данные изъяты" руб., расходов на оплату услуг представителя "данные изъяты" рублей, а всего "данные изъяты" руб.
В удовлетворении исковых требований к администрации города Рубцовска Алтайского края отказано.
В апелляционной жалобе ответчик муниципальное унитарное предприятие "Рубцовские тепловые сети" просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что суд необоснованно при вынесении решения не учел, что невозможность установить коллективные (общедомовые) приборы учета в указанном многоквартирном жилом доме вызвана отсутствием на эти цели достаточных денежных средств. Тогда как все необходимые действия, в том числе и попытки получения кредита на эти цели, ответчик предпринимал. При этом суд не учел, что обязанность финансирования государственного задания по оснащению многоквартирных домов приборами учета возложена на собственников жилых помещений, органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъекта РФ. Так же автор жалобы указывает, что истец вопреки требованиямст.56 ГПК РФ не представил доказательств того, что отсутствие коллективного прибора учета тепла в данном доме является причиной оплаты за потребленную тепловую энергию. При этом внутридомовые инженерные системы данного жилого дома требуют капитального ремонта, и установка общедомового прибора учета приведет только к увеличению размера оплаты истцом услуг отопления. Истец не доказала, что фактом неустановки общедомового прибора учета тепла нарушены ее права. Кроме того, никто из собственников жилых помещений в данном многоквартирном доме в МУП "Рубцовские тепловые сети" с заявкой об установке оспариваемого прибора в порядке, установленном Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010г. N149 не обращался. В этой связи необоснованным является вывод суда о бездействии ответчика.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Об отложении судебного разбирательства не просили, о наличии уважительных причин неявки не сообщали. В этой связи, с учетом положений ст.167 ГПК РФ их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, заслушав представителя истца С.Т.И. - С.Е.А. , просившего отклонить апелляционную жалобу ответчика, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что действительно в многоквартирном жилом "адрес" , расположенном в "адрес" , собственником "адрес" котором является истица, не установлен коллективный (общедомовой) прибор учета энергетических ресурсов - отопления. Ответчик МУП "Рубцовские тепловые сети" является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей в данный жилой дом коммунальные ресурсы.
Федеральным законом от 23.11.2009г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон N 261-ФЗ) предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с ч.9 ст.13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В части 12 ст.13 указанного закона определен механизм обеспечения мероприятий по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов потребителей, не исполнивших в установленный срок обязанностей по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Так, до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Во исполнение вышеназванного Федерального закона Министерством энергетики РФ изданы Приказ от 07.04.2010 N 149, которым утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (зарегистрированный в Минюсте РФ 29.06.2010 N 17646), и Приказ от 16.04.2010 N 178 "Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов" (зарегистрированный в Минюсте РФ 13.05.2010 N 17188).
Таким образом, нормами Федерального закона N 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
Между тем ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие обязанности МУП "Рубцовские тепловые сети" по установке прибора учета несостоятельна, поскольку сделана на основе неверного толкования норм закона.
Принудительная установка общедомового прибора учета предусмотрена частью 12 ст. 13 Закона только в том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечат оснащение домов общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012г. При этом, срок обязательной установки таких общедомовых приборов теплоснабжающими, водоснабжающими и энергоснабжающими организациями (при неисполнении этой обязанности собственниками) определен законом до 1 июля 2013 года.
Поскольку судом установлено, что истец, как собственник жилого помещения не исполнил обязательств по установке приборов общедомового потребления коммунальных услуг, а ответчик, несмотря на указанные нормы права, не произвел принудительной установки такого прибора с возложением на истца всех понесенных издержек, соразмерно его доле в праве собственности, при изложенных обстоятельствах суд правомерно признал незаконным бездействия ресурсоснабжающей организации по не установке общедомового прибора учета отопления.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ответчика средств для приобретения и установки прибора, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку отсутствие у предприятия денежных средств не отнесено законом к числу обстоятельств, освобождающих его от исполнения установленной в законе обязанности.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определил отношения сторон и материальный закон, которым эти отношения регулируются, верно установил обстоятельства имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку.
Вопреки доводу апелляционной жалобы, возможность уменьшения размера оплаты истицей за потребленные коммунальные услуги вследствие установки коллективного (общедомового) прибора учета - доказыванию при разрешении заявленного иска не подлежала, поскольку обязанность ответчика установить такой прибор определена в законе, и не поставлена в зависимость от доказанности возможного снижения затрат получателя коммунальной услуги в случае установки прибора.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется, ввиду чего служить к отмене решения суда не могут.
Обстоятельств, установленных ст.330 ч 4 ГПК РФ, являющихся безусловным основанием к отмене постановления суда первой инстанции, судебной коллегией по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика муниципального унитарного предприятия "Рубцовские тепловые сети" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 26 ноября 2013г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.