Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Зацепина Е.М., Новиковой Н.В.,
при секретаре Усачевой К.Н.,
с участием прокурора Беспаловой М.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков - администрации Железнодорожного района г. Барнаула, администрации г. Барнаула на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 января 2014 года по делу по иску
прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Железнодорожного района г. Барнаула, администрации г. Барнаула о признании бездействия незаконным, возложении обязанности очистить земельный участок от отходов.
Заслушав доклад судьи Новиковой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Железнодорожного района г. Барнаула обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Барнаула, администрации Железнодорожного района г. Барнаула, в котором просил признать незаконным бездействие ответчиков по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов на земельном участке, расположенном между домами "номер" , "номер" по "адрес" и "адрес" ; обязать администрацию г. Барнаула организовать сбор, вывоз, утилизацию бытовых и промышленных отходов на указанном земельном участке; обязать администрацию Железнодорожного района г. Барнаула принять участие в очистке от отходов данного земельного участка.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения норм природоохранного законодательства на вышеуказанном земельном участке обнаружено несанкционированное место размещения твердых бытовых отходов (участок захламлен остатками полиэтиленовой пленки, ПЭТ бутылками, картоном, пластиком, предметами быта). В соответствии с положениями Федеральных законов "Об отходах производства и потребления", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также обеспечение проведения на территории города мероприятий по охране окружающей среды относится к полномочиям администрации г. Барнаула. В силу п. 6 ст. 15 Положения о Железнодорожном районе в городе Барнауле и администрации Железнодорожного района города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 27 марта 2009 года N 75, администрация района координирует работу по вывозу мусора на территории района. Однако эти обязанности надлежащим образом не исполняются, о чем свидетельствует нахождение большого количества мусора на земельном участке. Наличие на территории Железнодорожного района г. Барнаула вышеуказанной свалки нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поэтому прокурор обратился в суд с названными исковыми требованиями.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 21 января 2014 года исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе администрация г. Барнаула просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение материального закона, поскольку решение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно; ошибочность вывода суда об имевшем место бездействии, поскольку администрацией г. Барнаула приняты все необходимые организационные меры по решению указанного вопроса; отсутствие указания в решении суда конкретных действий, которые должны быть совершены с целью надлежащей организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов; не установление судом срока выполнения действий по очистке земельного участка, что с учетом погодно-климатических условий региона влечет неисполнимость решения суда.
В апелляционной жалобе администрация Железнодорожного района г. Барнаула также просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что обязанность администрации района по очистке земельных участков от несанкционированных свалок законодательством не установлена; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды лежит на лице его допустившем; истцом не представлено доказательств нахождения земельного участка, расположенного в районе домов "номер" , "номер" по "адрес" и "адрес" , в муниципальной собственности.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Железнодорожного района г. Барнаула просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика - администрации г. Барнаула Попова Н.В. , поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Беспалову М.И. , полагавшую решение суда законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 24 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичная норма содержится в п. 27 ст. 19 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, ст. 7 Закона Алтайского края от 11 февраля 2008 года N 11-ЗС "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае".
Согласно п. 10 ст. 55 Устава городского округа - города Барнаула администрация города Барнаула обеспечивает проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды, организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.
При этом по Положению об организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города Барнаула, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 02 октября 2009 года N 182, мероприятия по охране окружающей среды в границах г. Барнаула включают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (абз. 6 п. 2.1).
Согласно п. 7 ст. 14 Положения о Железнодорожном районе г. Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 27 марта 2009 года N 75, администрация района участвует в проведении мероприятий по охране окружающей среды в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на эти цели. Кроме того, администрация района координирует работу по вывозу мусора на территории района (п. 6 ст. 15 названного Положения).
Удаление отходов на территории несанкционированных свалок, рекультивация территорий несанкционированных свалок на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, производится специализированными организациями на основании договоров на ликвидацию несанкционированных свалок, заключенных с комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на эти цели (абз. 3 п. 4.2 Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 07 июня 2013 года N 110).
Из анализа приведенных норм следует, что при вынесении решения суд сделал верный вывод о наличии у администрации г. Барнаула обязанности организовать сбор, вывоз и утилизацию отходов, а у администрации Железнодорожного района г. Барнаула - принять участие в проведении данных мероприятий.
Обязанность администрации Железнодорожного района г. Барнаула принять участие в очистке от отходов земельного участка, указанная в резолютивной части решения суда, соответствует приведенным выше положениям п. 7 ст. 14 Положения о Железнодорожном районе г. Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 27 марта 2009 года N 75, и не свидетельствует о возложении судом на администрацию района обязанности очистить земельный участок. В связи с изложенным не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы администрации Железнодорожного района г. Барнаула о том, что обязанность администрации района по очистке земельных участков от несанкционированных свалок законодательством не установлена.
Как правильно установлено судом при рассмотрении дела, на земельном участке, расположенном между домами "номер" , "номер" по "адрес" и "адрес" , организована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.
Данное обстоятельство подтверждается обращением Филипповой Ю.С. в прокуратуру Алтайского края посредством сети "Интернет" от ДД.ММ.ГГ (л.д. 8-9), справкой старшего помощника прокурора Галицкой Е.А. , составленной ДД.ММ.ГГ по результатам осмотра земельного участка (л.д. 10), ответом администрации Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ "номер" и фототаблицей к нему (л.д. 11-12). Подтвердил это и представитель администрации г. Барнаула Попов Н.В. , пояснивший в суде апелляционной инстанции, что специалисты выезжали на место, указанное прокурором, и установили наличие на нем большой свалки, расположенной "адрес" .
Доводы жалобы районной администрации об отсутствии доказательств нахождения захламленного земельного участка в муниципальной собственности не свидетельствует о незаконности решения суда. Доказательства принадлежности кому-либо на праве собственности земельного участка администрацией не представлено. На земельный участок право муниципальной собственности городского округа - города Барнаула не зарегистрировано, участок не выделялся кому-либо, что следует из ответов Главного управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ и администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ . Представитель администрации г. Барнаула Попов Н.В. при рассмотрении апелляционной жалобы также подтвердил, что указанный в иске земельный участок никому не выделялся. Следовательно, в силу вышеприведенных норм, суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в данном случае возложена на администрации города и района, на территории которых допущено складирование отходов.
То обстоятельство, что ответственность за нарушение природоохранного законодательства лежит на лице, которое его допустило, на что обращает внимание администрация Железнодорожного района г. Барнаула в апелляционной жалобе, напротив, подтверждает правильность судебного решения, так как администрация, ответственная в силу закона осуществлять надлежащее содержание территории муниципального образования, допустила образование свалки.
Доказательств в подтверждение доводов о совершении предусмотренных законодательством действий по организации сбора, вывоза и утилизации отходов на названном земельном участке администрацией г. Барнаула не представлено. Указание этим ответчиком в жалобе на то, что данная обязанность выполнена, опровергается материалами дела, поскольку наличие несанкционированной свалки свидетельствует о ненадлежащем осуществлении указанной деятельности.
Доводы жалобы администрации г. Барнаула о не соответствии резолютивной части решения суда требованиям ч. 5 ст. 198, ст.ст. 204 - 207 ГПК РФ со ссылкой на отсутствие в ней указания на конкретные действия, которые следует совершить каждому из ответчиков противоречат содержанию решения суда, в котором данные сведения имеются.
То обстоятельство, что судом в соответствии со ст. 206 ГПК РФ не установлен срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда, не влечет отмену решения, учитывая наличие права ходатайствовать о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в соответствии со ст. 203 ГПК РФ.
Кроме того, при рассмотрении дела районным судом администрация г. Барнаула, ссылаясь на необходимость установления срока исполнения решения суда, не указывала конкретный период, требуемый ей, и не представляла доказательств в обоснование этого периода.
Иные доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, а потому также не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
При указанных обстоятельствах апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат, а решение суда следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского от 21 января 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков - администрации Железнодорожного района г. Барнаула, администрации г. Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.