Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Блинова В.А., Новоселовой Е.Г.
при секретаре П.О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ответчика Управления социальной защиты населения по "адрес" , третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по иску прокурора "адрес" в интересах К.Л.В. к Управлению социальной защиты населения по "адрес" , муниципальному унитарному предприятию "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет денежной компенсации расходов по отоплению.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" обратился с иском в суд в интересах К.Л.В. к Управлению социальной защиты населения по "адрес" муниципальному унитарному предприятию "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет денежной компенсации расходов по отоплению.
В обоснование требований указал на то, что в ходе проведенной проверки установлено, что К.Л.В. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с нормами действующего законодательства, имеет право на компенсацию в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Порядок определения размера компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае". В соответствии с Правилами, денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Согласно информации, предоставленной Управлением социальной защиты населения по "адрес" следует, что истцу расчет компенсации расходов на оплату отопления предоставляется в размере 50% от начисленной суммы, в период с начала 2010 г. исходя из площади жилья в 42 кв.м. Поскольку общая площадь квартиры составляет 57,1 кв.м, истец является льготополучателем из категории "лиц из числа реабилитированных", при расчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот необходимо исходить из всей общей площади жилого помещения в заявленный в иске период.
Законодательство, регулирующее спорные правоотношения, действовавшее до ДД.ММ.ГГ , не предусматривало возможность использования иной нормы при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки и при определении размера компенсации, кроме общей площади жилого помещения.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, истцу с начала 2010 года по июль 2012 назначалась и рассчитывалась компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению исходя из меньшей площади жилья.
Ссылаясь на эти обстоятельства, истец просил суд признать незаконными действия МУП "адрес" "НТС" по расчету К.Л.В. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % с декабря 2010 года по июль 2012 года, исходя из площади жилья в 42 кв.м., и действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по назначению и выплате К.Л.В. компенсации указанных расходов в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП "НТС" за указанный период. Кроме того, просил возложить на МУП "адрес" "НТС" обязанность по перерасчету денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения - 57,1 кв.м. за период с декабря 2010 года по июль 2012 года; также возложить на Управление социальной защиты населения по "адрес" обязанность по выплате К.Л.В. , разницы денежного эквивалента 50 % льготы на оплату указанной коммунальной услуги, определенной в результате перерасчета.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 23 января 2014 г. исковые требования удовлетворены.
Признаны незаконными действия муниципального унитарного предприятия "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" по расчету К.Л.В. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % в период с декабря 2010 по июль 2012, исходя из площади жилого помещения- 42 кв.м.
Муниципальное унитарное предприятие "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" обязано произвести перерасчет К.Л.В. , проживающей по адресу "адрес" , денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения - 57,1кв.м., за период с декабря 2010 по июль 2012.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по назначению и выплате К.Л.В. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги- отопление в размере, определенном в соответствии с расчетом муниципального унитарного предприятия "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" за указанный период.
Возложена на Управление социальной защиты населения по "адрес" обязанность по выплате К.Л.В. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенной в результате перерасчета муниципальным унитарным предприятием "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" за указанный период.
Взыскана с муниципального унитарного предприятия "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" государственная пошлина в доход местного бюджета в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе ответчик Управления социальной защиты населения по "адрес" просит об отмене решения по тем основаниям, что при разрешении спора суд первой инстанции не учел, что истицей пропущен трехмесячный срок, установленный ст.256 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, для обжалования действий управления; прокурором к исковому заявлению не приложен расчет недополученной истицей компенсации из которого можно сделать вывод нарушены ли ее права. Полагает, что только при наличии расчета недополученной компенсации могут быть обоснованны требования о том, имеется ли задолженность и в каком размере, что так же влияет на разрешение вопроса о подсудности дела мировому судье или федеральному суду.
В апелляционной жалобе третье лицо Главалтайсоцзащита также просит об отмене решения и постановлении нового, указывая на аналогичные доводы, что изложены в апелляционной жалобе ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно.
Разрешая спор, суд установил, что К.Л.В. , является реабилитированным лицом, что подтверждено свидетельством *** *** от 29.04.2011.
Согласно имеющимся материалам дела она проживает в квартире по адресу: "адрес" , совместно с сыном К.А.В.
Размер общей площади жилого помещения составляет 57,1 кв.м, что подтверждается выпиской из технического паспорта жилого помещения..
Истице с ДД.ММ.ГГ назначена компенсация расходов на оплату коммунальных услуг.
В силу ст. 16 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ *** "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки - компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (в редакции Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 37-ЗС, действовавшей до 24.07.2012).
Из представленных МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" выписок по лицевому счету *** абонента К.Л.В. и данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", следует, что в период с декабря 2010 по июль 2012 льгота по отоплению предоставлялась ей в размере, размере 42 кв.м. с ДД.ММ.ГГ , код льготы указан 531 - "реабилитированный", что не соответствует 50 % от начисленной суммы оплаты за отопление.
Таким образом, из выписки и информации усматривается, что начисление льготы производилось исходя из социальной нормы площади жилья. Данных о совместно проживающих с истцом членов семьи, пользующихся льготой по самостоятельному основанию в спорный период, суду первой инстанции участниками по делу не представлено.
В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, но не социальной нормы.
Такие нормативы на территории "адрес" в спорный период были установлены постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в "адрес" ", в соответствии с Приложением 1 к которому по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N307, норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения (Приложение *** к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 307).
В силу положений ч. 2 ст. 6 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 статьи 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008г. *** (далее - Правила), статьи 6 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N156-ЗС предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Согласно ч. 3 статьи 5 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с п. 3 названных выше Правил и частями 1, 9 статьи 4 приведенного Закона Алтайского края N156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.
Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, частям 7, 8 статьи 4 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения по месту жительства как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Судом установлено, что организацией-поставщиком услуг по отоплению жилого помещения истца является МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети".
Соглашением об информационном обмене *** от ДД.ММ.ГГ с Управлением социальной защиты населения по "адрес" МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" приняло на себя обязанность на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (п.2.1., 2.2. соглашения).
При этом Управление обязалось ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику список льготополучателей в формате, предусмотренном приложением 1 к соглашению, в котором предусмотрено указание, в том числе общей площади жилого помещения, кода льготника по оплате жилья и коммунальным услугам, сумма льготы.
В соответствии с п. 4.2 Соглашения МУП несет ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов.
При назначении, выплате компенсации Управление располагало данными об общей площади жилого помещения и имело возможность проверить правильность расчета денежного эквивалента по коммунальной услуге "отопление".
При таких обстоятельствах, удовлетворяя иск, суд первой инстанции правильно указал, что законодательство, регулировавшее отношения сторон на момент спорных правоотношений, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации, в связи с этим при расчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот ответчикам следовало исходить из общей площади квартиры истца - 57,1 кв.м.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно применил материальный закон, дал надлежащую оценку представленным участниками по делу доказательствам.
Доводы жалобы ответчика и третьего лица о подсудности спора мировому судье подлежат отклонению, поскольку согласно ст.23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации это дело не подсудно мировому судье. Вопреки доводам жалоб, в рамках настоящего дела истцом не заявлялись требования имущественного характера, по которым действительно требуется установление цены иска для определения подсудности спора. Истец не заявлял требований о взыскании суммы, а предметом иска истцом было определено требование неимущественного характера - возложении обязанности произвести перерасчет денежной компенсации расходов по отоплению.
Доводы апелляционных жалоб о пропуске установленного ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока для оспаривания действий Управления, не могут быть приняты во внимание, поскольку судом рассмотрен спор по правилам искового производства, а не по производству по делам, возникающим из публичных правоотношений по главе 25 ГПК РФ, в которой содержится правило статьи 256.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда первой инстанции постановленным законно.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 23 января 2014 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.