Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего
Мжельской Г.А.
судей
Бредихиной С.Г., Еремина В.А.
при секретаре
Бубенщиковой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора г. Рубцовска Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 ноября 2013 г. по делу по иску прокурора г. Рубцовска Алтайского края, действующего в интересах Марковой В.П. , Иконниковой З.М. , Ярема Ю.М. , Киреевой Р.М. , Маханек А.П. , к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" о признании незаконным действий, понуждению к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Еремина В.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Рубцовска, действующий в интересах Марковой В.П., Иконниковой З.М., Ярема Ю.М., Сапроновой Р.К., Киреевой Р.М., Маханек А.П., обратился в суд с иском к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" (далее - ООО "УК "Наш Дом") о признании незаконным действий, понуждению к совершению действий. Просил признать незаконными действия ООО "УК "Наш дом" по предъявлению Марковой В.П., проживающей по "адрес" , Иконниковой З.М., проживающей по "адрес" , Ярема Ю.М., проживающей по "адрес" , Киреевой Р.М., проживающей по "адрес" , Сапроновой Р.К., проживающей по "адрес" , Маханек А.П., проживающей по "адрес" счетов на оплату корректировки платы за горячее водоснабжение - за ДД.ММ.ГГ ; возложить обязанность на ООО УК "Наш Дом" устранить нарушение прав Марковой В.П., Иконниковой З.М., Ярема Ю.М., Киреевой Р.М., Сапроновой Р.К., Маханек А.П. путем надлежащего оказания услуги горячего водоснабжения, исключающего возможность возникновения дополнительных расходов.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой г. Рубцовска проведена проверка по коллективному обращению жильцов дома по "адрес" по вопросу начисления корректировки размера платы за горячее водоснабжение за ДД.ММ.ГГ . В ходе проверке установлено, что многоквартирный жилой дом N *** по ул "адрес" находится в управлении ООО "УК "Наш Дом" с ДД.ММ.ГГ Дом оборудован прибором учета горячего водоснабжения и отопления, опломбировка прибора произведена МУП ДД.ММ.ГГ В ДД.ММ.ГГ ООО "УК "Наш Дом" жильцам дома по "адрес" произведена корректировка размера платы за ГВС за ДД.ММ.ГГ на общую сумму "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., в том числе истцам: по квартире N *** - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., по квартире N *** - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., по квартире N *** - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., по квартире N *** - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., по квартире N *** - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., по квартире N *** - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. Начисление произведено из расчета разницы между предъявленным объемом горячего водоснабжения и начисленного жителям, данная разница распределена пропорционально общей площади многоквартирного дома. Действия ООО "УК "Наш дом" по начислению истцам корректировки платы за горячее водоснабжение за ДД.ММ.ГГ являются, как считает заявитель, незаконными. В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственниками помещений многоквартирного жилого го дома N *** по ДД.ММ.ГГ было принято решение о выборе одного из способов управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией ООО "УК "Наш Дом". Предметом договоров управления, заключенных с собственниками помещений в многоквартирных домах, является выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также предоставление коммунальных услуг. На жильцах, в свою очередь, в соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации лежит обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствие со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Поскольку, в силу пункта 5 Правил, договор на предоставление потребителю коммунальных услуг надлежащего качестве является публичным, на него распространяется требование пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. В силу пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, установленным Правительством Российской Федерации, ничтожны. К таким правилам относятся Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006. Таким образом, положения вышеуказанных Правил не подлежат расширительному толкованию, а начисление потребителем платы за потребленный коммунальный ресурс должно производиться при точном и неукоснительном соблюдении расчетов, изложенных в Правилах. Корректировка произведена ответчиком как жильцам жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами горячего водоснабжения, так и жильцам помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения. Согласно пункту 16 Правил, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. Таким образом, как считает заявитель, размер платы за горячее водоснабжение по жилым помещениям, оборудованным приборами учета, должен производиться на основании индивидуальных приборов учета. При определении размера корректировки, подлежащей оплате кольцами домов, находящихся в управлении ООО "УК "Наш Дом", ответчиком за основу приняты данные, предоставленные ресурсноснабжающей организацией. Общая сумма корректировки, распределенная между потребителями коммунальной услуги горячего водоснабжения, определена как разница между общей суммой, выставленной ресурсоснабжающей организацией (представляющей собой произведение тарифа коммунального ресурса и количества проживающих лиц) и суммой, начисленной управляющей компанией жильцам с учетом показаний индивидуальных приборов учета. Размер выставленных ресурсоснабжающей организацией к оплате сумм ООО "УК "Наш Дом" в судебном порядке не оспаривался, что свидетельствует о неисполнении управляющей организацией обязанности по управлению.
Определением Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 ноября 2013 г. прекращено производство по делу в части требований прокурора г. Рубцовска Алтайского края в интересах Сапроновой Р.К. к ООО "УК "Наш Дом" о признании незаконными действий, понуждении к совершению действий.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 ноября 2013 г. прокурору г. Рубцовска Алтайского края в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 января 2014 г. исправлена описка, допущенная в тексте решения суда, с указанием на имя истца "Маханек А.П. " вместо "Маханек Я.П. ".
В апелляционном представлении прокурора г. Рубцовска Алтайского края просит вышеуказанное решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований прокурора г. Рубцовска Алтайского края.
В обоснование апелляционного представления прокурора г. Рубцовска Алтайского края указывает, что положения пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в данном случае неприменимы. Начисление корректировки платы за ГВС произведено ответчиком в ДД.ММ.ГГ ., после вступления в действие изменений в Постановления N 307, которыми корректировки были исключены. Выставление гражданам любых дополнительных платежей за коммунальные услуги по горячему водоснабжению в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета, в настоящее время не предусмотрено. Размер выставленных ресурсоснабжающей организацией к оплате сумм ООО "УК "Наш Дом" в судебном порядке не оспаривался, что свидетельствует о неисполнении последней обязанности по управлению многоквартирным домом. Взимание с жильцов иных платежей, не предусмотренных законом, возможно только по решению общего собрания собственников жилья. Судом не дана оценка доводам истца о необходимости возложения на управляющую организацию обязанности надлежащего оказания услуг горячего водоснабжения, исключающего возникновение дополнительных расходов, принято решение в этой части не мотивировано. Также судом не дана оценка доводам, что возникшие убытки, возложенные на жильцов дома, в виде корректировки платы за горячее водоснабжение, управляющая компания должна нести самостоятельно как риски убытков, связанных с деятельностью общества. Судом неверно истолкованы положения статей 154, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 1, 5, 16, 25, 26, 27 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Выслушав пояснения прокурора Мищенко Е.Ю., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя ответчика ООО "УК "Наш Дом" - Будина А.В., возражавшего против удовлетворения представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим частичной отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как установлено судом, Маркова В.П., Иконниковой З.М., Ярема Ю.М., Киреевой Р.М., Маханек А.П., проживают в квартирах N *** , *** , *** , *** , *** , расположенных по адресу: "адрес" соответственно. Собственниками указанных квартир являются, в том числе, и истцы (л.д. 11-12).
ООО "УК "Наш Дом" является управляющей организацией многоквартирного жилого дома N *** по ДД.ММ.ГГ с ДД.ММ.ГГ Указанный жилой дом оборудован прибором учета горячего водоснабжения и отопления с "адрес" Данные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.
В спорный период квартиры истцов были оборудованы индивидуальным прибором учета горячей воды.
Услуги по водоснабжению, водопотреблению в указанном доме оказывались МУП " РКЦ ", услуги оплачивались ООО "УК "Наш Дом", начисление произведено из расчета разницы между предъявленным объемом горячего водоснабжения и начисленного жителям. Данная разница распределена пропорционально общей площади многоквартирного дома.
В ДД.ММ.ГГ ответчик выставил истцам счет на оплату жилищно-коммунальных услуг с корректировками за горячее водоснабжение за ДД.ММ.ГГ
Доначисление произведено на основании счет - фактур, предъявленных ООО "УК "Наш Дом", МУП " РТС " за ДД.ММ.ГГ на общую сумму "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Отказывая истцам в удовлетворении заявленных исковых требований, суд пришел к выводу, что действия ответчика по начислению в ДД.ММ.ГГ корректировки платы за горячее водоснабжение за ДД.ММ.ГГ являлись правомерными, поскольку они соответствовали действующим в спорный период времени нормам права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 16 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Абзац 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам содержит специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 названных Правил, то есть по нормативу потребления.
Согласно пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306, норматив потребления коммунальной услуги - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета
В соответствии с пунктом 25 Правил (в редакции от 06 мая 2011 г.) при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпункту "б" пункта 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для горячего водоснабжения определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Постановлением Правительства от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в редакции изменений от 06 мая 2011 г., вступивших в силу 06 июня 2011 г., возможность проведения указанной выше корректировки была полностью исключена.
В силу вышеизложенного, именно на собственниках до изменения правового регулирования лежала обязанность оплачивать потери коммунальных ресурсов во внутридомовых сетях независимо от наличия у них индивидуальных приборов учета, в связи с чем действия ответчиков по предъявлению истцам счетов на оплату корректировки платы за горячее водоснабжение за период с 06 июня 2011 г. являются незаконными.
Доводы представления о том, что положения пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в данном случае неприменимы, а начисление корректировки платы за ГВС произведено ответчиком в ДД.ММ.ГГ ., после вступления в действие изменений в Постановления N 307, которыми корректировки были исключены, судом неверно истолкованы положения статей 154, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 1, 5, 16, 25, 26, 27 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права, исходя из вышеизложенного.
Вопреки доводам представления, в данном случае возложение оплаты корректировки за горячее водоснабжение на управляющую организацию ни договором, ни законом не предусмотрено.
Срок, в течение которого ответчик мог выставить к оплате сумму корректировки за горячее водоснабжение, законом не установлен. Между тем, данный платеж ответчиком исчислен и предъявлен к оплате истцу в срок, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Требование прокурора о возложении обязанности на ООО УК "Наш Дом" устранить нарушение прав истцов путем надлежащего оказания услуги горячего водоснабжения, исключающего возможность возникновения дополнительных расходов, как и довод представления о том, что судом не дана оценка доводам истца о необходимости возложения на управляющую организацию обязанности надлежащего оказания услуг горячего водоснабжения, исключающего возникновение дополнительных расходов, принятое решение в этой части не мотивировано, удовлетворению не подлежит, поскольку сформулировано не в соответствии с положением статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является не конкретизированным и не направленным на восстановление нарушенного права истцов.
Иные доводы представления не принимаются Судебной коллегией, поскольку не влияют на законность постановленного решения.
Таким образом, действия ответчика по предъявлению истцам счетов на оплату корректировки платы за горячее водоснабжение за период с ДД.ММ.ГГ нельзя признать законными, ввиду чего требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 ноября 2013 г. отменить и принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора г. Рубцовска Алтайского края, действующего в интересах Марковой В.П. , Иконниковой З.М. , Ярема Ю.М. , Киреевой Р.М. , Маханек А.П. , к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" о признании незаконным действий, понуждению к совершению действий удовлетворить частично.
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" по предъявлению Марковой В.П. , проживающей по "адрес" , Иконниковой З.М. ., проживающей по "адрес" , Ярема Ю.М. , проживающей по "адрес" , Киреевой Р.М. , проживающей по "адрес" , Маханек А.П. , проживающей по "адрес" счетов на оплату корректировки платы за горячее водоснабжение за период с ДД.ММ.ГГ
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору г. Рубцовска Алтайского края отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере "данные изъяты" руб.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.