Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего
Мжельской Г.А.
судей
Бредихиной С.Г., Еремина В.А.
при секретаре
Бубенщиковой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 23 декабря 2013 г. по делу по иску прокурора Третьяковского района Алтайского края в интересах Овсянниковой Е.С. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Еремина В.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Третьяковского района Алтайского края, действующий в интересах Овсянниковой Е.С., обратился в суд с иском к ответчикам Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о предоставлении жилого помещения. Просил обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Овсянниковой (Жуковой) Е.С. специализированное жилое помещение; обязать администрацию Староалейского сельсовета направить в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству документы, указанные в пункте 2.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилого фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 27 декабря 2012 года N 736 в отношении Овсянниковой (Жуковой) Е.С.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Овсянникова (Жукова) Е.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на льготы, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Ссылаясь на статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статью 4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае", Порядок предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установленный постановлением администрации Алтайского края от 27 декабря 2012 года N 736 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилого фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указывает, что Овсянникова (Жукова) Е.С. постановлением администрации Староалейского сельсовета N *** от ДД.ММ.ГГ признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГ администрацией Староалейского сельсовета в адрес ответчика на основании требований пункта 5.1 Порядка направлен список лиц указанной категории, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка в отношении Овсянниковой (Жуковой) Е.С. не передавались. Кроме этого, Овсянникова (Жукова) Е.С. была включена в список лиц на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, в связи с чем ДД.ММ.ГГ комитетом по образованию администрации Третьяковского района в адрес Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи направлены соответствующие документы, подтверждающие право Овсянниковой (Жуковой) Е.С. на получение гарантий, предусмотренных законом. До настоящего времени истцу жилое помещение предоставлено не было.
В ходе рассмотрения дела прокурор Третьяковского района исковые требования уточнил, просил обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Овсянниковой (Жуковой) Е.С. специализированное жилое помещение.
Решением Третьяковского районного суда Алтайского края от 23 декабря 2013 г. уточненный иск прокурора Третьяковского района Алтайского края в интересах Овсянниковой Е.С. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о предоставлении жилого помещения удовлетворен. Возложена обязанность Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Овсянниковой Е.С., ДД.ММ.ГГ года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Администрация Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края исключена из числа ответчиков, переведена в третьи лица.
В апелляционной жалобе ответчик просит вышеуказанное решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требованиях.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что в соответствии с Указом Губернатора Алтайского края от 21 октября 2013 г. N 55 "О создании Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края" с 01 января 2014 г. реорганизованы управление Алтайского края по строительству и архитектуре, управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству и управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи путем слияния. Правопреемником реорганизуемых органов исполнительной власти Алтайского края считать Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края. Вывод суда о незамедлительном исполнении решения суда по предоставлению жилого помещения противоречит нормам действующего законодательства. Ходатайство об установлении срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГ свидетельствует о том, что для реального исполнения решения суда необходимо время для проведения мероприятий по выполнению долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения без родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", способствующих исполнению судебного решения. Вывод об обязании Управления предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края преждевременен, так как в соответствии с действующим законодательством права истца не нарушены. Суд, удовлетворил исковые требования истца не согласно Списку, чем нарушил права неограниченного круга лиц, включенных, ранее истца, в Список.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы на основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав прокурора Мищенко Е.Ю., просившей оставить решение суда без изменения, Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Овсянникова (Жукова) Е.С., ДД.ММ.ГГ года рождения, является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Змеиногорского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ФИО1 ., ФИО2 лишены родительских прав в отношении Жуковой Е.С., ДД.ММ.ГГ года рождения.
Постановлением администрации г. Змеиногорска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N *** ФИО3 назначили опекуном Жуковой Е.С.
Согласно справке администрации Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края Овсянникова (Жукова) Е.С. прибыла на территорию Староалейского сельсовета из "адрес" ДД.ММ.ГГ ДД.ММ.ГГ последняя перерегистрирована по адресу "адрес" , по данному адресу до настоящего времени зарегистрирована и проживает. Собственником указанного жилого помещения является ФИО4 Овсянникова Е.С. в собственности жилья не имеет.
Постановлением администрации Староалейского сельсовета Третьяковского района Алтайского края N *** от ДД.ММ.ГГ Овсянникова (Жукова) Е.С. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Из Заключения о возможности предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья от ДД.ММ.ГГ следует, что комиссия пришла к выводу, что Овсянникова (Жукова) Е.С. нуждается в выдаче безвозмездной субсидии на приобретение жилья и выдача субсидии возможна.
Согласно ответу комитета по образованию администрации Третьяковского района Алтайского края Овсянникова (Жукова) Е.С. относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе. В ДД.ММ.ГГ документы в отношении ее направлены в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Овсянникова Е.С. поставлена в очередь (N *** ). В ДД.ММ.ГГ документы на Овсянникову Е.С. переданы в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, где она включена в список нуждающихся на получение жилья.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что с момента постановки истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а затем нуждающейся в получении жилья, до настоящего времени жилое помещение ей предоставлено не было, с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий она в установленном порядке не снималась, имеет право на обеспечение жилым помещением, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку истец не был обеспечен жильем до "адрес" по ранее действовавшему закону, то в настоящее время он имеет право на однократное обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Ранее действовавшим Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств краевого бюджета, утвержденным Постановлением администрации Алтайского края от 15.12.2011 N 738 было предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем строительства жилых помещений и приобретения их на рынке жилья. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, сформированный в соответствии с законом Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС.
В силу статьи 4 закона Алтайского края от 12.12.2006 г. N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" на органы местного самоуправления поселений и городских округов возложена обязанность осуществления учета нуждающихся граждан в получении жилья.
Законом Алтайского края от 25.12.2007 г. N 149-ЗС " О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеки и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей" на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия по закреплению и сохранению за детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей права собственности на жилое помещение или права пользования жилыми помещениям, а при отсутствии жилого помещения - права на получения жилого помещения в соответствии с жилищным законодательство, принятие мер по защите жилищных прав в случаях, предусмотренных законодательством, заключение договор о доверительном управлении имуществом лица, над которым учреждена опека.
С 01 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Часть 9 статьи 8 указанного закона предусматривает, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 г. N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" (в редакции Закона Алтайского края от 11 октября 2012 г. N74-ЗС) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением администрации Алтайского края от 27 декабря 2012 г. N 736.
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.5 Порядка формирование и ведение Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется Управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
Из анализа приведенного законодательства и установленных обстоятельств, оценив предоставленные доказательства в совокупности, с учетом того, что жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено, а социальная поддержка может считаться реализованной только после предоставления жилого помещения, следует, что являются верными выводы суда первой инстанции о том, что истец имеет право на обеспечение ее жильем по договору найма специализированного жилого помещения
Доводы жалобы ответчика о том, что в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2013-2015, за три года действия которой планируется обеспечить жильем 958 детей-сирот, судебной коллегией отклоняются. В данном случае реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена Федеральным законом в зависимость от наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
Довод жалобы о том, что суд удовлетворил исковые требования прокурора по внеочередному предоставлению жилья, отмененное с ДД.ММ.ГГ ., а не согласно Списку в рамках реализации целевой программы, тем самым нарушил права неограниченного круга лиц, включенных (ранее истца) в Список с даты подачи заявлений о признании нуждающимися в жилых помещения, также не может повлечь отмену решения, поскольку согласно статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При этом Судебная коллегия отмечает, что ответчик не лишен возможности в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд первой инстанции с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта, сводятся к переоценке доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и основаны на ошибочном толковании норм права. В связи с чем, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 23 декабря 2013 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.