Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.
при секретаре Бубенщиковой Н.С.,
с участием прокурора Фоминой П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 января 2014 года
по делу по иску прокурора г.Новоалтайска в интересах Толщина Н.П. к Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску, Муниципальному унитарному предприятию г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление.
Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска обратился в суд в интересах Толщина Н.П. с иском к Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску, МУП г.Новоалтайска "НТС", в котором просил признать незаконными действия МУП г.Новоалтайска "НТС" по расчету компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере 50 % в период с декабря 2010 года по июль 2012 года, исходя из площади жилья в 33 кв.м; возложить на МУП г.Новоалтайска "НТС" обязанность по перерасчету Толщину Н.П. денежного эквивалента 50 % льготы на оплату отопления, исходя из общей площади жилого помещения в 44,4 кв.м за период с декабря 2010 года по июль 2012 года; признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате Толщину Н.П. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП г.Новоалтайска "НТС" за указанный период; возложить на Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску обязанность по выплате Толщину Н.П. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления, определенной в результате перерасчета.
В обоснование заявленных требований указал, что проведенной прокуратурой г.Новоалтайска проверкой установлено, что Толщин Н.П. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с нормами действующего законодательства, имеет право на компенсацию в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Из ответа УСЗН по г.Новоалтайску следует, что истцу расчет компенсации расходов на оплату отопления предоставляется в размере 50 % от начисленной суммы, в период с декабря 2010 года исходя из площади жилья в 33 кв.м, при этом общая отапливаемая площадь квартиры составляет 44,4 кв.м.
Вместе с тем, в нарушение требований закона, истцу до 24 июля 2012 года назначалась и рассчитывалась компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению исходя из меньшей площади жилья, в то время как должна назначаться и рассчитываться с учетом общей площади жилого помещения в 44,4 кв.м.
С учетом уточненных прокурором в судебном заседании требований, прокурор просил признать незаконными действия и произвести перерасчет за период с 10 декабря 2010 года по 23 июля 2012 года, возложить обязанность на МУП г.Новоалтайска "НТС" произвести перерасчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги в пределах нормативов потребления, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить сроки для исполнения решения суда: месяц со дня вступления решения в законную силу - МУП г.Новоалтайска "НТС" для перерасчета, два месяца со дня вступления решения в законную силу - Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску для выплаты разницы денежного эквивалента.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 января 2014 года исковые требования прокурора г. Новоалтайска в интересах Толщина Н.П. удовлетворены.
Признаны действия Муниципального унитарного предприятия г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету Толщину Николаю Петровичу компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере 50 % в период с 10 декабря 2010 года по 23 июля 2012 года, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, незаконными.
Возложена обязанность на Муниципальное унитарное предприятие г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу произвести перерасчет Толщину Н.П., проживающему по адресу: "адрес" , денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопления в пределах нормативов потребления услуги, исходя из общей площади жилого помещения - 44,4 кв.м, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ .
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате Толщину Н.П. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в размере, определенном в соответствии с расчетом Муниципального унитарного предприятия г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за период с 10 декабря 2010 года по 23 июля 2012 года.
Возложена обязанность на Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести Толщину Н.П. выплату денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопления, определенного как разница результата перерасчета Муниципальным унитарным предприятием г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" и выплаченного ранее денежного эквивалента за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ .
Взыскана с МУП г.Новоалтайска "НТС" в местный бюджет государственная пошлина в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе ответчик УСЗН по г.Новоалтайску просит решение отменить, ссылаясь на то, что прокурор не представил расчет недополученной истцом компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя, не привел доказательства неправильности расчета льготы. Имеющейся судебной практикой подтверждается необходимость установления наличия и размера задолженности, поскольку при рассмотрении подобных дел судом был истребован расчет сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге, и гражданское дело, при цене иска менее 50 000 рублей, должно быть передано по подсудности мировому судье. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы может повлечь за собой нарушение прав государственного органа либо прав гражданина, либо арифметическую ошибку.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне просит решение отменить, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе УСЗН по г.Новоалтайску, а также на то, что истцом пропущен трехмесячный срок на обращение с заявлением о признании действий управления незаконными, предусмотренный ст.256 ГПК РФ. Момент времени, когда Толщин Н.П. узнал о нарушении своих прав, судом не устанавливался.
В письменных возражениях процессуальный истец прокурор просил апелляционную жалобу Главалтайсоцзащиты оставить без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции процессуальный истец прокурор Ф.И.О. . полагала доводы жалоб не подлежащими удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили.
В суде апелляционной инстанции прокурор Ф.И.О. полагала жалобы не подлежащими удовлетворению.
На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалоб на основании ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб.
В силу ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции Закона Алтайского края от 08.05.2008 N37-ЗС) реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки - компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, но не социальной нормы.
Такие нормативы на территории г. Новоалтайска в спорный период были установлены постановлением администрации г.Новоалтайска от 08.10.2008 N2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г.Новоалтайске", в соответствии с которым по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307, предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения (Приложение N2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307).
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 статьи 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N126 (по тексту - Правила), ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с п. 3 названных выше Правил и ч.ч. 1, 9 ст. 4 приведенного Закона Алтайского края N156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.
Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, ч.ч. 7, 8 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Так законодательство, регулировавшее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Толщин Н.П. является реабилитированным лицом, ему на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: "адрес" , общей площадью 44,4 кв.м.
Организацией - поставщиком тепловой энергии в многоквартирный дом, в котором расположена вышеуказанная квартира истца, является МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети".
Соглашением об информационном обмене N45 от 12.08.2010 с Управлением социальной защиты населения по г.Новоалтайску МУП г.Новоалтайска "НТС" приняло на себя обязанность на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (п.2.1., 2.2. соглашения).
При этом Управление обязалось ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику список льготополучателей в формате, предусмотренном приложением 1 к соглашению, в котором предусмотрено указание, в том числе общей площади жилого помещения, кода льготника по оплате жилья и коммунальным услугам, сумма льготы.
В соответствии с п. 4.2 Соглашения МУП г.Новоалтайска "НТС" несет ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов.
Расчет компенсации расходов на оплату услуги по отоплению производился Толщину Н.П. в спорный период в размере 50% от начисленной суммы за отопление, исходя из площади жилья в размере 33 кв.м., что не соответствует вышеуказанным положениям законодательства.
Таким образом, установив при разрешении дела, что Толщин Н.П. пользуется льготой по оплате за отопление как реабилитированное лицо, и в нарушение требований законодательства положенная ему льгота предоставляется не в полном объеме, поскольку компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги - отопление должна назначаться и рассчитываться исходя из общей площади жилого помещения в 44,4 кв.м, суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Доводы апелляционных жалоб о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление не могут повлечь отмену решения, поскольку на основании представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из социальной площади жилого помещения 33 кв.м., в то время как общая площадь жилого помещения составляет 44,4 кв.м.
При этом требований о взыскании с ответчика каких-либо сумм заявлено не было, в связи с чем ссылка в жалобах на то, что судом не обоснованно оставлено без внимания ходатайство об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации не могут повлечь отмену решения суда.
Поскольку установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, оно должно быть восстановлено, независимо от доводов апелляционных жалоб о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки.
Не являются основанием для отмены решения и доводы жалоб о том, что размер недополученной компенсации по коммунальной услуге повлияет на подсудность спора, так как по правилам ст.33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принятое судом к своему производству дело с соблюдением правил подсудности должно быть разрешено этим же судом по существу, независимо от того, изменилась ли подсудность дела. Исковое заявление содержит требование о возложении обязанности произвести расчет компенсации по оплате за отопление, которое подсудно районному суду. Таким образом, подсудность спора при его разрешении судом не нарушена.
Ссылка в жалобах на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге также признается судебной коллегией несостоятельной ввиду того, что судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Также не может быть принят во внимание и довод жалобы о пропуске истцом срока обращения за защитой нарушенного права, поскольку указанное исковое заявление подано в общем порядке, а не в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, предусмотренные ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сроки, в данном случае применению не подлежат, а довод жалобы основан на неверном толковании норм процессуального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения по доводам апелляционных жалоб.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 30 октября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.