Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.
судей Бредихиной С.Г., Еремина В.А.
при секретаре Бычковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску и третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по иску прокурора г.Новоалтайска в интересах Кайгородова И. П. к Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску, Муниципальному унитарному предприятию г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности по расчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление.
Заслушав доклад судьи Мжельской Г.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор "адрес" обратился в суд в интересах Кайгородова И.П. с иском к Управлению социальной защиты населения по "адрес" , Муниципальному унитарному предприятию "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" (далее - МУП "адрес" "НТС" о признании действий незаконными, возложении обязанности по расчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление.
В обоснование требований ссылался на то, что в ходе проведенной прокуратурой "адрес" проверки установлено, что Кайгородов И.П. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с нормами действующего законодательства, имеет право на компенсацию в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Порядок определения размера компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае". В соответствии с Правилами, денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Из ответа Управления социальной защиты населения по "адрес" следует, что истцу расчет компенсации расходов на оплату отопления предоставляется в размере 50% от начисленной суммы, в период с декабря 2010 г. по июнь 2011 г. исходя из площади жилья в 21 кв.м, в период с июля 2011 г. по июль 2012 г. исходя из площади жилья 33 кв.м. Поскольку общая площадь квартиры составляет 44 кв.м, истец является льготополучателем из категории "лиц из числа реабилитированных", до ДД.ММ.ГГ . проживал совместно с Кайгородовой И.Н. , также являющейся льготополучателем (инвалид 2 группы, ветеран труда), то при расчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот необходимо исходить из площади жилого помещения в 22 кв.м (44 : 2) в период с декабря 2010 г. по июнь 2011 г., и из площади жилого помещения в 44 кв.м - в период с июля 2011 г. по июль 2012 "адрес" признать незаконными действия МУП "адрес" "НТС" по расчету компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере 50 % в период с декабря 2010 г. по июнь 2011 г. исходя из площади жилья в 21 кв.м, с июля 2011 г. по июль 2012 г. - исходя из площади жилья в 33 кв.м; возложить на МУП "адрес" "НТС" обязанность по перерасчету Кайгородову И.П. денежного эквивалента 50 % льготы на оплату отопления, исходя из площади жилого помещения в 22 кв.м за период с декабря 2010 г. по июнь 2011 г., исходя из общей площади жилого помещения в 44 кв.м - за период с июля 2011 г. по июль 2012 г.; признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по назначению и выплате Кайгородову И.П. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП "адрес" "НТС" за указанные периоды; возложить на Управление социальной защиты населения по "адрес" обязанность по выплате Кайгородову И.П. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления, определенной в результате перерасчета.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора "адрес" уточнила исковые требования, просил признать незаконными действия и произвести перерасчет за период с ДД.ММ.ГГ . по ДД.ММ.ГГ . исходя из площади жилого помещения 22 кв.м, с ДД.ММ.ГГ . по ДД.ММ.ГГ . - из 44 кв.м, просила возложить обязанность на МУП "адрес" "НТС" произвести перерасчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги в пределах нормативов потребления, в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) установить сроки для исполнения решения суда: месяц со дня вступления решения в законную силу - МУП "адрес" "НТС" для перерасчета, два месяца со дня вступления решения в законную силу - Управлению социальной защиты населения по "адрес" для выплаты разницы денежного эквивалента.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 28 января 2014 года исковые требования удовлетворены.
Признаны действия МУП "адрес" "НТС" по расчету Кайгородову И.П. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере 50 % в период с ДД.ММ.ГГ ., исходя из социальной нормы площади жилого помещения, незаконными.
На МУП "адрес" "НТС" возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу произвести перерасчет Кайгородову И.П. , проживающему по адресу: "адрес" , денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопления в пределах нормативов потребления услуги, исходя из площади жилого помещения - 22 кв.м за период с ДД.ММ.ГГ ., и 44 кв.м за период с ДД.ММ.ГГ .
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по назначению и выплате Кайгородову И.П. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП "адрес" "НТС" за период с ДД.ММ.ГГ .
На Управление социальной защиты населения по "адрес" возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести Кайгородову И.П. выплату денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопления, определенного как разница результата перерасчета МУП "адрес" "НТС" и выплаченного ранее денежного эквивалента за период с ДД.ММ.ГГ .
Взыскана с МУП "адрес" "НТС" в местный бюджет государственная пошлина в размере "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения по "адрес" просит решение отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что в нарушение ст. 56 ГПК РФ прокурор не представил расчет недополученной истцом компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя. Суд необоснованно оставил без внимания ходатайство третьего лица о понуждении прокурора предоставить данный расчет суммы недополученной компенсации, подтверждающего обоснованность исковых требований. При предъявлении исковых требований прокурором не была проанализирована правильность произведенных расчетов денежных эквивалентов. Необходимость установления наличия и размера задолженности подтверждается судебной практикой, согласно которой при рассмотрении подобных дел судом был истребован расчет сумм недоплаты, гражданское дело передано по подсудности мировому судье в связи с ценой иска менее "данные изъяты" рублей. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы может повлечь за собой арифметическую ошибку и нарушение прав государственного органа либо прав гражданина.
В апелляционной жалобе Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в силу ч.1 ст.256 ГПК РФ и ст.3 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" гражданин вправе обратится в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Момент времени, когда Кайгородов И.П. узнал о нарушении своих прав в судебном заседании не установлен. Истцу стало известно о нарушении его прав в момент выплаты ему 50% расходов на оплату отопления за спорный период при получении компенсации в меньшем размере, начиная с января 2011 года. Прокурором не представлено доказательств невозможности обращения в этот момент в суд за оспариванием неправомерных действий управления. В нарушение ст.56 ГПК РФ прокурором к иску не приложен расчет недополученной истцом компенсации. Заявленное ходатайство о понуждении прокурора предоставить данный расчет суммы недополученной компенсации с целью его проверки необоснованно оставлено судом без внимания. Только при наличии расчет недополученной компенсации могут быть обоснованы требования о наличии задолженности и ее размер, что подтверждается судебной практикой в Алтайском крае. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы может повлечь за собой арифметическую ошибку и нарушение прав государственного органа либо прав гражданина.
В возражениях на апелляционную жалобу третьего лица прокурор "адрес" просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.Истец Кайгородов И.П. и представители ответчиков, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не представили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались.На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав процессуального истца прокурора Беспалову М.И. , возражавшую против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб.Согласно статьи 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции Закона Алтайского края от 08.05.2008 N 37-ЗС) реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки - компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.В силу ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, но не социальной нормы. Такие нормативы на территории г. Новоалтайска в спорный период были установлены постановлением администрации г. Новоалтайска от 08.10.2008г. N 2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г.Новоалтайске", в соответствии с которым по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади. Пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. N307, предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета. Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения (Приложение N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. N 307). Согласно части 2 статьи 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в пункте 8 статьи 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N126 (по тексту - Правила), статьей 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам. Согласно части 3 статьи 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства. В соответствии с пунктом 3 названных выше Правил и частей 1, 9 статьи 4 приведенного Закона Алтайского края N156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом. Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, частей 7, 8 статьи 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (пункт 27 Правил). Так законодательство, регулировавшее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации. Как установлено судом и следует из материалов дела, Кайгородов И.П. является реабилитированным лицом, согласно представленным документам проживал в жилом помещении по адресу: "адрес" (до ДД.ММ.ГГ . с Кайгородовой И.Н. , которая как инвалид второй группы являлась самостоятельным льготополучателем компенсации расходов на оплату коммунальных услуг).
Размер общей площади жилого помещения *** по "адрес" в "адрес" , составляет 44 кв.м, что подтверждается выпиской из технического паспорта.
Организацией-поставщиком услуг по отоплению жилого помещения истца является МУП "адрес" "НТС".
Соглашением об информационном обмене *** от ДД.ММ.ГГ с Управлением социальной защиты населения по "адрес" МУП "адрес" "НТС" приняло на себя обязанность на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (пункты 2.1., 2.2. Соглашения).
Управление обязалось ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику список льготополучателей в формате, предусмотренном приложением 1 к соглашению, в котором предусмотрено указание, в том числе общей площади жилого помещения, кода льготника по оплате жилья и коммунальным услугам, сумма льготы.
В соответствии с пунктом 4.2 Соглашения МУП "адрес" "НТС" несет ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов.
Согласно решению Управления социальной защиты населения по "адрес" от ДД.ММ.ГГ . Кайгородову И.П. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, дата первоначального назначения льгот - ДД.ММ.ГГ . В качестве основания предоставления компенсации указано отнесение истца к категории реабилитированных.
Согласно сведениям, представленным Управлением социальной защиты населения по "адрес" на имя прокурора за исх. *** от ДД.ММ.ГГ , а также информации о данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", льготная площадь по отоплению за период с ДД.ММ.ГГ г. определена в размере 21 кв.м, за период с ДД.ММ.ГГ (в связи с изменением состава семьи с 2 на 1 человека, о чем подано заявление ДД.ММ.ГГ .) - 33 кв.м. (л.д. 25, 26). Следовательно, начисление льготы производилось исходя из социальной нормы площади жилья.
Таким образом, установив при разрешении дела, что Кайгородов И.П. пользуется льготой по оплате за отопление как реабилитированное лицо, и в нарушение требований законодательства положенная ему льгота предоставлялась не в полном объеме, поскольку компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги - отопление должна была назначаться и рассчитываться в заявленный спорный период исходя из общей площади жилого помещения в размере 44 кв.м, суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Доводы апелляционных жалоб о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление не могут повлечь отмену решения, поскольку на основании представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из социальной площади жилого помещения, в то время как общая площадь жилого помещения составляет 44 кв.м.
При этом требований о взыскании с ответчика каких-либо сумм заявлено не было, в связи с чем ссылка в жалобах на то, что судом не обоснованно оставлено без внимания ходатайство об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации не могут повлечь отмену решения суда.
Поскольку установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, оно должно быть восстановлено, независимо от доводов апелляционных жалоб о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки.
Не являются основанием для отмены решения и доводы жалоб о том, что размер недополученной компенсации по коммунальной услуге повлияет на подсудность спора, так как по правилам статьи 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принятое судом к своему производству дело с соблюдением правил подсудности должно быть разрешено этим же судом по существу, независимо от того, изменилась ли подсудность дела. Исковое заявление содержит требование о возложении обязанности произвести расчет компенсации по оплате за отопление, которое подсудно районному суду. Таким образом, подсудность спора при его разрешении судом не нарушена.
Ссылка в жалобах на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге также признается судебной коллегией несостоятельной ввиду того, что судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения по доводам апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску и третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 28 января 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.