Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.
судей: Параскун Т.И., Блинова В. А.
при секретаре
судебного заседания Петровой О.Н.
рассмотрела в открытом заседании дело по апелляционной жалобе ответчика ФГКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай"
на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края
от 22 ноября 2013 года по делу по иску Шалыгина И. Н. к войсковой части *** , войсковой части 58661, ФГКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" " о взыскании дополнительного материального стимулирования за ДД.ММ.ГГ года в размере "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи Блинова В. А., Судебная коллегия по гражданским делам "адрес" вого суда
УСТАНОВИЛА:
Истец Шалыгин И.Н. обратился в суд с иском к Войсковой части *** , Войсковой части "данные изъяты" , ФГКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" " о взыскании дополнительного материального стимулирования за ДД.ММ.ГГ года в размере "данные изъяты" рублей.
В судебном заседании Шалыгин И.Н. поддержал иск, указав в обоснование заявленных требований, что с ДД.ММ.ГГ состоял в должности стрелка 169 команды ВОХР войсковой части *** , дислоцированной в "адрес" Алтайского края, которая переименована в склад инженерных боеприпасов - войсковую часть *** . ДД.ММ.ГГ был уволен с работы в связи с сокращением штата. Согласно приказу Министра обороны РФ *** от ДД.ММ.ГГ ему подлежала выплате премия за 1 квартал 2013 года. Командиром войсковой части *** издан приказ о премировании работников за 1 квартал 2013 года, в который он включен не был. Полагая отказ в выплате премии незаконным, Шалыгин И.Н. просит взыскать с ответчиков невыплаченную премию за первый квартал 2013 года в размере "данные изъяты" рублей.
Представитель ответчика войсковой части *** и войсковой части *** Кудашова М.С. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Шалыгин И.Н. уволен ДД.ММ.ГГ . На день принятия решения о выплате премии Шалыгин И.Н. в трудовых отношениях с войсковой частью *** не состоял. Указанная премия не входит в систему оплаты труда лиц гражданского персонала и не является обязательной.
Представитель ответчика ФГКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" " в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Предоставил в суд письменный отзыв, согласно которому просил в иске отказать, указал, что ФГКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" " является ненадлежащим ответчиком по данному делу, так как не является правопреемником войсковых частей, организаций и учреждений Министерства обороны РФ, состоящих на финансовом обеспечении ФГКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" ", не несет ответственности за действия или бездействия командиров войсковых частей. На основании доведенных бюджетных средств и выписки из приказа командира войсковой части *** ФГКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" " произвело начисление и выплату дополнительного материального стимулирования гражданскому персоналу войсковой части согласно приказу Министра обороны РФ N *** . Свои обязательства согласно договору на обслуживание войсковой части *** от ДД.ММ.ГГ *** и договору на обслуживание войсковой части *** от ДД.ММ.ГГ *** исполнило в полном объеме.
Представитель ответчика войсковой части *** предоставил в суд отзыв на исковое заявление, согласно которому просил в иске отказать, так как премия лицам гражданского персонала, предусмотренная приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГ N *** не входит в систему оплаты труда лиц гражданского персонала и не является обязательной. Правовые основания для выплаты Шалыгину И.Н. , не состоящему в штате войсковой части *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ , дополнительного материального стимулирования отсутствуют.
Решением Поспелихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ иск Шалыгина И.Н. удовлетворен.
Взыскано с ФГКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" " в пользу Шалыгина И.Н. материальное стимулирование за первый квартал 2013 года в размере "данные изъяты" рублей.
Взыскана с ФГКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" " в доход бюджета "адрес" Алтайского края государственная пошлина в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" " просит данное решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая, что суд ошибочно не принял во внимание доводы ответчика о том, что спорная премия не входит в систему оплаты труда, что истец на время её выплаты не состоял в штатах войсковой части, командир части не включил истца в приказе о выплате в состав лиц, которым должна была быть произведена выплата, в силу этого стимулирующая выплата ФГКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" " истцу не могла быть выплачена.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и выслушав объяснения представителя ФГКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" " Мордовина П.П. , поддержавшего жалобу, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что суд правильно определил отношения сторон и материальный закон, которым эти отношения регулируются, обстоятельства имеющие значение и кем из сторон эти обстоятельства подлежали доказыванию, вынес их на обсуждение в судебном заседании.
Разрешая спор по существу, установив, что выплаты стимулирующего характера в виде ежеквартальных дополнительных выплат материального стимулирования за счет экономии бюджетных средств входили в систему оплаты труда работников войсковой части, т.е. являлись обязательными, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о нарушении прав истца, которому такие выплаты не были произведены по результатам работы за первый квартал 2013 года по причине его увольнения и издания приказа о выплатах во втором квартале 2013 года.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верной и полной оценке собранных по делу доказательств, свидетельствующих об обязательности ежеквартальных дополнительных выплат материального стимулирования за счет экономии бюджетных средств.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Также приказом определено выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала, военнослужащим и лицам гражданского персонала дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы) - дополнительное материальное стимулирование.
Указанным Порядком установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (п.1).
Пунктом 11 Порядка установлено, что не представляются к дополнительному материальному стимулированию: лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей; военнослужащие и лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности. Перечень лиц, указанных в данном пункте, которым не выплачивается дополнительное материальное стимулирование, является исчерпывающим.
Из телеграммы заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГ , из письма начальника ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" ", Министром обороны РФ ДД.ММ.ГГ принято решение о дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала воинских частей (организаций) Министерства обороны РФ за первый квартал 2013 года в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГ N *** . Расчетная сумма работникам воинских частей установлена в размере "данные изъяты" рублей. Объем бюджетных средств доведен, исходя из фактической численности работающих по состоянию на ДД.ММ.ГГ .
Согласно разделу 4 "Выплаты стимулирующего характера" Положения об оплате труда гражданского персонала войсковой части 74881, утвержденного командиром войсковой части 74881 и согласованного председателем профсоюзного комитета ДД.ММ.ГГ , действующего с ДД.ММ.ГГ , в годовой фонд заработной платы гражданского персонала войсковой части включаются выплаты стимулирующего характера, в том числе ежеквартальные дополнительные выплаты материального стимулирования за счет экономии бюджетных средств по приказу МО РФ *** от ДД.ММ.ГГ г.
На основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГ *** "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств работников федеральных органов исполнительной власти" и приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГ *** в соответствии с Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, командиром войсковой части *** и председателем профсоюзного комитета ДД.ММ.ГГ утверждено приложение *** к Коллективному договору 2012-2015 г.г. "Положение о дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов оплаты труда лиц гражданского персонала", из содержания которого следует, что не представляются к дополнительному материальному стимулированию лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что дополнительные выплаты материального стимулирования производятся работникам, проработавшим в войсковой части весь первый квартал 2013 года и не имеющим дисциплинарных взысканий.
Поскольку материалами дела установлены обстоятельства того, что Шалыгину И.Н. , первый квартал 2013 года осуществлял трудовую деятельность в воинской части, не имел дисциплинарных взысканий, то есть оснований, предусмотренных приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГ *** для невыплаты ему дополнительного материального стимулирования за указанный период времени не имелось, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные им требования в указанной части.
При этом судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что выплата премии (материального стимулирования) по итогам работы не должна носить произвольный характер в отношении отдельных работников, а лишение работника такой премии должно быть мотивированным.
Доводы жалобы о том, что ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" " является ненадлежащим ответчиком, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с директивой Министра обороны РФ от 27 сентября 2012 года NД-077 произведено переформирование и переподчинение "данные изъяты" базы инженерных боеприпасов с условным наименованием войсковая часть *** ( "адрес" ) в склад (инженерных боеприпасов военного округа 1 разряда с условным наименованием "войсковая часть *** ") *** центра материального обеспечения Центрального военного округа (войсковая часть *** ).
Правопреемником войсковой части *** с ДД.ММ.ГГ является склад (инженерных боеприпасов военного округа 1 разряда) - условное наименование войсковая часть *** .
Эти обстоятельства подтверждаются справкой начальника склада (инженерных боеприпасов) - войсковой части *** , требованием командующего войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГ N *** , перечнем организационных мероприятий, проводимых в Сухопутных войсках в 2012 году.
Согласно уведомлению о постановке на учет Российской организации в налоговом органе от ДД.ММ.ГГ войсковая часть *** является обособленным подразделением ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" ".
В соответствии с п.1 ст.83 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщике лежит обязанность поставить на учет обособленное подразделение. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Налоговым законодательством под обособленным подразделением организации понимается любое территориальное обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
Таким образом, регистрация в налоговом органе воинской части *** как обособленного подразделения ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" " на основании заявления ответчика о создании обособленного подразделения означает, что на ФКУ как юридическое лицо может быть возложена обязанность выплаты стимулирующего вознаграждения, которое не было выплачено истцу из-за того, что командиром воинской части истец необоснованно не был включен в число лиц на получение дополнительного материального стимулирования за 1 квартал 2013 года. Как следует из положения ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" " последнее осуществляет финансовое обеспечение воинских частей.
Договорами *** от ДД.ММ.ГГ и *** от ДД.ММ.ГГ предусмотрено, что ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" " осуществляло финансово-экономическое обеспечение войсковой части *** и войсковой части *** , в том числе начисление и выплату заработной платы гражданскому персоналу и других установленных законодательством видов выплат личному составу.
Таким образом, взыскание с ответчика, осуществляющего в силу своего функционального назначения финансовое обеспечение воинских частей, в пользу истца неполученного материального стимулирования за первый квартал 2013 года в размере "данные изъяты" рублей не противоречит установленным по делу обстоятельствам и направлено на своевременное исполнение решения суда за счет органа, обеспечивающего финансирование воинских частей.
Довод жалобы ответчика о том, что отсутствует вина юридического лица ФКУ в невыплате истцу материального стимулирования за первый квартал 2013 года судебной коллегией во внимание не принимается, так как основанием взыскания с указанного ответчика денежных средств является не вина данного учреждения в исполнении своих функций, а наличие вины непосредственного руководителя воинской части *** , не включившего истца в приказ о спорных выплатах.
Установленные обстоятельства зачисления ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" " на финансовое обеспечение воинской части *** являющейся правопреемником воинской части *** , в которой истец работал в течение ДД.ММ.ГГ , обстоятельства постановки ответчиком воинской части *** в качестве своего обособленного подразделения подтверждают правильность вывода суда о взыскании ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" " материального стимулирования.
Взыскание материального стимулирования за первый квартал 2013 года с ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" " означает, что последнее отвечает за финансовое обеспечение и финансовую ответственность созданной в результате переформирования воинской части *** , являющейся обособленным подразделением юридического лица ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" ".
Таким образом, доводы жалобы о том, что ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" " является не надлежащим ответчиком по спору, опровергаются вышеизложенным.
Довод жалобы о том, что ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и "адрес" " не является виновным в рассматриваемом споре, а может нести ответственность по вынесенному судом решению только как плательщик и лицо, на чьем финансовом обеспечении состоят воинские части, не является основанием для отмены решения суда, так как при разрешении спора судом не были установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии вины самого юридического лица ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике" в невыплате истцу дополнительного материального стимулирования.
Иных доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 22 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.