Судебная коллегия по гражданским делам "адрес" вого суда в составе:
председательствующего Кавуновой В.В.
судей Чубукова С.К. , Довиденко Е.А .
при секретаре Горской О.В.
с участием прокурора Мищенко Е.Ю.
рассмотрела апелляционные жалобы представителей ответчика, третьего лица на стороне ответчика на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 03.02.2014г.
по иску прокурора "адрес" в интересах Филипсена А. Я. к Управлению социальной защиты населения по "адрес" , муниципальному унитарному предприятию "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет денежной компенсации расходов по отоплению.
Заслушав доклад судьи Чубукова С.К. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" обратился с иском в суд в интересах Филипсена А.Я. к Управлению социальной защиты населения по "адрес" , МУП "адрес" "НТС", в котором просил признать незаконными действия МУП "адрес" "НТС" по расчету Филипсену А.Я. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % с декабря 2010 года по июль 2012 года, исходя из площади жилья в 42 кв.м., и действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по назначению и выплате Филипсену А.Я. компенсации указанных расходов в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП "НТС" за указанный период.
Кроме того, просил возложить на МУП "адрес" "НТС" обязанность по перерасчету денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения - 44,3 кв.м. за период с декабря 2010 года по июль 2012 года; также возложить на Управление социальной защиты населения по "адрес" обязанность по выплате Филипсену А.Я. разницы денежного эквивалента 50 % льготы на оплату указанной коммунальной услуги, определенной в результате перерасчета.
-2-
Исковые требования обоснованы тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что Филипсен А.Я. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с нормами действующего законодательства, имеет право на компенсацию в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Порядок определения размера компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае". В соответствии с Правилами, денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Согласно информации, предоставленной Управлением социальной защиты населения по "адрес" следует, что истцу расчет компенсации расходов на оплату отопления предоставляется в размере 50% от начисленной суммы, в период с начала 2010 г. исходя из площади жилья в 42 кв.м.
Поскольку общая площадь квартиры составляет 44,3 кв.м, истец является льготополучателем из категории реабилитированных лиц,то при расчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот необходимо исходить из всей общей площади жилого помещения.
Решением Новоалтайского городского суда от 03.02.2014г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах представителей ответчика и третьего лица на стороне ответчика ставится вопрос об отмене решения, так как суд не истребовал у прокурора расчёта суммы компенсации расходов на отоплении квартиры Филипсена А.Я. , не учёл, что прокурором пропущен трёхмесячный срок на обжалование незаконных действий, что дело подсудно мировому судье, поскольку сумма компенсации составляет менее 50 000 руб.
Выслушав прокурора, обсудив доводы жалоб, проверив материалы дела в пределах доводов жалоб, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Филипсен А.Я. является реабилитированным лицом, что подтверждено свидетельством А *** от 13.10.1997, согласно представленным документам проживает в квартире с женой - Филипсен Н.А.
-3-
по адресу: "адрес" , ему с ДД.ММ.ГГ назначена компенсация расходов на оплату коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ *** "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки -компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (в редакции Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 37-ЗС, действовавшей до 24.07.2012).
Согласно решению от января 2010 года Управления социальной защиты населения по "адрес" Филипсен А.Я. . назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, дата первоначального назначения льгот- 01.10.2007. В качестве основания предоставления компенсации указано отнесение истца к категории реабилитированных.
Из представленных МУП "адрес" "НТС" выписок по лицевому счету *** абонента Филипсена А.Я. следует, что в период с декабря 2010 по июль 2012 льгота по отоплению предоставлялась ему в размере, не соответствующем 50 % от начисленной суммы оплаты за отопление.
Из сообщения начальника Управления социальной защиты населения по "адрес" на имя прокурора города *** от ДД.ММ.ГГ следует, что в указанный период времени льгота предоставлялась, исходя из площади- 42 кв.м.
Таким образом, из выписки и информации усматривается, что начисление льготы производилось исходя из социальной нормы площади жилья. Данных о совместно проживающих с истцом членов семьи, пользующихся льготой по самостоятельному основанию в спорный период, суду не представлено.В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, но не социальной нормы.
Такие нормативы на территории "адрес" в спорный период были установлены постановлением администрации "адрес" от
-4-
ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в "адрес" ", в соответствии с Приложением 1 к которому по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 307, норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем потребления
коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения (Приложение *** к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 307).
В силу положений ч. 2 ст. 6 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 статьи 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края "Омерах социальной поддержки жертв политических репрессий", осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008г. *** (далее - Правила), статьи 6 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N156-ЗС предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Согласно ч. 3 статьи 5 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и
-5-
включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с п. 3 названных выше Правил и частями 1, 9 статьи 4 приведенного Закона Алтайского края N156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.
Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, частям 7, 8 статьи 4 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения по месту жительства как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Судом установлено, что организацией-поставщиком услуг по отоплению жилого помещения материальный истца является МУП "адрес" "НТС".
Соглашением об информационном обмене *** от ДД.ММ.ГГ с Управлением социальной защиты населения по "адрес" МУП "адрес" "НТС" приняло на себя обязанность на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (п.2.1., 2.2. соглашения).
При этом Управление обязалось ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику список льготополучателей в формате, предусмотренном приложением 1 к соглашению, в котором предусмотрено указание, в том числе общей площади жилого помещения, кода льготника по оплате жилья и коммунальным услугам, сумма льготы.
В соответствии с п. 4.2 Соглашения МУП несет ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов.
При назначении, выплате компенсации Управление располагало данными об общей площади жилого помещения и имело возможность проверить правильность расчета денежного эквивалента по коммунальной услуге.
Законодательство, регулировавшее отношения сторон на момент спорных правоотношений, не предусматривало использование социальной
-6-
нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации. В связи с этим правильным является вывод прокурора о том, что при расчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот следует исходить из общей площади квартиры - 44,3 кв. м.
Доводы о подсудности спора мировому судье несостоятельны, т.к. в данном случае расчет денежного эквивалента компенсации и ее выплата относятся к полномочиям ответчиков, действия которых истец просит признать незаконными, избранный способ защиты права не противоречит положениям ст. 12 Гражданского кодекса РФ, заявленный иск подсуден районному суду.
Доводы о пропуске установленного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока для оспаривания действий Управления, не могут быть приняты во внимание, т.к. так как имеет место спор о праве физического лица на получение мер социальной защиты.
При изложенных обстоятельствах жалобы не подлежат удовлетворению.
Судом правильно применён материальный закон, не допущено существенного нарушения норм процессуального права, обстоятельства дела установлены полно, исследованы всесторонне, поэтому оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь п.1ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 03.02.2014г.оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.