Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Кавуновой В.В.,
судей Чубукова С.К., Дмитриевой О.С.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
с участием прокурора Фоминой П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по городу Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 января 2014 года
по делу по иску прокурора города Новоалтайска в интересах Ермоленко Л. Г. к Управлению социальной защиты населения по городу Новоалтайску, Муниципальному унитарному предприятию "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление,
Заслушав доклад судьи Кавуновой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска обратился в суд в интересах Ермоленко Л.Г. с иском к Управлению социальной защиты населения по "адрес" , МУП "адрес" "НТС", просил признать незаконными действия МУП г. Новоалтайска "НТС" по расчету компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере 50 % в период с ДД.ММ.ГГ . исходя из площади жилья в "данные изъяты" кв.м; возложить на МУП "адрес" "НТС" обязанность по перерасчету Ермоленко Л.Г. денежного эквивалента 50 % льготы на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения в "данные изъяты" кв.м за период с ДД.ММ.ГГ .; признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате Ермоленко Л.Г. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП г. Новоалтайска "НТС" за указанный период; возложить на Управление социальной защиты населения по "адрес" обязанность по выплате Ермоленко Л.Г. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления, определенной в результате перерасчета.
В обоснование требований указал, что Ермоленко Л.Г. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с нормами действующего законодательства, имеет право на компенсацию в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Из ответа Управления социальной защиты населения по "адрес" следует, что истцу расчет компенсации расходов на оплату отопления предоставляется в размере 50 % от начисленной суммы, в период с ДД.ММ.ГГ исходя из площади жилья в "данные изъяты" кв.м, при этом общая отапливаемая площадь квартиры составляет "данные изъяты" кв.м.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27.01.2014 исковые требования прокурора города Новоалтайска в интересах Ермоленко Л.Г. удовлетворены.
Признаны незаконными действия Муниципального унитарного предприятия "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" по расчету Ермоленко Л. Г. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере 50 % в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , исходя из социальной нормы площади жилого помещения.
Возложена обязанность на Муниципальное унитарное предприятие города Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу произвести перерасчет Ермоленко Л.Г. , проживающей по адресу: "адрес" , денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопления в пределах нормативов потребления услуги, исходя из общей площади жилого помещения - "данные изъяты" кв.м, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ .
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Ермоленко Л. Г. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в размере, определенном в соответствии с расчетом Муниципального унитарного предприятия г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ .
Возложена на Управление социальной защиты населения по городу Новоалтайску обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести Ермоленко Л. Г. выплату денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного как разница результата перерасчета Муниципальным унитарным предприятием г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" и выплаченного ранее денежного эквивалента за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ .
Взыскана с МУП города Новоалтайска "НТС" в местный бюджет государственная пошлина в сумме "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения по городу Новоалтайску просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
В обоснование жалобы указывает, что в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор не представил расчет недополученной истцом компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя. Необоснованно суд оставил без внимания ходатайство Управления и третьего лица Главалтайсоцзащита об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации, подтверждающего обоснованность исковых требований. Прокурор не привел доказательства неправильности расчета льготы. Имеющейся судебной практикой подтверждается необходимость установления наличия и размера задолженности, поскольку при рассмотрении подобных дел судом был истребован расчет сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге и гражданское дело было передано по подсудности мировому судье в связи с ценой иска менее "данные изъяты" руб. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы может повлечь за собой арифметическую ошибку и нарушение прав государственного органа либо прав гражданина.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на доводы, изложенные в апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения по городу Новоалтайску.
В письменных возражениях участвующий в деле прокурор просит решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Главалтайсоцзащиты - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб и возражений, проверив законность и обоснованность решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, заслушав пояснения прокурора Фоминой П.В. , возражавшая против удовлетворения жалоб, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам жалоб.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции, действовавшей до 24.07.2012) реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.
Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС.
Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с ч.1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.
Согласно пунктам 37, 38 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N126, ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность представляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Ермоленко Л.Г. , проживает по адресу: "адрес" , является реабилитированным лицом, с ДД.ММ.ГГ ей назначена компенсация расходов на оплату коммунальных услуг.
Согласно решению Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску от ДД.ММ.ГГ Ермоленко Л.Г. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, дата первоначального назначения льгот - ДД.ММ.ГГ . В качестве основания предоставления компенсации указано отнесение истца к категории реабилитированных (л.д. 23).
Размер общей площади жилого помещения составляет "данные изъяты" кв.м.
Из представленной Управлением социальной защиты населения по г.Новоалтайску выписки по лицевому счету Ермоленко Л.Г. следует, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ льгота по отоплению предоставлялась ей в размере, не соответствующем 50 % от начисленной суммы оплаты за отопление, код льготы указан 531 - "реабилитированный" (л.д. 35-39). Согласно сведениям, представленным Управлением социальной защиты населения по "адрес" на имя прокурора за исх. *** от ДД.ММ.ГГ (л.д. 13-15), а также информации о данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", льготная площадь по отоплению определена в размере "данные изъяты" кв.м (л.д. 24). Следовательно, начисление льготы производилось исходя из социальной нормы площади жилья.
Соглашением об информационном обмене *** от ДД.ММ.ГГ с Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску МУП г.Новоалтайска "НТС" приняло на себя обязанность на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (п.2.1., 2.2. соглашения).
При этом Управление обязалось ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику список льготополучателей в формате, предусмотренном приложением 1 к соглашению, в котором предусмотрено указание, в том числе общей площади жилого помещения, кода льготника по оплате жилья и коммунальным услугам, сумма льготы.
В соответствии с п. 4.2 соглашения МУП несет ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в период до ДД.ММ.ГГ Управление социальной защиты населения по городу Новоалтайску необоснованно для организации-поставщика указывало площадь жилого помещения для расчета истцу льгот по отоплению исходя из социальной нормы площади жилья, а не общей, в связи с чем, истцом недополучена компенсация по оплате за отопление в указанный период.
Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, то суд законно возложил на МУП "адрес" "НТС" обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления исходя из общей площади жилого помещения за спорный период.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалоб о том, что прокурором не приведен расчет взыскиваемой суммы, судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку суд первой инстанции установил, что действиями ответчиков были нарушены права истца на получение в полном объеме предусмотренной законом льготы по оплате отопления в спорный период, в связи с чем, обязал МУП г.Новоалтайска "НТС" произвести истцу перерасчет денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения за указанный период, а Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску - произвести выплату недополученной суммы компенсации.
Поскольку прокурором были заявлены также требования о признании действий Управления социальной защиты населения незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет компенсации по оплате за отопление, рассмотрение которых подсудно районному суду, то доводы жалобы относительно подсудности рассматриваемого спора подлежат отклонению.
Доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах о наличии иной судебной практики при разрешении аналогичных споров, правового значения не имеют, а потому судебной коллегией во внимание не принимаются.
Иных доводов, влияющих на законность принятого решения, апелляционные жалобы не содержит.
Учитывая, что судом полно и всесторонне были исследованы и оценены в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все доказательства, представленные сторонами, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы жалоб являются несостоятельными, то судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы Управления социальной защиты населения по городу Новоалтайску, Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 января 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.