Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.,
судей Костогладовой О.Г., Кузнецовой С.В.,
при секретаре Т.В.
с участием прокурора Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 09 января 2014 года
по делу по иску прокурора г. Рубцовска Алтайского края в интересах В.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Рубцовский" о перерасчете размера пенсии по случаю потери кормильца.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Рубцовска Алтайского края обратился в суд в интересах В.В. к ответчикам Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (по тексту - ГУ МВД России по Алтайскому краю), Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Рубцовский" (по тексту - МО МВД России "Рубцовский") с иском о перерасчете размера пенсии по случаю потери кормильца.
В обоснование заявленных требований указал, что В.В. получает пенсию по случаю потери кормильца - сына Е.С. проходившего службу и погибшего в "адрес" при исполнении обязанностей военной службы.
Пенсия по случаю потери кормильца выплачивается В.В. без учета повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Право истца на перерасчет размера получаемой пенсии вытекает из системного толкования норм права, поскольку указанное повышение предусмотрено также в отношении пенсии по случаю потери кормильца, получаемой членами семьи погибшего военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом.
Истец В.В. не обращалась к ответчику за перерасчетом размера пенсии по случаю потери кормильца, она не знала и не обязана была знать о повышении данного вида пенсии, обязанность по производству перерасчета пенсии в силу прямого указания закона лежит на ответчике, в распоряжении которого находится соответствующее дело по выплате пенсии, ввиду чего не имеется оснований ставить право истца на производство перерасчета назначенной пенсии в зависимость от ее обращения за производством перерасчета.
Ссылаясь также на то, что ответчик не исполнил свои обязательства по перерасчету истцу В.В. пенсии по случаю потери кормильца с момента возникновения у нее такого права, прокурор просил суд обязать надлежащего ответчика произвести В.В. перерасчет назначенной пенсии по случаю потери кормильца с учетом ее повышения с 01.01.2008г. на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст. 46 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N 4468-1, а также проиндексировать задолженность по пенсионным выплатам с учетом уровня инфляции.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 09.01.2014г. исковые требования прокурора г. Рубцовска Алтайского края в интересах В.В. . удовлетворены.
На Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю возложена обязанность произвести перерасчет пенсии, назначенной В.В. по случаю потери кормильца, с учетом ее повышения с 01.01.2008г. на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст. 46 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с последующей индексацией в установленном законом порядке.
В удовлетворении исковых требованиях прокурора г. Рубцовска Алтайского края в интересах В.В. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Рубцовский" отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю в лице представителя просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы ссылается на то, что суд при разрешении спора не учел, что предусмотренное п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.03.1993г. N4468-1 повышение пенсии носит индивидуальный характер и применяется к самим ветеранам боевых действий, а не к членам семьи умершего кормильца, в связи с чем указанная норма права на В.В. не распространяется.
Вывод суда о том, что обязанность по перерасчету пенсии истцу лежит на ответчике противоречит Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013г., в соответствии с которым исходя из ч. 2 ст. 55 указанного Закона перерасчет пенсии осуществляется на основании заявлений пенсионеров, к которым прилагаются необходимые документы. В данном случае такими документами являются документы, подтверждающие фактическое выполнение задач в условиях вооруженного конфликта или в ходе контртеррористических операций на соответствующих территориях и в соответствующие периоды. Учитывая, что обстоятельством, влекущим повышение пенсии в случае потери кормильца в соответствии с п."г" ч. 1 ст. 45 Закона от 12.02.1993г. N4468-1, является отнесение к ветеранам боевых действий новой категории лиц, такое повышение производится с момента обращения лиц, получающих указанную пенсию, в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсии. Основания пересмотра пенсий, производимых без обращения лиц которым назначена пенсия, установлены ст. 49 названного Закона.
Поскольку перерасчет пенсии при выплате разницы между новым и прежним размером пенсии в соответствии со ст. 55 Закона может быть произведен не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии, удовлетворение исковых требований о возложении обязанности произвести перерасчет с 01.01.2008г. нельзя признать законным. Учитывая, что с заявлением о перерасчете пенсии истец не обращалась, вина ответчика в том, что пенсия выплачивалась без учета повышения, отсутствует.
Не основано на законе решение суда и в части возложения обязанности на ответчика проиндексировать полученную сумму перерасчета. В настоящее время какой-либо нормативный правовой акт об индексации сумм пенсии, выплачиваемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. N4468-1 отсутствует, законодательно не установлен порядок такой индексации, а положения ст.318 Гражданского кодекса Российской Федерации не применимы к данным правоотношениям.
В письменных возражениях прокурор г. Рубцовска Алтайского края, ссылаясь на законность и обоснованность выводов, изложенных судом в решении, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Участники процесса в суд апелляционной инстанции не явились, в соответствии с ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав прокурора Е.Ю. возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального права (п. 4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом командира Войсковой части *** МВД России от ДД.ММ.ГГ *** дрессировщик кинологического взвода сержант по контракту Е.С. , уроженец "адрес" , призванный на действительную военную службу в ДД.ММ.ГГ . исключен из списков личного состава и со всех видов довольствия в связи со смертью, наступившей ДД.ММ.ГГ по причине открытого перелома височной кости слева, смерть сержанта Е.С. связана с исполнением обязанностей военной службы в "адрес" .
Согласно приказу командира войсковой части *** *** от ДД.ММ.ГГ . "О денежном вознаграждении военнослужащих, принимавших участие в проведении контртеррористических операций на территории "адрес" в число военнослужащих фактически принимавших участие в проведении контртеррористической операции в ДД.ММ.ГГ "адрес" включен младший сержант Е.С.
Из справки войсковой части *** от ДД.ММ.ГГ следует, что Е.С. проходил в указанной войсковой части военную службу с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ принимал непосредственное участие в проведении контртеррористической операции на территории "адрес" .
ДД.ММ.ГГ мать Е.С. - В.В. обратилась в УВД Алтайского края с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, в связи с гибелью её сына.
На основании заключения, утвержденного начальником ФЭУ УВД Алтайского края, *** от ДД.ММ.ГГ о назначении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел и их семей от ДД.ММ.ГГ .", В.В. назначена пенсия по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГ пожизненно на основании ст.36 п. "а", 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. в размере 611 руб. 17 коп. (с учетом районного коэффициента 15 % пенсия составила 702 руб. 85 коп.).
Согласно сообщению ГУ МВД России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ . *** В.В. является получателем пенсии по случаю потери кормильца по линии МВД России за погибшего при исполнении служебных обязанностей сержанта Е.С. Пенсия назначена с ДД.ММ.ГГ . в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 данного Закона пенсия по случаю потери кормильца В.В. не пересчитывалась. По вопросу перерасчета пенсии с учетом указанного повышения В.В. в ГУ МВД России по Алтайскому краю не обращалась.
Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска. При этом суд исходил из того, что у В.В. имеется право на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона, обязанность по производству перерасчета пенсии в силу прямого указания закона лежит на ответчике, в распоряжении которого находится соответствующее дело по выплате пенсии, право на производство перерасчета назначенной пенсии по указанному основанию не может быть поставлена в зависимость от обращения получателя пенсии за производством перерасчета.
Вместе с тем, судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может в силу следующего.
Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной, противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей".
В силу п. "г" ст. 45 Закона (в редакции до 01.01.2008 г.) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышались участникам ВОВ (подп. "а" - "ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах"), а также ветераны боевых действий (подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 ФЗ "О ветеранах") из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством РФ минимального размера пенсии по старости, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона.
Федеральным законом от 03.12.2007 г. N 319-ФЗ внесены изменения в Закон РФ "О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и в соответствии с п. "г" ст. 45 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца с 01.01.2008 г. повышаются участникам ВОВ из числа лиц, указанных в подп. "а" - "ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 ФЗ "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренной подп. 1 п. 1 ст. 18 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона.
Указанная надбавка назначается ветеранам боевых действий из числа ляд, указанных в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно изменениям, которые были внесены ФЗ от 27.11.2002 г. N 158-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2004 г. в ст. 3 Закона "О ветеранах", ветеранами боевых действий признаются лица принимавшие участие в соответствии с решениями органов, государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ. Этим же законом внесены изменения в приложение к закону "О ветеранах", которые дополнили перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ. В частности выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Таким образом, лица, принимавшие участие в выполнении задач в указанных условиях, признаются ветеранами боевых действий с 01.01.2004г., и с указанной даты члены семей ветеранов боевых действий, получающие пенсию по случаю потери кормильца, имеют право на ее повышение в соответствии с п."г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N 4468-1.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истца права на повышение пенсии на основании п."г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N 4468-1 в связи с чем являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска, ввиду того, что истцом В.В. не соблюден заявительный порядок обращения за перерасчетом размера пенсии.
Пунктом "б" ч. 1 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N4468-1 предусмотрено, что перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
Частью 2 ст.55 названого Закона установлено, что в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Таким образом, в соответствии с приведенной нормой закона перерасчет пенсий носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявлений пенсионеров, к которым прилагаются необходимые документы. В данном случае необходимыми документами являются документы, подтверждающие фактическое выполнение задач в условиях вооруженного конфликта или в ходе контртеррористических операций на соответствующих территориях и в соответствующие периоды. Определение права на повышение пенсии на основании представленных в подтверждение заявленного права документов является компетенцией соответствующего пенсионного органа.
Учитывая то, что обстоятельством, влекущим повышение пенсий по случаю потери кормильца в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N 4468-1 является отнесение к ветеранам боевых действий новой категории лиц, такое повышение производится с момента обращения лиц, получающих указанную пенсию, в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсии.
Поскольку судом установлено, что с заявлением в ГУ МВД России по Алтайскому краю о перерасчете размера пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N 4468-1 В.В. не обращалась, основания для возложения на ответчика Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации спорной обязанности в данном случае отсутствовали, в связи с чем, решение в части удовлетворения исковых требований не может быть признано законным.
Учитывая изложенное, судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации и принимает в указанной части новое решение об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю удовлетворить в части.
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 09 января 2014 года отменить в части удовлетворения исковых требований к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации, принять в указанной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора г.Рубцовска Алтайского края в интересах В.В. к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю о перерасчете размера пенсии по случаю потери кормильца отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.