Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
в составе
председательствующего Вишняковой С.Г.
судей Костогладовой О.Г., Кузнецовой С.В.
при секретаре Шадриной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне Администрации Алтайского края и апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 28 января 2014 года
по делу по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Шефера Ф. И. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, Муниципальному унитарному предприятию г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление
заслушав доклад судьи Вишняковой С.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска обратился в суд в интересах Шефера Ф.И. с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, МУП г. Новоалтайска "НТС", просил признать незаконными действия МУП г. Новоалтайска "НТС" по расчету компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере 50 % в период с декабря 2010 г. по июль 2012 г., исходя из площади жилья в 54 кв.м; возложить на МУП г.Новоалтайска "НТС" обязанность по перерасчету Шеферу Ф.И. денежного эквивалента 50 % льготы на оплату отопления, исходя из общей площади жилого помещения в "данные изъяты" кв.м за период с декабря 2010г. по июль 2012г.; признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Шеферу Ф.И. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП г.Новоалтайска "НТС" за указанный период; возложить на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанность по выплате Шеферу Ф.И.разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления, определенной в результате перерасчета.
Исковые требования обоснованы тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Новоалтайска, установлено, что Шефер Ф.И. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с нормами действующего законодательства, имеет право на компенсацию в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Порядок определения размера компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае". В соответствии с Правилами, денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Из ответа Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску следует, что истцу расчет компенсации расходов на оплату отопления предоставляется в размере 50 % от начисленной суммы, в период с декабря 2010 г. исходя из площади жилья в 54 кв.м, при этом общая отапливаемая площадь квартиры составляет "данные изъяты" кв.м
Законом Алтайского края от 10.07.2012 N 58-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края", вступившим в силу с 24.07.2012, внесены изменения в п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", согласно которым компенсация 50% расходов на оплату отопления предоставляется в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки. Краевые стандарты нормативной площади жилого помещения установлены постановлением АКЗС от 04.06.2012 N 239 и действуют с 24.07.2012. Исходя из системного толкования приведенных норм, следует, что до 24.07.2012 законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не предусматривало возможность использования при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки, а также при определении размера компенсации социальной или иной нормы жилой площади, кроме общей площади жилого помещения.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, истцу до 24.07.2012 назначалась и рассчитывалась компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению исходя из меньшей площади жилья, в то время, как должна назначаться и рассчитываться с учетом общей площади жилого помещения в "данные изъяты" кв.м.
В судебном заседании помощник прокурора г. Новоалтайска Шукурова Н.Л. на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнила, что просит признать незаконными действия и произвести перерасчет за период с 10.12.2010 по 23.07.2012, просила возложить обязанность на МУП г.Новоалтайска "НТС" произвести перерасчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги в пределах нормативов потребления, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить сроки для исполнения решения суда: месяц со дня вступления решения в законную силу - МУП г.Новоалтайска "НТС" для перерасчета, два месяца со дня вступления решения в законную силу - Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску для выплаты разницы денежного эквивалента.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску Давыденко Е.А. возражала относительно удовлетворения исковых требований, просила исключить Управление из числа ответчиков по делу, поскольку оно не производит расчет денежного эквивалента предоставляемой Шеферу Ф.И. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления. Ответственность за правильность расчетов возложена на организации, являющиеся поставщиками услуг. При возложении решением суда на поставщика услуг обязанности произвести перерасчет соответствующие денежные суммы будут выплачены истцу в бесспорном порядке. В соответствии с соглашением об информационном обмене Управление передает МУП г.Новоалтайска "НТС" сведения об общей площади жилого помещения льготополучателя. Сведения о льготополучателях, получавших до 01.04.2008 меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в натуральной форме, передавались поставщиками услуг в органы социальной защиты населения. Исходя из указанных сведений, сформирован реестр, на основании которого льготополучателям назначена компенсация без истребования необходимых документов.
Решением Новоалтайского городского суда от 28 января 2014 года исковые требования прокурора г. Новоалтайска в интересах Шефера Ф. И. удовлетворены.
Признаны действия Муниципального унитарного предприятия г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету Шеферу Ф. И. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере 50 % в период с 10.12.2010 по 23.07.2012, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, незаконными.
Возложена обязанность на Муниципальное унитарное предприятие г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу произвести перерасчет Шеферу Ф. И. , проживающему по адресу: "адрес" , денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопления в пределах нормативов потребления услуги, исходя из общей площади жилого помещения - "данные изъяты" кв.м за период с 10.12.2010 по 23.07.2012.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Шеферу Ф. И. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в размере, определенном в соответствии с расчетом Муниципального унитарного предприятия г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за период с 10.12.2010 по 23.07.2012.
Возложена обязанность на Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести Шеферу Ф. И. выплату денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопления, определенного как разница результата перерасчета Муниципальным унитарным предприятием г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети", и выплаченного ранее денежного эквивалента за период с 10.12.2010 по 23.07.2012.
Взыскана с МУП г. Новоалтайска "НТС" в местный бюджет государственная пошлина в размере "данные изъяты" рублей.
Не согласившись с решением суда, с апелляционной жалобой обратилось Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, которое просит об отмене решения.
В качестве оснований к отмене решения указывает на то, что судом первой инстанции необоснованно удовлетворено требование в части признания действий управления незаконными, поскольку истцом нарушен трехмесячный срок, установленный ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Момент времени, когда Шефер Ф.И. узнал о нарушении своих прав, согласно вышеуказанным нормам права, не был установлен.
Истцу стало известно о нарушении его прав в момент выплаты ему 50% расходов на оплату отопления за указанный в иске период при получении компенсации в меньшем размере уже начиная с января 2011 года. Прокурором доказательств невозможности обращения в суд с оспариванием истцом неправомерных действий управления в материалы дела не представлены. Прокурором не был представлен расчет недополученной истцом компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя. Заявленное Главалтайсоцзащитой ходатайство о понуждении судом прокурора представить расчет для его проверки судом оставлено без внимания. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки, и соответственно, нарушение прав государственного органа либо прав гражданина.
С апелляционной жалобой обратился также ответчик Управление социальной защиты населения по городу Новоалтайску, в которой просит об отмене решения суда.
В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску ссылается на то, что в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор не представил расчет недополученной истцом компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя. Необоснованно суд оставил без внимания ходатайство третьего лица об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации, подтверждающего обоснованность исковых требований. Прокурор не привел доказательства неправильности расчета льготы. Необходимость установления наличия и размера задолженности подтверждается судебной практикой, согласно которой при рассмотрении подобных дел судом был истребован расчет сумм недоплаты, гражданское дело передано по подсудности мировому судье в связи с ценой иска менее 50000 руб. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы может повлечь за собой арифметическую ошибку и нарушение прав государственного органа либо прав гражданина.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор города Новоалтайска просит решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы Главалтайсоцзащиты без удовлетворения. Указал в возражениях на то, что исковые требования прокурора не имеют денежной оценки, в связи с чем, суд обоснованно отказал ответчику в ходатайстве об истребовании расчета суммы иска.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание Судебной коллегии не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Изучив материалы дела в рамках доводов апелляционной жалобы по основаниям ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения прокурора, полагавшего решение суда законным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает апелляционные жалобы не подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции Закона Алтайского края от 08.05.2008 N 37-ЗС) реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки -компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", до внесения в него изменений Законом Алтайского края от 10.07.2012 N 58-ЗС, вступивших в силу с 24.07.2012, реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, но не социальной нормы.
Такие нормативы на территории г. Новоалтайска в спорный период были установлены постановлением администрации г. Новоалтайска от 08.10.2008 N 2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г.Новоалтайске", в соответствии с которым по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.
П. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307, предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения (Приложение N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307).
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 статьи 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N126 (по тексту - Правила), ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с п. 3 названных выше Правил и ч.ч. 1, 9 ст. 4 приведенного Закона Алтайского края N156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.
Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, ч.ч. 7, 8 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Таким образом, законодательство, регулировавшее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является реабилитированным лицом, проживает в квартире по адресу: "адрес" , общей площадью "данные изъяты" кв.м., в которой он проживает с семьей, состоящей из "данные изъяты" человек.
Организацией-поставщиком услуг по отоплению жилого помещения истца является Муниципальное унитарное предприятие "Новоалтайские тепловые сети".
Соглашением об информационном обмене N 45 от 12.08.2010 с Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску МУП "Новоалтайские тепловые сети" приняло на себя обязанность на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (п.2.1., 2.2. соглашения).
При этом Управление обязалось ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику список льготополучателей в формате, предусмотренном приложением 1 к соглашению, в котором предусмотрено указание, в том числе общей площади жилого помещения, кода льготника по оплате жилья и коммунальным услугам, сумма льготы.
В соответствии с п. 4.2 Соглашения МУП "Новоалтайские тепловые сети" несет ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов.
Решением Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д.25) истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.10.2007.
Вместе с тем расчет компенсации расходов на оплату услуги по отоплению производился истцу в спорный период в размере 50% от начисленной суммы за отопление, исходя из площади жилья в размере 54 кв.м. (л.д. 26), что не соответствует вышеуказанным положениям законодательства.
Таким образом, установив при разрешении дела, что истец пользуется льготой по оплате за отопление как реабилитированное лицо, и в нарушение требований законодательства положенная ему льгота предоставляется не в полном объеме, поскольку компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги - отопление должна назначаться и рассчитываться исходя из общей площади жилого помещения в "данные изъяты" кв.м., суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Доводы апелляционных жалоб о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление, не могут повлечь отмену решения, поскольку на основании представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из социальной площади жилого помещения 54 кв.м., в то время как общая площадь жилого помещения составляет "данные изъяты" кв.м.
При этом требований о взыскании с ответчика каких-либо сумм заявлено не было, в связи с чем ссылка в жалобах на то, что судом не обоснованно оставлено без внимания ходатайство об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации не могут повлечь отмену решения суда.
Поскольку установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, оно должно быть восстановлено, независимо от доводов апелляционных жалоб о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки.
Не являются основанием для отмены решения и доводы жалоб о том, что размер недополученной компенсации по коммунальной услуге повлияет на подсудность спора, так как по правилам ст.33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принятое судом к своему производству дело с соблюдением правил подсудности должно быть разрешено этим же судом по существу, независимо от того, изменилась ли подсудность дела. Исковое заявление содержит требование о возложении обязанности произвести расчет компенсации по оплате за отопление, которое подсудно районному суду. Таким образом, подсудность спора при его разрешении судом не нарушена.
Ссылка в жалобах на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге также признается судебной коллегией несостоятельной ввиду того, что судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы третьего лица о неприменении судом ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации необоснован, так как в данном случае положения данной статьи не подлежат применению, направлен на неверное толкование закона.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску и третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 28 января 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.