Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.
судей Еремина В.А., Бредихиной С.Г.,
при секретаре Бычковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску и третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 28 января 2014 года
по делу по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах "данные изъяты" к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, муниципальному унитарному предприятию г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации расходы по оплате за отопление,
Заслушав доклад судьи Бредихиной С.Г. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска обратился в суд в интересах Матафоновой Г.И. с иском к Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску, МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий МУП "Новоалтайские тепловые сети" по расчету "данные изъяты" компенсации расходов на оплату коммунальной услуги- отопление в размере 50% с декабря 2010г. по июль 2012 г. - исходя из площади *** кв.м. незаконными; возложении на МУП "НТС" обязанности по перерасчету денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения *** кв.м. за период с декабря 2010 по июль 2012 года; признании незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате "данные изъяты" . компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП "НТС" за указанный период и возложении на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанности по выплате "данные изъяты" разницы денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенной в результате перерасчета.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратуру г. Новоалтайска поступило заявление "данные изъяты" с просьбой провести проверку правильности начисления денежной компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальной услуги по отоплению. В ходе проверки установлена, что "данные изъяты" . является лицом, признанным реабилитированным, зарегистрирована и проживает с мужем в квартире, расположенной по адресу: "адрес" , общей площадью *** кв.м. В соответствии с нормами действующего законодательства, "данные изъяты" . имеет право на компенсацию в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Порядок определения размера компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае". Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии.
Из ответа Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску следует, что "данные изъяты" . расчет компенсации расходов на оплату услуги отопление предоставляется в размере 50% от начисленной суммы за отопление, начисление льготы происходило в период с 2010 г. исходя из площади жилья в *** кв.м., при этом общая отапливаемая площадь квартиры истца - *** кв.м.
Законом Алтайского края от 10.07.2012 N 58-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края", вступившим в силу с 24.07.2012, которым внесены изменения в п.4 ч.1 ст. 3 Закона N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", согласно которым краевые стандарты нормативной площади жилого помещения установлены постановлением АКЗС от 04.06.2012 N 239 и действуют с 24.07.2012, следует, что до 24.07.2012 законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не предусматривало возможность использования при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки, а также при определении размера компенсации социальной или иной нормы жилой площади, кроме общей площади жилого помещения.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 28 января 2014 года исковые требования прокурора г. Новоалтайска в интересах "данные изъяты" удовлетворены.
Признаны действия Муниципального унитарного предприятия г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету "данные изъяты" компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере 50% в период с 10.12.2010 по 23.07.2012, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, незаконными.
На Муниципальное унитарное предприятие г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу произвести перерасчет "данные изъяты" проживающей по адресу: "адрес" денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги- отопления в пределах нормативов потребления услуги, исходя из общей площади жилого помещения *** кв.м., за период с 10.12.2010 по 23.07.2012.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в размере, определенном в соответствии с расчетом Муниципального унитарного предприятия г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за период с ДД.ММ.ГГ по 23.07.2012.
Возложена на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести "данные изъяты" выплату денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопления, определенного как разница результата перерасчете Муниципальным унитарным предприятием г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" и выплаченного ранее денежного эквивалента за период с 10.12.2010 по 23.07.2012.
Взыскана с муниципального унитарного предприятия г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" госпошлина в доход местного бюджета в размере *** рублей.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску просит решение отменить и принять по делу новое решение. В качестве оснований к отмене решения ссылается на то, что в нарушении ст.56 ГПК РФ прокурором к иску не был приложен расчет недополученной истцом компенсации, согласно которому должен был установлен факт нарушения прав льготополучателя. Заявленное ходатайство о понуждении судом прокурора предоставить данный расчет оставлено судом первой инстанции без внимания. Полагает, что только при наличии расчета недополученной компенсации могут быть обоснованы требования о том, имеется ли задолженность и в каком размере.
Имеющейся судебной практикой подтверждается необходимость установления наличия и размера задолженности, поскольку при рассмотрении подобных дел судом был истребован расчет сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге и гражданское дело, при цене иска менее 50 000 рублей должно быть передано по подсудности мировому судье. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы может повлечь за собой нарушение прав государственного органа либо прав гражданина, либо арифметическую ошибку.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне просит решение отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы ссылается на доводы, изложенные в апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску, а также на то, что истцом пропущен трехмесячный срок на обращение с заявлением о признании действий управления незаконными, предусмотренный ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Момент времени, когда "данные изъяты" узнала о нарушении своих прав, судом не устанавливался.
В письменных возражениях прокурор просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Главалтайсоцзащиты оставить без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции процессуальный истец, прокурор Беспалова М.И. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалоб, выслушав пояснения процессуального истца - прокурора Беспаловой М.И., судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Согласно статьи 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки - компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
В силу ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.
Указанные нормативы на территории г. Новоалтайска в спорный период были установлены постановлением администрации г. Новоалтайска от 08.10.2008 N2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г.Новоалтайске", в соответствии с которым по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.
В пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307, предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.
В соответствии с Приложением N2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.
В силу п.п. 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N126, ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС, финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Частью 3 статьи 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" предусмотрено, что учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с п. 3 названных выше Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, ч.ч. 1, 9 ст. 4 Закона Алтайского края N156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.
Согласно пп. 14, 15, 16, 37 Правил, ч.ч. 7, 8 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
В силу п. 27 Правил орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии.
Таким образом, законодательство, регулировавшее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации.
Как следует из материалов дела, "данные изъяты" ., ДД.ММ.ГГ года рождения, является реабилитированным лицом, проживает в квартире по адресу: "адрес" , общей площадью *** кв.м., количество проживающих двое, с 01.10.2007 ей назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Судом установлено, что организацией-поставщиком услуг по отоплению жилого помещения является МУП г. Новоалтайска "НТС".
В силу п.п. 2.1., 2.2.Соглашения об информационном обмене N 45 от 12.08.2010 с Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску, МУП г.Новоалтайска "НТС" приняло на себя обязанность на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
При этом Управление обязалось ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику список льготополучателей в формате, предусмотренном приложением 1 к соглашению, в котором предусмотрено указание, в том числе общей площади жилого помещения, кода льготника по оплате жилья и коммунальным услугам, суммы льготы.
В соответствии с п. 4.2 Соглашения МУП г. Новоалтайска "НТС" несет ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов.
Как следует из решения о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Информации о данных, занесенных в программный комплекс "назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" истцу предоставлялась льгота, по отоплению исходя из льготной площади по отоплению *** кв.м., что не соответствует вышеприведенным нормам права. Указанные обстоятельства ответчиками не оспаривались.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив, что "данные изъяты" пользуется льготой по оплате за отопление как реабилитированное лицо, и в нарушение требований законодательства положенная ей льгота в спорный период времени предоставлялась не в полном объеме, поскольку компенсация за оплату жилищно-коммунальной услуги - отопление должна была назначаться и рассчитываться исходя из общей площади жилого помещения *** кв.м., удовлетворил заявленные прокурором требования.
Доводы жалоб на то, что судом необоснованно оставлено без внимания ходатайство об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации, не принимаются во внимание, так как требований о взыскании каких-либо сумм заявлено не было.
Принимая во внимание, что прокурором были заявлены требования неимущественного характера, дело относится к подсудности районного суда и рассмотрено без нарушений правил подсудности.
Ссылка в жалобе на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаты не является основанием для отмены решения суда, поскольку судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Поскольку установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, оно подлежит восстановлению, в связи с чем, доводы жалоб о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой нарушения прав госоргана или гражданина, либо арифметическую ошибку, признаются не состоятельными, ввиду вероятности такого нарушения либо ошибки. Защите подлежит только нарушенное право.
Также не может быть принят во внимание и довод жалобы о пропуске истцом срока обращения за защитой нарушенного права, поскольку указанное исковое заявление подано в общем порядке, а не в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, предусмотренные ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сроки, в данном случае применению не подлежат, а довод жалобы основан на неверном толковании норм процессуального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения по доводам апелляционных жалоб.
Законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ проверена в пределах доводов апелляционных жалоб.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску и третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 28 января 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.