Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего: Параскун Т.И.,
судей: Новоселовой Е.Г., Блинова В.А.
при секретаре П.О.Н.
с участием прокурора Беспаловой М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 января 2014 года
по делу по иску прокурора г.Новоалтайска в интересах О.Г.А. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, Муниципальному унитарному предприятию г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" обратился в суд в интересах О.Г.А. с иском к Управлению социальной защиты населения по "адрес" , МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление.
В обоснование требований указал, что О.Г.А. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с нормами действующего законодательства, она имеет право на компенсацию в размере 50% расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Порядок определения размера компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае". В соответствии с Правилами, денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Из ответа Управления социальной защиты населения по "адрес" следует, что истцу расчет компенсации расходов на оплату отопления предоставляется в размере 50% от начисленной суммы, в период с декабря 2010 года исходя из площади жилья в 33 кв.м, при этом общая отапливаемая площадь квартиры составляет 43,2 кв.м.
Вместе с тем в нарушение требований закона, истцу до ДД.ММ.ГГ назначалась и рассчитывалась компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению исходя из меньшей площади жилья, в то время как должна назначаться и рассчитываться с учетом общей площади жилого помещения в 43,2 кв.м.
Ссылаясь на указанные обстоятельства истец просил суд признать незаконными действия МУП "адрес" "НТС" по расчету компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере 50 % в период с декабря 2010 г. по июль 2012 г., исходя из площади жилья в 33 кв.м; возложить на МУП "адрес" "НТС" обязанность по перерасчету О.Г.А. денежного эквивалента 50 % льготы на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения в 43,2 кв.м за период с декабря 2010 г. по июль 2012 г.; признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по назначению и выплате О.Г.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП "адрес" "НТС" за указанный период; возложить на Управление социальной защиты населения по "адрес" обязанность по выплате О.Г.А. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления, определенной в результате перерасчета.
При рассмотрении дела истец, уточнив требования, просил суд признать незаконными действия и произвести перерасчет за период с ДД.ММ.ГГ по 23.07.2012; возложить обязанность на МУП "адрес" "НТС" произвести перерасчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги в пределах нормативов потребления, в соответствии со ст.206 ГПК РФ установить сроки для исполнения решения суда: месяц со дня вступления решения в законную силу - МУП "адрес" "НТС" для перерасчета, два месяца со дня вступления решения в законную силу - Управлению социальной защиты населения по "адрес" для выплаты разницы денежного эквивалента.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 января 2014 года исковые требования удовлетворены.
Признаны незаконными действия МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" по расчету О.Г.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере 50 % в период с ДД.ММ.ГГ по 23.07.2012, исходя из социальной нормы площади жилого помещения.
На МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу произвести перерасчет О.Г.А. , проживающей по адресу: "адрес" , денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопления в пределах нормативов потребления услуги, исходя из общей площади жилого помещения - 43,2 кв.м за период с ДД.ММ.ГГ по 23.07.2012.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по назначению и выплате О.Г.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в размере, определенном в соответствии с расчетом Муниципального унитарного предприятия "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" за период с ДД.ММ.ГГ по 23.07.2012.
На Управление социальной защиты населения по "адрес" возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести О.Г.А. выплату денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопления, определенного как разница результата перерасчета МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" и выплаченного ранее денежного эквивалента за период с ДД.ММ.ГГ по 23.07.2012.
Взыскана с МУП "адрес" "НТС" в местный бюджет государственная пошлина в размере 200 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по "адрес" просит решение суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на то, что в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором к иску не был приложен расчет недополученной истицей компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя. Заявленное Главалтайсоцзащитой в отзыве ходатайство о понуждении прокурора предоставить расчет оставлено судом без внимания. При предъявлении прокурором исковых требований им не была проанализирована правильность произведенных организацией - поставщиком расчетов денежных эквивалентов, не приведены доказательства, свидетельствующие о неправильности таких расчетов, исходя из которых управлением была выплачена компенсация. Полагает, что только при наличии расчета недополученной компенсация могут быть обоснованны требования о том, имеется ли задолженность и в каком размере, что также повлияет на подсудность спора. Считает, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой вероятность арифметической ошибки и, соответственно, нарушение прав государственного органа либо гражданина.
Кроме того, ответчик просит освободить управление социальной защиты от уплаты государственной пошлины на основании подп.4 п.1 ст.333.35 и подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе третье лицо Главалтайсоцзащита просит решение суда отменить, принять новое решение, приводя доводы, аналогичные доводам, изложенным в апелляционной жалобе ответчика Управления социальной защиты населения по "адрес" . Помимо этого, третье лицо указывает на пропуск истицей трехмесячного срока, установленного ч.1 ст.256 ГПК РФ и ст.5 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", на обращение в суд с требованием в части признания действий управления незаконными (публично-правовые отношения).
В возражениях прокурор "адрес" просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу третьего лица Главалтайсоцзащиты - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав заключение прокурора Б.М.И. , полагавшей решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно.
Разрешая спор, суд установил, что О.Г.А. является реабилитированным лицом и имеет право на льготы в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О реабилитации жертв политический репрессий". Она проживает в жилом помещении по адресу: "адрес" .
Организацией - поставщиком услуг по отоплению жилого помещения истицы является МУП "адрес" "НТС".
Согласно решению Управления социальной защиты населения по "адрес" от 24.12.2013г. О.Г.А. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, дата первоначального назначения льгот - 01.10.2007г. В качестве основания предоставления компенсации указано отнесение истца к категории реабилитированных (л.д.39).Размер общей площади жилого помещения составляет 43,2 кв.м, что подтверждается выпиской из технического паспорта (л.д.24-25).
Из представленной Управлением социальной защиты населения по "адрес" выписки по лицевому счету О.Г.А. следует, что в период с 01.01.2010г. по 31.12.2012г. льгота по отоплению предоставлялась ей в размере, не соответствующем 50 % от начисленной суммы оплаты за отопление, код льготы указан 531 - "реабилитированный" (л.д.47-57).
По сведениям Управления социальной защиты населения по "адрес" от 25.11.2013г., а также информации о данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", льготная площадь по отоплению определена в размере 33 кв.м (л.д.38). Следовательно, начисление льготы производилось исходя из социальной нормы площади жилья.
В силу ст.16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от ДД.ММ.ГГ *** реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На основании п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края от 03.12.2004г. N 59-ЗС (в ред. Закона от 08.05.2008г.) "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Согласно ст.2 Закона Алтайского края N156-ЗС от ДД.ММ.ГГ "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В силу ст.4 данного Закона компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст.1 настоящего Закона.
Порядок формирования реестра получателей компенсации, порядок исчисления размера компенсации и ее выплаты, порядок взаимодействия с организациями-поставщиками услуг устанавливаются Администрацией Алтайского края.
В соответствии с Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденными постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N126, решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения в 10-дневный срок после принятия заявления со всеми необходимыми документами.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры (п.14 правил).
В силу п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п.27 Правил).
Согласно п.29 Правил организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке.
Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (п. 31 Правил). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.37,38 Правил).
Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в "адрес" ", в соответствии с Приложением 1 к которому по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.
С учетом изложенного вывод суда о том, что в нарушение требований законодательства льгота истице предоставляется не в полном объеме, поскольку компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению должна назначаться и рассчитываться исходя из общей площади жилого помещения, является верным.
Доводы апелляционных жалоб о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление не могут повлечь отмену решения, поскольку расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из социальной площади жилого помещения 33 кв.м., в то время как общая площадь жилого помещения составляет 43,2 кв.м.
Таким образом, установлено нарушение права О.Г.А. на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, которое должно быть восстановлено, независимо от доводов апелляционных жалоб о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки.
Доводы жалоб о нерассмотрении судом ходатайства Главалтайсоцзащиты о понуждении прокурора предоставить расчет, судебной коллегией во внимание не принимаются, так как требований о взыскании каких-либо сумм заявлено не было.
Не является основанием для отмены решения и доводы жалоб о том, что размер недополученной компенсации по коммунальной услуге повлияет на подсудность спора, так как по правилам ст.33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принятое судом к своему производству дело с соблюдением правил подсудности должно быть разрешено этим же судом по существу, независимо от того, изменилась ли подсудность дела. Исковое заявление содержит требование о возложении обязанности произвести перерасчет компенсации по оплате за отопление, которое подсудно районному суду.
Ссылка в жалобах на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге несостоятельна, поскольку судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Довод жалобы о пропуске истцом трехмесячного срока на обращение в суд с требованием в части признания действий управления незаконными, подлежит отклонению, поскольку истец обратился в суд с иском, предметом которого являлось требование о возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление, а не с заявлением об оспаривании действий органов власти, местного самоуправления, должностных лиц в порядке главы 25 ГПК РФ. Данное требование основывалось на незаконности действий ответчиков, выразившихся в нарушении ими законодательства, регулирующего порядок и основания предоставления реабилитированным лицам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, повлекшего за собой неверный расчет компенсации льготы О.Г.А.
В связи с чем суд обоснованно сделал вывод о неприменении в рассматриваемом случае положений ч.1 ст.256 ГПК РФ о трехмесячном сроке обращения в суд. Более того, право заявлять о пропуске срока исковой давности принадлежит ответчикам, которые в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции о пропуске такого срока не заявляли, поэтому довод жалобы в этой части также не принимается во внимание.
Таким образом, вывод суда о наличии оснований для удовлетворения требований, является правильным, основанным на нормах закона и подтвержденным материалами дела.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, в апелляционных жалобах не содержится.
При таких обстоятельствах у судебной коллегии не имеется оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 января 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.