Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Лобовой О.А.,
судей Решетниковой И.Ф., Секериной О.И.,
при секретаре Ретунской Н.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "УправДом" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 октября 2013 года
по делу по иску Алтайской краевой общественной организации "Агентство по защите прав потребителей "Сутяжник" в интересах Синицыной И. И. к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "УправДом" о защите прав потребителей.
Заслушав доклад судьи Секериной О.И. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алтайская краевая общественная организация "Агентство по защите прав потребителей "Сутяжник" (далее по тексту АКОО "АЗПП "Сутяжник") в интересах Синицыной И.И. обратилась в суд к ООО "УК "УправДом" с иском о защите прав потребителей.
В обоснование требований указывалось, что Синицына И.И. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес" , "адрес" , дом обслуживает ООО "УК "УправДом".
Жильцы указанного дома самостоятельно моют подъезды, техничка просто сметает мусор, влажную уборку не производит, в то время как такие услуги оплачиваются собственниками дома.
ДД.ММ.ГГ Синицына И.И. обратилась к ответчику с претензией о ненадлежащем исполнении обязанностей по уборке 2-го подъезда и других. Требование ответчиком было проигнорировано.
Истец просил обязать ООО "УК "УправДом" произвести перерасчет платы потребителю Синицыной И.И. : по услуге уборка лестничных клеток за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на сумму *** руб. 89 коп., по услуге уборка придомовой территории за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на сумму *** руб. 91 коп. Обязать ответчика ООО "УК "УправДом" устранить нарушения действующего законодательства, а именно организовать уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования в доме по "адрес" , в том числе лестниц, межквартирных лестничных площадок, коридоров, в подъездах, состоящие из следующих работ: ежедневное влажное подметание лестничных площадок и маршей нижних 2 этажей; ежедневное влажное подметание лестничных площадок и маршей выше 2-го этажа; ежемесячное мытье лестничных площадок и маршей; ежегодное мытье окон, влажная протирка стен, дверей, плафонов на лестничных клетках, подоконников, отопительных приборов, оконных решеток, чердачных лестниц, шкафов для электросчетчиков, слаботочных устройств, почтовых ящиков.
Уточнив исковые требования, истец просил возложить на ООО "УК "УправДом" обязанность проводить в доме по "адрес" сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов не реже чем через пять дней, стен - не менее двух раз в год, мокрую уборку всех поверхностей выполнять не реже одного раза в месяц. Взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере *** руб., расходы на оказание юридических услуг.
Представитель ответчика ООО "УК "УправДом" исковые требования признал частично, а именно, что в период с июля по сентябрь 2013 года уборка подъездов "адрес" не производилась. Требования в части проведения уборки в заявленном истцом порядке не признал, поясняя, что эти работы могут быть произведены только в том случае если оплата по данной статье расходов будет увеличена, соответствующее решение может быть принято жильцами дома на общем собрании.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 октября 2013 года (с учетом определения того же суда от 09.01.2014 об исправлении описки) исковые требования удовлетворены частично.
На ООО "УК "УправДом" возложена обязанность производить в доме по "адрес" сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов не реже чем через пять дней, стен - не менее двух раз в год, мокрую уборку всех поверхностей выполнять не реже одного раза в месяц.
С ООО "УК "УправДом" в пользу Синицыной И.И. в счет компенсации морального вреда взыскано *** руб., штраф в размере *** руб., в счет возмещения расходов на оказания юридических услуг *** руб., всего взыскано *** руб.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Взыскан с ООО "УК"УправДом" в пользу Алтайской Краевой общественной организации "Агентство по защите прав потребителей "Сутяжник" штраф в размере *** руб.
Взыскана с ООО "УК "УправДом" в доход муниципального образования город Рубцовск государственная пошлина в размере 200 руб.
В апелляционной жалобе ответчик ООО "УК "УправДом" просит об отмене решения в части удовлетворения требований, принятии нового решения.
В качестве доводов жалобы ссылается на то, что в соответствии с п.п. 17, 31, 35 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования; решение общего собрания собственников помещений в доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации; размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам, качеству услуг и работ. Услуга в виде уборки мест общего пользования является платной. По квитанциям жильцы оплачивают содержание, текущий ремонт и управление многоквартирным домом из расчета на 1 кв.м. общей площади в размере 4,1 руб., из которых 0,42 руб. на статью - уборка лестничных клеток, что предусматривает подметание лестничных клеток два раза в неделю. Следовательно, требования истца, касающиеся мытья пола лестничных площадок и маршей, мокрой уборки всех поверхностей не реже одного раза в месяц в тариф договором не включена, собственниками не оплачивается. Ссылка в решении суда на минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, несостоятельна, так как в соответствии с п.2 указанного постановления Перечень и Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления, то есть после 20 апреля 2013 года.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца С.Е.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика- без удовлетворения.
В судебное заседание явился представитель истца С.Е.А. , представитель ответчика просил рассмотреть жалобу в его отсутствие, Синицына И.И. извещена надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца С.Е.А. , возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия, проверяя законность судебного акта на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенные в апелляционной жалобе, не находит оснований для отмены решения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что обязанность управляющей организации предоставлять услугу по уборке и санитарно-гигиенической очистке помещений общего пользования является частью содержания общего имущества в многоквартирном доме, входит в состав обязательных услуг, предоставляемых управляющей организацией при управлении многоквартирным домом, и не зависит от волеизъявления сторон договора. ООО "УК "УправДом"" в свою очередь, указанные работы исполняет не в полном объеме.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Синицына И.И. является собственником "адрес" .
Управление названным многоквартирным домом осуществляет ООО "Управляющая компания "УправДом" на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 18.08.2011.
Собственниками многоквартирного дома в рамках ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации заключен договор управления домом "адрес" из содержания которого усматривается, что целью управления домом является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества дома.
В соответствии с разделом 2 договора, управляющая компания обязана оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, в соответствии с действующими нормативными документами, Перечнем работ и услуг с учетом утвержденного общим собранием собственников дома. Работы и услуги, не вошедшие в Перечень, выполняются и оплачиваются в соответствии с дополнительным соглашением сторон.
Согласно п.2.2.5 договора, управляющая компания вправе вносить на общее собрание собственников предложения о пересмотре размера оплаты за содержание и ремонт дома.
Тарифы на содержание жилья в указанном многоквартирном доме установлены собранием собственников 18.08.2011, в соответствии с расчетом оплачивается за содержание дома 3,16 руб. за кв.м. в месяц, в том числе за уборку лестничных клеток 0,42 руб. за кв.м.
ДД.ММ.ГГ между ООО "УК "УправДом" и ООО " "данные изъяты" " заключен договор на предоставление услуг, в том числе по своевременной и качественной уборке лестничных клеток подъездов, согласно которому (приложение N 2) установлена следующие периодичность по санитарному содержанию подъездов и перечень выполняемых работ: подметание с предварительным увлажнение лестничных площадок и маршей нижних 3 этажей - 2 раза в неделю; подметание с предварительным увлажнением лестничных площадок и маршей выше 3-го этажа - 1 раз в неделю.
Определенная в договоре периодичность и перечень работ не соответствуют требованиям норм, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N170. Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что в период с июля по сентябрь 2013 года уборка подъездов в "адрес" вообще не проводилась.
Возлагая на ООО "УК "УправДом" обязанность проводить в доме "адрес" сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов не реже чем через пять дней, стен не менее двух раз в год, мокрую уборку всех поверхностей не реже одного раза в месяц, суд первой инстанции верно руководствовался положениями ст.ст.161,162 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающими надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также обязанность управляющей организации по договору управления по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны, собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
В пункте 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 указано, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
При этом Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение сохранности и содержание жилищного фонда; требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Указанные Правила (п.п.1.8, 3.2.2, 3.2.7, 4.8.14) предусматривают, что эксплуатация жилищного фонда включает в себя его санитарное содержание, в том числе уборку мест общего пользования; лестничные клетки должны регулярно убираться; обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.
Кроме того, с 20 апреля 2013 года вступил в действие Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства от 03 апреля 2013 года N290.
В силу п. 23 указанного Постановления, к числу минимальных услуг и работ отнесены работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов, влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек, мытье окон.
Следовательно, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, установлен законодательно. Поэтому все работы, предусмотренные в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда должны выполняться управляющими компаниями в обязательном порядке вне зависимости от того, предусмотрены они в договоре или нет. В договоре управления многоквартирным домом перечень работ не может быть уменьшен по сравнению с перечнем, установленным законодательно.
Таким образом, обязанность управляющей организации предоставлять услугу по уборке и санитарно-гигиенической очистке помещений общего пользования является частью содержания общего имущества в многоквартирном доме, входит в состав обязательных услуг, предоставляемых управляющей организацией при управлении многоквартирным домом, и не зависит от волеизъявления сторон договора.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы ответчика о том, что собственники многоквартирного дома оплачивают только уборку лестничных клеток, включающую подметание 2 раза в неделю.
Согласно ч.1 ст.39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома (п. 31 Правил).
Поскольку услуги по санитарной уборке мест общего пользования отнесены к услугам по содержанию общего имущества многоквартирного дома, то исходя из анализа приведенных норм права, плата за данные услуги должна производиться за счет средств, вносимых собственниками в счет платы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Как следует из представленных ответчиком документов, тариф на содержание, текущий ремонт и управление многоквартирным домом из расчета на 1 кв.м. общей площади в размере 5,73 руб. определен решением общего собрания собственников многоквартирного дома от 18.08.2011, из указанного тарифа на статью "уборка лестничных клеток" отнесено 0,42 руб.
Иного решения общего собрания собственников дома, в том числе о составе затрат, либо об ином расходовании взимаемых с жильцов сумм, включенных в размер платы, в материалах дела не имеется.
Поскольку услуга по уборке лестничных клеток входит в состав обязательных при управлении многоквартирным домом, является частью содержания общего имущества и не зависит от волеизъявления сторон договора, управляющей организацией взимается плата за оказание данной услуги из расчета 0,42 руб. за 1 кв.м., поэтому виды проводимых санитарных работ по уборке лестничных клеток и их периодичность должны соответствовать Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда РФ, утвержденных Постановлением Госстроя РФ N170 от 27.09.2003.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу названного постановления, то есть после 20 апреля 2013 года, на законность выводов суда не влияет, поскольку объем работ и их периодичность, возложенная судом на ответчика, соответствует Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда РФ, утвержденных Постановлением Госстроя РФ N170 от 27.09.2003, которые действовали на момент возникновения спорных правоотношений.
Выводы суда первой инстанции в обжалуемой части подробно мотивированы в судебном решении, являются правильными, при таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку решение суда в остальной части сторонами не оспаривается, то в силу ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации его законность и обоснованность судебной коллегией не проверяется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "УправДом" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 октября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.