Судебная коллегия по гражданским делам "адрес" вого суда в составе:
председательствующего Кавуновой В.В.
судей Чубукова С.К. , Довиденко Е.А .
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 20.01.2014г. по иску Воловик А. Е. к администрации "адрес" Алтайского края, администрации Рассказихинского сельсовета "адрес" Алтайского края о признании нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставить единовременную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Чубукова С.К. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воловик А.Е. обратилась в суд с иском к администрации "адрес" Алтайского края о признании нуждающейся в жилом помещении, указав, что является вдовой участника Великой Отечественной войны.
08.05.2013г. она подала ответчику заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Распоряжением администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ей отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что она обеспечена жильем выше учетной нормы, действующей на территории "адрес" .
Вместе с тем, из документов, приложенных к заявлению Воловик А.Е. в администрацию, следует, что она нуждается по иному основанию - в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, т.е. в ветхом, аварийном жилье.
В ходе судебного разбирательства истец уточнила исковые требования и просила:
-2-
- признать Воловик А.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий;
- обязать администрацию "адрес" Алтайского края поставить Воловик А.Е. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий;
- обязать администрацию "адрес" Алтайского края предоставить Воловик А.Е. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 20.01.2014г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит об отмене решения в связи с тем, что Воловик А.Е. не обеспечена жилплощадью, проживает в ветхом, аварийном доме.
Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Воловик А.Е. является вдовой участника ВОВ.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ от ДД.ММ.ГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление такой меры социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, в случае если они нуждаются в улучшении жилищных условий.
Судом сделан обоснованный вывод о том, что истицей не представлены доказательства, подтверждающие её нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Воловик А.Е. зарегистрирована и проживает в "адрес" , расположенном по ул. "адрес" в "адрес" Алтайского края.
Дом общей площадью 35,6 кв.м. принадлежит дочери истца - Жасан Т.М.
Воловик А.Е. проживает в доме одна в качестве члена семьи собственника дома.
Согласно п.п.4-5 ст. 50 ЖК РФ учётной нормой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
"адрес" Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ *** установлена учетная норма на территории района в размере 8 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Как установлено судом, Воловик А.Е. 13.05.2013г. обращалась в администрацию "адрес" Алтайского края с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как своего жилья не имеет, относится к категории лиц - вдова
-3-
ветерана ВОВ (л.д.54).
Распоряжением администрации "адрес" Алтайского края от 13.06.2013г. N 285-р Воловик А.Е. отказано в постановке на учет на основании того, что она является членом семьи собственника жилого дома, в котором проживает одна, обеспечена жилплощадью 35,6 кв.м., т.е. выше учетной нормы, установленной на территории "адрес" (л.д. 9-10).
Воловик А.Е. , не оспаривая данное решение администрации "адрес" , обратилась в суд с иском, в котором просит признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.п 3 п. 1 ст. 51 ЖК РФ, как проживающую в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
При этом истец просит возложить на администрацию района обязанность поставить ее на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставить ей единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья.
Судом исследовался представленный Воловик А.Е. акт проверки жилищных условий, составленный 23.04.2013г. комиссией в составе двух социальных работников и секретаря сельсовета, в котором отражено, что жилой дом по "адрес" - 17 в "адрес" является деревянным, ветхим, аварийным. Согласно заключению комиссии Воловик А.Е. нуждается в социальном обслуживании и улучшении жилищных условий (л.д. 69).
Суд пришёл к правильному выводу, что вышеуказанный акт от 23.04.2013г. не является допустимым доказательством, свидетельствующим о не соответствии жилого помещения установленным требованиям.
Согласно п. 3 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
28.01. 2006 "адрес" РФ принято Постановление *** "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с п. 7 названного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией.
Пунктами 42-52 Положения установлен порядок признания помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания.
Так установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое
-4-
помещение пригодным (непригодным) для проживания.При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.
При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения); определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и другие действия.
По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1.
Таким образом, указанным нормативно-правовым документом предусмотрена определенная процедура признания жилых помещений непригодными для проживания, решение данного вопроса отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органом местного самоуправления, к работе в которой привлекаются специалисты, эксперты, обладающие профессиональными познаниями в области строительства и других смежных областей знаний, связанных с оценкой строительных объектов, вредных факторов воздействия на человека и т.п. По результатам работы межведомственной комиссией выносится предусмотренное законом заключение.
Согласно пояснению представителя ответчика - администрации "адрес" , соответствующие межведомственные комиссии созданы при сельсоветах, в том числе при администрации Рассказихинского сельсовета.
-5-
По настоящему делу установлено, что ни истец ни собственник названного жилого дома в органы местного самоуправления с заявлением о рассмотрении на межведомственной комиссии вопроса о признании занимаемого жилого помещения непригодным для проживания в порядке, установленном вышеуказанным Положением, не обращались. Не обращалась истец и в органы государственного надзора, полномочные обратиться с таким заявлением в орган местного самоуправления.
Представленный Воловик А.Е. на рассмотрение администрации "адрес" акт проверки жилищных условий, составленный ДД.ММ.ГГ социальными работниками и секретарем сельсовета, не соответствует требованиям вышеуказанного Положения, на основании этого акта администрация района лишена была возможности сделать вывод о нуждаемости Воловик А.Е. в улучшении жилищных условий в связи с проживанием с жилом помещении, не отвечающем установленным требованиям.
Каких-либо иных документов, подтверждающих непригодность для проживания жилого "адрес" в "адрес" , Воловик А.Е. в администрацию района не предоставляла.
Представленные в ходе судебного разбирательства акт проверки жилищных условий, составленный главой и депутатом Рассказихинского сельсовета ДД.ММ.ГГ (л.д. 83), и техническое заключение, составленное ООО "Архпроект+" (л.д. 106-127), также не отвечают требованиям вышеприведенного Положения, поскольку составлены не специально созданной межведомственной комиссией с участием необходимых специалистов, без соответствующего обследования, проверки жилого дома на соответствие установленным требованиям.
Заключение судебной строительно - технической экспертизы не может заменить заключения межведомственной комиссии.
Экспертиза может быть назначена для проверки заключения межведомственной комиссии при наличии сомнений в правильности заключения.
Поэтому не обоснованным является довод жалобы о том, что при отсутствии заключения межведомственной комиссии суд должен был назначить строительно-техническую экспертизу для выяснения технического состояния дома.
Кроме того, суд не вправе подменять орган местного самоуправления при решении вопроса о признании лица нуждающимся в жилом помещении и принятии на соответствующий учет, поскольку п. 3 ст.52 ЖК РФ решение данных вопросов отнесено к компетенции органа местного самоуправления, который рассматривает их на основании заявлений граждан и представленных документов.
Распоряжением администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 285-р Воловик А.Е. отказано в постановке на учет в
-6-
качестве нуждающейся в жилом помещении на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 54 ЖК РФ - в связи с обеспеченностью жильем по нормам, установленным на территории "адрес" .
Данное распоряжение по настоящему делу не оспаривается, истец не заявила требований о признании его незаконным.
Необоснованным является довод жалобы о том, что Воловик А.Е. не является членом семьи своей дочери Жасан Т.М. (собственника дома) и поэтому не приобрела право на жилплощадь в доме.
Истица не лишена возможности в установленном порядке обратиться в соответствующие органы для получения заключения межведомственной комиссии о признании занимаемого жилого помещения непригодным для проживания, после чего подать заявление в администрацию "адрес" о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
При изложенных обстоятельствах жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом правильно применён материальный закон, не допущено существенного нарушения норм процессуального права, обстоятельства дела установлены полно и правильно, исследованы всесторонне, поэтому оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь п.1 ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 20.01.2014г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.