Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Решетниковой И.Ф.,
судей Алешко О.Б., Тарасовой О.Н.,
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 10 января 2014 года по делу
по иску Кронцовой О.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кронцова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края (далее по тексту также ГУ - УПФ Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края, пенсионный орган), в котором с учетом уточнения просила признать недействительным решение об отказе в установлении пенсии ГУ - УПФ Российской Федерации в "адрес" Алтайского края в части отказа во включении в стаж для назначения и выплаты досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы в должности медицинской сестры в Узловой больнице ст.Алтайская с ДД.ММ.ГГ по 21.07.1996, с ДД.ММ.ГГ по 13.04.1997, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и периода работы в должности фельдшера в яслях-саду *** ст.Барнаул с ДД.ММ.ГГ по 01.02.1990, включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости указанные периоды работы, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 07.05.2013.
В обоснование иска указывает на то, что при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа, в который не были включены указанные периоды работы. Периоды работы в Узловой больнице ст.Алтайская с ДД.ММ.ГГ по 21.07.1996, с ДД.ММ.ГГ по 13.04.1997, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не были включены пенсионным органом в специальный стаж по причине того, что наименование должности "м/сестра" в трудовую книжку внесено сокращенно, в связи с чем не представляется возможным установить соответствие наименование должности наименованию, предусмотренному Списками учреждений, утвержденными постановлениями Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГ N463, Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781. Период работы Кронцовой О.В. в качестве фельдшера в яслях-саду *** ст.Барнаул с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не был зачтен в специальный стаж, так как учреждение "ясли-сад" Списками, утвержденными постановлениями Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464, Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781 не предусмотрены. Между тем, Кронцова О.В. имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку указанные спорные периоды ее работы входят в специальный стаж.
Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 10 января 2014 года с учетом определения этого же суда от 12 марта 2014 года об исправлении описки иск Кронцовой О.В. удовлетворен частично.
Решение об отказе в установлении пенсии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края Кронцовой О.В. от 22 августа 2013 года признано незаконным.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края обязано включить периоды работы Кронцовой О.В. "Медицинская сестра" в Узловой больнице ст. Алтайская с ДД.ММ.ГГ по 21.07.1996, с ДД.ММ.ГГ по 21.08.1996, c ДД.ММ.ГГ по 13.04.1997, с ДД.ММ.ГГ по 01.11.1998, в должности "Фельдшера" в яслях-саду *** ст.Барнаул с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в специальный стаж, дающий право на пенсию по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГ и назначена пенсия с 07.05.2013.
В остальной части отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ - УПФ Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края просит решение суда в части включения в специальный стаж периода работы в яслях-саду *** ст.Барнаул в качестве фельдшера с ДД.ММ.ГГ по 01.02.1990, назначения досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГ отменить, принять новое об отказе в удовлетворении требований в данной части, указывая на то, что наименование учреждения "ясли-сад" является учреждением образования, а не здравоохранения, в связи с чем, не соответствует ни Списку должностей и учреждений, утв. постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.09.1991 N463, от 29.10.2002 N781, ни Номенклатуре учреждений здравоохранения, утв. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.11.1999 N395. Суд неправильно применил постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Указанное Положение отменено постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N953 и с 01.10.1993 не применяется. Кроме того, названным постановлением Совмина не был предусмотрен льготный порядок исчисления стажа 1 год как 1 год и 6 месяцев. Смешанный порядок подсчета специального стажа по нормам действующего законодательства и по нормам действующего законодательства не применим.
Изучив материалы дела, выслушав истца Кронцову О.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, обсудив доводы жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия, проверяя законность судебного решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ст.327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для ее удовлетворения.
Решение суда обжалуется только в части несогласия со включением в специальный стаж периода работы в яслях-саду *** ст.Барнаул в качестве фельдшера с ДД.ММ.ГГ по 01.02.1990, назначения досрочной трудовой пенсии по старости с 07.05.2013. В остальной части решение суда не обжалуется, поэтому не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В силу ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пунктам 18, 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).
Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066).
Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Льготный порядок исчисления (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) предусмотрен и для лиц, работавших в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, являющемуся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Аналогичный порядок применяется при исчислении периодов работы в структурных подразделениях организаций, перечень которых приведен в пункте 6 Правил.
Таким образом, при исчислении стажа применяются правила и нормы, в соответствии с которыми исчисляется специальный стаж до 01.11.1999 в соответствии со Списком должностей и учреждений, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464.
Как следует из материалов дела, Кронцова О.В. с 03.10.1988 по 01.02.1990 работала фельдшером в яслях-саду N213 ст.Барнаул.
Решением Управления ПФР в г.Барнауле Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N72.12.7 Кронцовой О.В. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, исключен, в частности, период работы с 03.10.1988 по 01.02.1990, поскольку учреждение "ясли-сад" Списками, утвержденными постановлениями Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464, Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781 не предусмотрены.
Пенсионным органом в специальный стаж истца засчитано 22 года 27 дней.
Действительно, как Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464, так и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781 не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим фельдшерами в яслях-садах.
Фельдшеры таких учреждений как ясли-сады в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.
В Номенклатуру учреждений здравоохранения и Номенклатуру медицинских организаций ясли-сады не включены.
Вместе с тем, спорный период трудовой деятельности истицы проходил до принятия вышеуказанных нормативно-правовых актов.
В период работы истца с 1988 по 1990 действовало постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Согласно указанному Перечню право на досрочную пенсию имели фельдшеры, работающие в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах (раздел 2).
Работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.
Названный перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 29.01.2004 N2-П указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
С учетом изложенного период работы истца фельдшером в яслях-саду *** ст.Барнаул с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
При этом судебная коллегия учитывает, что материалами дела подтвержден факт работы Кронцовой О.В. фельдшером в яслях-саду *** ст.Барнаул с ДД.ММ.ГГ по 01.02.1990, а также факт выполнения ею трудовых обязанностей фельдшера, в которые входили обязанности по предоставлению первой помощи заболевшим детям, проведение профилактических прививок, диспансерные осмотры детей.
Доказательств обратного по правилам ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было.
При таких обстоятельствах у суда имелись основания для удовлетворения заявленных требований в указанной части.
Доводы жалобы, что наименование учреждения "ясли-сад" является учреждением образования, а не здравоохранения, в связи с чем, не соответствует ни Списку должностей и учреждений, утв. постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.09.1991 N463, от 29.10.2002 N781, ни Номенклатуре учреждений здравоохранения, утв. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.11.1999 N395, указанных выводов не опровергают, во внимание не принимаются.
Указание в жалобы, что суд неправильно применил постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, данное Положение отменено постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N953 и с 01.10.1993 не применяется, судебной коллегией не учитывается.
Действительно названное постановление Совмина утратило силу на территории Российской Федерации в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953 и не применяется с 01.10.1993.
Вместе с тем, спорный период работы истца протекал до 01.10.1993, то есть в период действия указанного постановления, соответственно суд правильно принял его во внимание для зачета спорного периода работы в специальный стаж истца.
Ссылки в жалобе, что названным постановлением Совмина не был предусмотрен льготный порядок исчисления стажа 1 год как 1 год и 6 месяцев, а смешанный порядок подсчета специального стажа по нормам действующего законодательства и по нормам действующего законодательства не применим, основаны на неверном толковании норм права.
Поскольку Кронцова О.В. выработала необходимый стаж в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, то суд пришел к правильному выводу о досрочном назначении трудовой пенсии по старости с момента обращения за ней - с 07.05.2013.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 10 января 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.