Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего
Еремина В.А.
судей
Новоселовой Е.Г., Пасынковой О.М.
при секретаре
Бычковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 06 февраля 2014 г. по делу по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Станишевской Е.А. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, муниципальному унитарному предприятию г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет денежной компенсации расходов по отоплению.
Заслушав доклад судьи Еремина В.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска обратился с иском в суд в интересах Станишевской Е.А. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску (далее - УСЗН по г. Новоалтайску), муниципальному унитарному предприятию г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" (далее - МУП г. Новоалтайска "НТС") о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет денежной компенсации расходов по отоплению. Просил признать незаконными действия МУП г. Новоалтайска "НТС" по расчету Станишевской Е.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50% с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из площади жилья в "данные изъяты" кв.м, и действия УСЗН по г. Новоалтайску по назначению и выплате Станишевской Е.А. компенсации указанных расходов в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП г. Новоалтайска "НТС" за указанный период. Возложить на МУП г. Новоалтайска "НТС" обязанность по перерасчету денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения - "данные изъяты" кв.м за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ возложить на УСЗН по г. Новоалтайску обязанность по выплате Станишевской Е.А. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату указанной коммунальной услуги, определенной в результате перерасчета.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Станишевская Е.А. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с нормами действующего законодательства, имеет право на компенсацию в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Порядок определения размера компенсаций и их выплаты установлен постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае". В соответствии с Правилами, денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Согласно информации, предоставленной УСЗН по г. Новоалтайску следует, что истцу расчет компенсации расходов на оплату отопления предоставляется в размере 50% от начисленной суммы, в период с начала ДД.ММ.ГГ исходя из площади жилья в "данные изъяты" кв.м. Поскольку общая площадь квартиры составляет "данные изъяты" кв.м, истец является льготополучателем из категории "лиц из числа реабилитированных", при расчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот необходимо исходить из всей общей площади жилого помещения в заявленный в иске период.
Законодательство, регулирующее спорные правоотношения, действовавшее до 24 июля 2012 г., не предусматривало возможность использования иной нормы при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки и при определении размера компенсации, кроме общей площади жилого помещения.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, истцу с начала ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ назначалась и рассчитывалась компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению исходя из меньшей площади жилья.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 06 февраля 2014 г. исковые требования прокурора г. Новоалтайска в интересах Станишевской Е.А. удовлетворены. Признаны незаконными действия МУП г. Новоалтайска "НТС" по расчету Станишевской Е.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50% в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из площади жилого помещения - "данные изъяты" кв.м. Возложена обязанность на МУП г. Новоалтайска "НТС" произвести перерасчет Станишевской Е.А., проживающей по адресу ДД.ММ.ГГ , денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление в пределах нормативов потребления услуги, исходя из общей площади жилого помещения - "данные изъяты" кв.м, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Признаны незаконными действия УСЗН по г. Новоалтайску по назначению и выплате Станишевской Е.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП г. Новоалтайска "НТС" за указанный период. Возложена обязанность на УСЗН по г. Новоалтайску по выплате Станишевской Е.А. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенной в результате перерасчета МУП г. Новоалтайска "НТС" за указанный период. Взыскана с МУП г. Новоалтайска "НТС" госпошлина в доход местного бюджета в размере "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе ответчик УСЗН по г. Новоалтайску просит вышеуказанное решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик УСЗН по г. Новоалтайску указывает, что прокурором к исковому заявлению не приложен расчет, недополученной истцом компенсации, из которого можно сделать вывод нарушены ли права истца. Ссылаясь на имеющуюся судебную практику, полагает, что только при наличии расчета недополученной компенсации могут быть обоснованны требования о том, имеется ли задолженность и в каком размере, что так же влияет на разрешение вопроса о подсудности дела мировому судье или федеральному суду.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - Главалтайсоцзащита) просит вышеуказанное решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы третье лицо Главалтайсоцзащита указывает, что при разрешении спора суд первой инстанции не учел, что истцом пропущен трехмесячный срок, установленный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, для обжалования действий управления. Прокурором к исковому заявлению не приложен расчет, недополученной истцом компенсации, из которого можно сделать вывод нарушены ли права истца. Ссылаясь на имеющуюся судебную практику, полагает, что только при наличии расчета недополученной компенсации могут быть обоснованны требования о том, имеется ли задолженность и в каком размере, что так же влияет на разрешение вопроса о подсудности дела мировому судье или федеральному суду.
В письменных возражениях участвующий в деле прокурор просил апелляционные жалобы УСЗН по г. Новоалтайску и Главалтайсоцзащиты оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Мищенко Е.Ю. возражала против удовлетворения апелляционных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, в связи с чем, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалоб, выслушав пояснения прокурора Мищенко Е.Ю, Судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
В силу статьи 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки - компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (в редакции Закона Алтайского края от 08.05.2008 N 37-ЗС действовавшей до 24 июля 2012 г.).
В соответствии со статьей 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, но не социальной нормы.
Такие нормативы на территории г. Новоалтайска Алтайского края в спорный период были установлены постановлением администрации г. Новоалтайска от 08.10.2008 N 2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г. Новоалтайске", в соответствии с Приложением N 1 к которому по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения (Приложение N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307).
В силу положений части 2 статьи 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в пункте 8 статьи 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 г. N 126, статьи 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Согласно части 3 статьи 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с пунктом 3 названных выше Правил и частями 1, 9 статьи 4 приведенного Закона Алтайского края N156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.
Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, частям 7, 8 статьи 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения по месту жительства как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (пункт 27 Правил).
Таким образом, законодательство, регулировавшее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации.
Судом первой инстанции установлено, что Станишевская Е.А. является реабилитированным лицом, что подтверждено свидетельством "данные изъяты" N *** , проживает в квартире с "данные изъяты" ФИО1 "данные изъяты" ФИО2 по адресу: "адрес" , и ей с ДД.ММ.ГГ назначена компенсация расходов на оплату коммунальных услуг.
Судом установлено, что организацией-поставщиком услуг по отоплению жилого помещения Станишевской Е.А. является МУП г. Новоалтайска "НТС".
В силу пунктов 2.1, 2.2 соглашения об информационном обмене N 45 от 12 августа 2010 г. с УСЗН по г. Новоалтайску, МУП г.Новоалтайска "НТС" приняло на себя обязанность на основании списков льготополучателей, предоставляемых УСЗН по г. Новоалтайску, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
При этом УСЗН по г. Новоалтайску обязалось ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику список льготополучателей в формате, предусмотренном приложением 1 к соглашению, в котором предусмотрено указание, в том числе общей площади жилого помещения, кода льготника по оплате жилья и коммунальным услугам, суммы льготы.
В соответствии с пунктом 4.2 соглашения МУП г. Новоалтайска "НТС" несет ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов.
Решением УСЗН по г. Новоалтайску о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Вместе с тем, согласно представленных данных, содержащихся в программном комплексе "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ льгота по отоплению предоставлялась Станишевской Е.А. исходя из льготной площади по отоплению в размере "данные изъяты" кв.м, что не соответствует вышеприведенным нормам права. Указанные обстоятельства ответчиками не оспаривались.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив, что Станишевская Е.А. пользуется льготой по оплате за отопление как реабилитированное лицо, и в нарушение требований законодательства положенная ей льгота в спорный период времени предоставлялась не в полном объеме, поскольку компенсация за оплату жилищно-коммунальной услуги - отопление должна была назначаться и рассчитываться исходя из общей площади жилого помещения в "данные изъяты" кв.м, обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Доводы апелляционных жалоб о непредставлении прокурором расчета компенсации по оплате за отопление не могут повлечь отмену решения, поскольку на основании представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м, в то время как общая площадь жилого помещения составляет "данные изъяты" кв.м.
Поскольку установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, оно подлежит восстановлению, в связи с чем, доводы жалоб о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой нарушения прав государственного органа или гражданина, либо арифметическую ошибку, признаются не состоятельными, ввиду вероятности такого нарушения либо ошибки. Защите подлежит только нарушенное право.
Не являются основанием для отмены решения и доводы жалоб о том, что размер недополученной компенсации по коммунальной услуге повлияет на подсудность спора. Исковое заявление содержит требование о возложении обязанности произвести расчет компенсации по оплате за отопление, которое подсудно районному суду. Таким образом, подсудность спора не нарушена.
Ссылка в жалобах на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации не влияет на законность решения ввиду того, что судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Также не может быть принят во внимание и довод жалобы о пропуске истцом срока обращения за защитой нарушенного права, поскольку указанное исковое заявление подано в общем порядке, а не в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, предусмотренные статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сроки, в данном случае применению не подлежат, а довод жалобы основан на неверном толковании норм процессуального права.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения по доводам апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 06 февраля 2014 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.