Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.
судей Параскун Т.И., Новоселовой Е.Г.
при секретаре Петровой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по городу Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 12 февраля 2014 года по делу
по иску прокурора г.Новоалтайска в интересах Поповой Т. М. к Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску, Муниципальному унитарному предприятию "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет расходов на оплату коммунальных услуг.
Заслушав доклад судьи Мжельской Г.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Новоалтайска обратился в суд в интересах Поповой Т.М. с иском к Управлению соцзащиты населения по г.Новоалтайску, МУП г.Новоалтайска "НТС" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за отопление.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Попова Т.М. зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес" в "адрес" , общей площадью "данные изъяты" кв.м.; является лицом, признанным в установленном порядке реабилитированным, в связи с чем ей предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, предусмотренная Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий". В соответствии с законодательством, действовавшем в период до 24.07.2012, реабилитированным лицам предоставлялись меры социальной поддержки на оплату за отопление в размере 50% расходов в пределах установленных нормативов потребления данной коммунальной услуги. Льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги, исходя из общей площади жилого помещения, в котором проживает реабилитированное лицо и члены его семьи. В соответствии с законом и правилами определения и выплаты размера компенсации расчет компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально. Расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии, в том числе, указывает сведения о льготополучателе, площади жилого помещения, по которой предоставляется льгота. Между тем, согласно информации органа социальной защиты населения, Поповой Т.М. в период с декабря 2010г. по июль 2012г. расчет компенсации расходов на оплату услуги отопление производился из расчета 50% от начисленной суммы исходя из площади жилья 42 кв.м., а не от общей площади отапливаемого помещения.
С учетом изложенного, прокурор "адрес" просил признать незаконными действия МУП "адрес" "НТС" по расчету Поповой Т.М. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50% за период с декабря 2010г. по июль 2012г. исходя из площади "данные изъяты" кв.м. Возложить на МУП "адрес" "НТС" обязанность произвести перерасчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м. за указанный период. Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по назначению и выплате Поповой Т.М. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП "НТС" за указанный период. Возложить на Управление социальной защиты населения по "адрес" обязанность по выплате Поповой Т.М. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного в результате перерасчета.
Решением Новоалтайского городского суда от 12 февраля 2014 года исковые требования удовлетворены.
Признаны незаконными действия МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" по расчету Поповой Т.М. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % в период с ДД.ММ.ГГ ., исходя из площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м.
На МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" возложена обязанность произвести перерасчет Поповой Т.М. денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление в пределах нормативов потребления услуги, исходя из общей площади жилого помещения - 50,2 кв.м. за период с ДД.ММ.ГГ .
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по назначению и выплате Поповой Т.М. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление, в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" за указанный период.
На Управление социальной защиты населения по "адрес" возложена обязанность произвести Поповой Т.М. выплату разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенной в результате перерасчета МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" за указанный период.
Взыскана с МУП "адрес" "НТС" в местный бюджет государственная пошлина в размере "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения "адрес" просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, указывая, что при предъявлении прокурором исковых требований им не была проанализирована правильность произведенных организацией-поставщиком расчетов денежных эквивалентов, не были приведены доказательства, указывающие на неправильность расчетов, исходя из которых управлением была выплачена компенсация. Только при наличии расчета недополученной компенсации могут быть обоснованы требования о том, имеется ли задолженность и в каком размере. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки и, соответственно, нарушение прав государственного органа либо граждан. С учетом анализа правильности произведенных расчетов, следовало определить сумму задолженности и в случае, если она будет менее "данные изъяты" рублей, передать дело на рассмотрение мирового судьи.
В апелляционной жалобе третье лицо Главалтайсоцзащита просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны доводам, изложенным в жалобе ответчика. Дополнительно указано на пропуск истцом установленного ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения в суд для обжалования действий органа власти, поскольку о нарушении своих прав истцу стало известно при получении компенсации в меньшем размере уже в январе 2011г.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор г.Новоалтайска просит оставить решение суда без изменения, указывая, что исковые требования прокурора не имеют денежной оценки, в связи с чем расчет не может быть представлен.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения прокурора Текутьевой Я.В., возражавшего против отмены решения суда, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства на территории Алтайского края, имеющим свидетельства установленного образца.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции, действовавшей до 24.07.2012) реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.
Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС.
Порядок определения размера названных компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации края от 01.04.2008 N 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае".
В соответствии с данными Правилами компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается гражданину по одному жилому помещению, где он зарегистрирован в установленном порядке по месту жительства или по месту пребывания либо по месту его фактического проживания.
Орган социальной защиты населения осуществляет учет льготополучателей и формирует реестр получателей компенсации на основании необходимых документов и сведений сегментов федерального и краевого регистров лиц, имеющих право на государственную социальную помощь. Расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями - поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии. Орган социальной защиты населения ежемесячно на основании реестра формирует для каждой организации - поставщика услуг списки льготополучателей, которые в срок до 5 числа направляет в их адрес.
Согласно пунктам 37, 38 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126, ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность представляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома в спорный период определялся из расчета общей площади жилого помещения (Приложение N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307).
Разрешая спор, суд установил, что Попова Т.М. является реабилитированным лицом, что подтверждено свидетельством А *** от ДД.ММ.ГГ , зарегистрирована и проживает в квартире по адресу "адрес" , общей площадью "данные изъяты" согласно техническому паспорту на жилое помещение, отапливаемая часть жилого помещения - "данные изъяты" кв.м.
Решением Управления социальной защиты населения по "адрес" с ДД.ММ.ГГ истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из общей площади квартиры "данные изъяты" кв.м., с учетом количества проживающих - 2.
Согласно данным, занесенным в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" общая площадь определена в размере "данные изъяты" кв.м., льготная - "данные изъяты" кв.м. с ДД.ММ.ГГ , код льготы указан 531 - "реабилитированный".
Как следует из текста искового заявления, в указанный период времени льгота предоставлялась, исходя из площади жилого помещения - 42 кв.м. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами.
Организацией-поставщиком услуг по отоплению жилого помещения, в котором проживает истец, является МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети", что подтверждается договором на оказание услуг по теплоснабжению.
МУП г.Новоалтайска "НТС" производит расчет компенсации расходов по отоплению на основании заключенного с Управлением социальной защиты населения по г.Новоалтайску соглашения *** от ДД.ММ.ГГ об информационном обмене.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период Управление социальной защиты населения по "адрес" необоснованно для организации-поставщика указывало площадь жилого помещения для расчета истцу льгот по отоплению исходя из социальной нормы площади жилья, а не общей, в связи с чем, истцом Поповой Т.М. недополучена компенсация по оплате за отопление в указанный период.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалоб о том, что прокурором не приведен расчет взыскиваемой суммы, судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку суд первой инстанции установил, что действиями ответчиков были нарушены права истца на получение в полном объеме предусмотренной законом льготы по оплате отопления в спорный период, в связи с чем, возложил обязанность на МУП г.Новоалтайска "НТС" произвести истцу перерасчет денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения за указанный период, а на Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску обязанность произвести выплату недополученной суммы компенсации.
Таким образом, решением суда не произведено взыскание конкретной суммы, а возложена на компетентные органы обязанность произвести перерасчёт суммы компенсации и выплатить её в соответствии с действовавшими на момент вынесения решения нормативными актами.
Поскольку прокурором были заявлены также требования о признании действий Управления социальной защиты населения незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет компенсации по оплате за отопление, рассмотрение которых подсудно районному суду, то доводы жалобы относительно подсудности рассматриваемого спора подлежат отклонению.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица о пропуске установленного ч.1 ст.256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании действий Управления не могут быть приняты во внимание, поскольку судом разрешен спор по правилам искового производства, в связи с чем положения закона, регулирующие порядок оспаривания действий органов власти не подлежит применению.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, доводы апелляционных жалоб являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 -330 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 12 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.