Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.
судей: Блинова В. А., Параскун Т.И..
при секретаре
судебного заседания Петровой О.Н.
с участием прокурора Текутьевой Я.В.
рассмотрела в открытом заседании дело по апелляционным жалобам ответчика Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита)
на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 3 февраля 2013 года по делу по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Раздобудиной Л. А. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, муниципальному унитарному предприятию г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет денежной компенсации расходов по отоплению.
Заслушав доклад судьи Блинова В. А., Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска обратился с иском в суд в интересах Раздобудиной Л.А. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, МУП г. Новоалтайска "НТС", в котором просил признать незаконными действия МУП г. Новоалтайска "НТС" по расчету Раздобудиной Л.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % с ДД.ММ.ГГ года, исходя из площади жилья в 42 кв.м., и действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Раздобудиной Л.А. компенсации указанных расходов в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП "НТС" за указанный период. Кроме того, просил возложить на МУП г. Новоалтайска "НТС" обязанность по перерасчету денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения - "данные изъяты" кв.м. за период ДД.ММ.ГГ ; также возложить на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанность по выплате Раздобудиной Л.А. разницы денежного эквивалента 50 % льготы на оплату указанной коммунальной услуги, определенной в результате перерасчета.
Исковые требования обоснованы тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что Раздобудина Л.А. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с нормами действующего законодательства, имеет право на компенсацию в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Порядок определения размера компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае". В соответствии с Правилами, денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Согласно информации, предоставленной Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску следует, что истцу расчет компенсации расходов на оплату отопления предоставляется в размере 50% от начисленной суммы, в период с начала 2010 г. исходя из площади жилья в "данные изъяты" кв.м. Поскольку общая площадь квартиры составляет "данные изъяты" кв.м., истец является льготополучателем из категории "лиц из числа реабилитированных", при расчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот необходимо исходить из всей общей площади жилого помещения в заявленный в иске период.
Законом Алтайского края от 10.07.2012 N 58-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края", вступившим в силу с 24.07.2012, внесены изменения в п.4 ч.1 ст. 3 Закона N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", согласно которым компенсация 50% расходов на оплату отопления предоставляется в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки. Краевые стандарты нормативной площади жилого помещения установлены постановлением АКЗС от 04.06.2012 N 239 и действуют с 24.07.2012. Исходя из системного толкования приведенных норм, следует, что до 24.07.2012 законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не предусматривало возможность использования при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки, а также при определении размера компенсации социальной или иной нормы жилой площади, кроме общей площади жилого помещения.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, истцу с начала 2010 года по июль 2012 назначалась и рассчитывалась компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению исходя из меньшей площади жилья.
Помощник прокурора Шукурова Н.Л. на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Раздобудина Л.А. , материальный истец, в судебное заседание не явилась, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика МУП г. Новоалтайска "НТС" Соколова Ю.А. с иском не согласилась, пояснила, что МУП осуществляет расчет, исходя из краевых норм, количества членов семей, расчеты проверялись Главалтайсоцзащитой.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску Давыденко Е.А. возражала против иска, полагая, что Управление не является надлежащим ответчиком, т.к. осуществляет лишь ведение реестра льготников, не производит расчет денежного эквивалента предоставляемой меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления, ответственность за правильность этих расчетов несут организации- поставщики услуг, в данном случае МУП г.Новоалтайска "НТС". На самостоятельное осуществление расчета Управление не имеет полномочий, их действия производны от сведений, предоставляемых МУП "НТС", при получении от которого расчета средства будут выплачены.
Представитель третьего лица- Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменные возражения, в которых указаны такие же доводы, какие изложены суду Управлением социальной защиты населения по г.Новоалтайску; заявил о пропуске истцом установленного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока для оспаривания действий Управления, исчислять который следовало с января 2011 года (полный размер ежемесячных расходов виден из квитанций на оплату); ходатайствовал о понуждении прокурора представить расчет суммы компенсации и при установлении суммы недоплаты менее 50 000 руб. просил передать дело по подсудности мировому судье.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 3 февраля 2013 года иск удовлетворен.
Признаны незаконными действия муниципального унитарного предприятия г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету Раздобудиной Л.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % в период с ДД.ММ.ГГ года, исходя из площади жилого помещения- 42 кв.м.
Муниципальное унитарное предприятие г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" обязано произвести перерасчет Раздобудиной Л.А. , проживающей по адресу "адрес" , денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги- отопление в пределах нормативов потребления услуги, исходя из общей площади жилого помещения - "данные изъяты" кв.м., за период с ДД.ММ.ГГ года.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате Раздобудиной Л.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги- отопление в размере, определенном в соответствии с расчетом муниципального унитарного предприятия г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за указанный период.
На Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску возложена обязанность по выплате Раздобудиной Л.А. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенной в результате перерасчета муниципальным унитарным предприятием "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" за указанный период.
Взыскана с муниципального унитарного предприятия г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" госпошлина в доход местного бюджета в размере 200 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску просит отменить решение суда и принять по делу новое. В обоснование доводов жалобы указывает, что прокурором в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) не представлен расчет недополученной истцом компенсации, что свидетельствует о недоказанности нарушения прав льготополучателя. Прокурором не проанализирована правильность произведенных организацией-поставщиком расчетов денежных эквивалентов и не приведены доказательства, указывающие на неправильность расчетов. Суд необоснованно оставил без удовлетворения ходатайство третьего лица и ответчика о возложении на прокурора обязанности представить расчет суммы недополученной компенсации. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки и нарушения прав государственного органа либо прав гражданина. Судом не рассмотрен вопрос о подсудности настоящего спора мировому судье, поскольку возможный размер недополученной компенсации составляет сумму менее 50 000 руб.
В апелляционной жалобе третье лицо Главалтайсоцзащита просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы приведены доводы аналогичные доводам, изложенным в жалобе ответчика.
В возражениях прокурор г.Новоалтайска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, заслушав пояснения прокурора, просившей решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Выводы суда первой инстанции основаны на законе и установленных по делу обстоятельствах.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции, действовавшей до 24.07.2012) реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.
Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС.
Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с ч.1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.
Согласно пунктам 37, 38 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126, ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность представляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Раздобудина Л.А. является реабилитированным лицом, что подтверждено дубликатом свидетельства АК *** от ДД.ММ.ГГ ., и имеет право на льготы в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политический репрессий" и Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий".
Согласно представленным документам истец проживает по адресу: "адрес" , общей площадью "данные изъяты" кв. метра. Решением Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску Раздобудиной Л.А. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В качестве основания предоставления компенсации указано отнесение истца к категории реабилитированных.
Из представленных МУП г. Новоалтайска "НТС" выписок по лицевому счету *** абонента Раздобудиной Л.А. следует, что в период с декабря ДД.ММ.ГГ льгота по отоплению предоставлялась ей в размере, не соответствующем 50 % от начисленной суммы оплаты за отопление. Согласно данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", общая площадь по отоплению определена в размере 43,8 кв.м., код льготы указан 531 - "реабилитированный", а расчет производился из льготной площади "данные изъяты" кв.м.
Организацией-поставщиком услуг по отоплению жилого помещения материальный истца является МУП "адрес" "НТС".
Соглашением об информационном обмене N 45 от 12.08.2010 с Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску МУП г.Новоалтайска "НТС" приняло на себя обязанность на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (п.2.1., 2.2. соглашения).
При рассмотрении указанного дела судом установлено, что Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску необоснованно указывается льготная площадь жилого помещения отличная от общей площади жилого помещения для организации-поставщика, производящей исчисление денежного эквивалента мер социальной поддержки, для расчета льгот по отоплению, следовательно, исчисление денежного эквивалента льгот по оплате отопления производится неправильно.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что в период с декабря 2010 по июль 2012 года Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску необоснованно для организации-поставщика указывало площадь жилого помещения для расчета истцу льгот по отоплению исходя из социальной нормы площади жилья, а не общей, в связи с чем, Раздобудиной Л.А. недополучена компенсация по оплате за отопление в указанный период.
Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, то суд законно возложил на МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления исходя из общей площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м. за период с ДД.ММ.ГГ .
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что настоящий спор подсуден мировому судье, так как возможный размер недополученной компенсации составляет сумму менее "данные изъяты" руб., судебная коллегия находит несостоятельными.
В силу ч. 1 ст. 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.
Как следует из материалов дела, прокурором заявлены исковые требования о признании незаконными действий органа социальной защиты населения, которые подсудны районному суду. В связи с этим, настоящий иск был принят к производству Новоалтайского городского суда без нарушения правил подсудности.
Доводы жалобы о том, что прокурором не проанализирована правильность произведенных организацией-поставщиком расчетов денежных эквивалентов компенсации, не представлен расчет недополученной суммы компенсации, судебной коллегией не принимаются, поскольку при рассмотрении дела судом установлено нарушение прав истца на получение денежной компенсации в полном размере, а требования о взыскании суммы недополученной компенсации прокурором не заявлялись.
Доводы, изложенные в жалобах, оспаривающие выводы суда, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение при вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 03 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) и Управления социальной защиты населения по городу Новоалтайску Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.