Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А.и Бабойдо И.А.
при секретаре Матвеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 17 января 2014 года, по которому постановлено:
Уточненные исковые требования прокурора Радищевского района Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске" предоставить Родионовой Н*** П*** путевку на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания за счет средств федерального бюджета в срок до 31.12.2014 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Мирясовой Н.Г., пояснения представителя ОГКУСО "ЦОГ ТСР И СКЛ И СА для лиц БОМЖ" Фроловой Е.В., не согласной с решением в части признания незаконным бездействия казенного учреждения, заключение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Радищевского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту интересов Родионовой Н.П. к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Радищевскому району, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендуемым профилем и местом лечения.
В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что с 2010 года Родионова Н.П. является инвалидом *** группы по общему заболеванию. Последний раз инвалидность продлена в августе 2013 года, о чем выдана справка МСЭ-2012 N *** от 18.07.2013. При этом, 13.02.2012 Родионова Н.П., будучи включенной в федеральный регистр лиц, обладающих правом на социальные услуги, обратилась в Территориальное подразделение с заявлением о выдачи ей путевки на санаторно-курортное лечение, предоставив необходимые документы, подтверждающие данное право. Заявление было зарегистрировано в журнале учета граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении. Однако, несмотря на истекшие установленные законом сроки до момента прокурорской проверки путевка на санаторно-курортное лечение Родионовой Н.П., ни Министерством, ни Территориальным подразделением не выдана, что повлекло нарушение прав данного инвалида.
В судебном заседании помощник прокурора Радищевского района Болотнов А.В. от исковых требований к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Радищевскому району (в настоящее время Управление Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области по Радищевскому району) отказался. Определением Радищевского районного суда от 10.01.2014 дело в части требований к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Радищевскому району (в настоящее время Управление Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области по Радищевскому району) прекращено на основании ст.220 ГПК РФ.
С учетом уточненных исковых требований просил суд обязать Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске" предоставить Родионовой Н.П. путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендуемым профилем заболевания за 2012 год за счет средств федерального бюджета в срок до 31.12.2014.
Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его изменить, в удовлетворении требований прокурора Радищевского района Ульяновской области в интересах Родионовой Н.П. отказать. Указывает, что судом не учтен тот факт, что у Министерства отсутствуют полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. При этом правопреемником прав и обязанностей Министерства в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации является Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске". Кроме того, в соответствии с п.1.2 Приложения N1 к постановлению Правительства Ульяновской области от 19.12.2013 N 620-П, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Ульяновским областным государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением.
Считают, что Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
В возражении на апелляционную жалобу прокуратура Радищевского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие истца, представителя Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Родионова Н.П. является инвалидом *** группы и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.
В 2012 году истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки с приложением всех необходимых документов, в том числе справки о нуждаемости в санаторно-курортном лечении. Однако санаторно-курортная путевка ей не была предоставлена.
Полагая бездействие ответчиков незаконными, прокурор Радищевского района, действующий в интересах Родионовой Н.П. просил обязать Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области и Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" предоставить Родионовой Н.П ... в 2014 году путевку на санаторно-курортное лечение.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Радищевского района Ульяновской области, заявленных в интересах Родионовой Н.П.., не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
В соответствии с п 1.1. ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона инвалиды имеют право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в целях профилактики основных заболеваний , осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Согласно ч.2 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328, пунктом 3.7 которого предусмотрено, что при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда или в уполномоченный орган.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2101-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Ульяновской области о передаче правительству Ульяновской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, согласно которому осуществление данных полномочий возлагалось на орган исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения которым в настоящее время является Министерство здравоохранения, социального развития и спорта в Ульяновской области.
С учетом указанных норм действующего законодательства, принимая во внимание, что истица своевременно обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в таком лечении, ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи. Следовательно, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, социального развития и спорта в Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно того, что надлежащим и единственным ответчиком по делу является ОГКУСО "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске", основанием к отмене решения суда не являются, поскольку обязательство ответчика по обеспечению истицы путевкой за 2013 год возникло до передачи им своих полномочий казенному учреждению, которое имело место 31.10.2013 на основании распоряжения Министерства труда и социального развития Ульяновской области N1501-р.
Кроме того, согласно пункту 3 Порядка финансирования части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (приложение N 7), утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской обл. 19.12.2013 N 620-П главным распорядителем средств областного бюджета Ульяновской области, поступающих из федерального бюджета, является исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения.
Так же в соответствие пунктами 1.4 и 1.5 Устава казенного учреждения, утвержденного 26.11.2013, функции и полномочия его учредителя осуществляет Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области; учредитель, в ведении которого находится учреждение, осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств Ульяновской области.
В соответствии с п.4 ст.158 и п. 6 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной главным распорядителем этих средств сметой доходов и расходов.
Таким образом, отсутствие средств у казенного учреждения делает невозможным исполнение решения суда в части предоставления путевки без участия Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области.
С учетом вышеуказанных норм, к числу лиц, ответственных за предоставление отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение относится, в том числе, и Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области.
Следовательно, по существу правильное решение не может быть отменено по доводу жалобы Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по требованиям Родионовой Н.П.
Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 17 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.