Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.,
судей Шишкина И.В., Бекловой Ж.В.,
при секретаре Потаниной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 марта 2014 года апелляционную жалобу Лихобабы Анатолия Алексеевича на решение Щелковского городского суда Московской области от 15 января 2014 года по делу по иску Лихобабы Анатолия Алексеевича к Фрязинскому Управлению социальной защиты населения Московской области Министерства труда и социального развития Московской области о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки ветерана труда незаконным, признании права на получение мер социальной поддержки, обязании предоставить меры социальной поддержки ветерана труда,
заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,
объяснения ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Лихобаба А.А. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Московской области, просил признать отказ незаконным, признать право на получение мер социальной поддержки, обязать назначить и выплачивать как военному пенсионеру и ветерану труда, меры социальной поддержки, начиная с 01.09.2013 г. - с момента прекращения получения мер социальной поддержки по прежнему месту жительства в г. Туле.
Требования мотивировал тем, что является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию за выслугу лет, назначенную на основании ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и Закона РФ от 12.02.1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, ... и их семей". Истец имеет удостоверения "Ветерана военной службы" и "Ветерана труда", предполагающие получение мер социальной поддержки, установленные для указанных категорий граждан. Вместе с тем, при обращении к ответчику с заявлением о предоставлении льгот, предусмотренных ст. 3 Закона Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области", получен отказ по тем основаниям, что меры социальной поддержки ветеранов труда и ветеранов военной службы предоставляются по достижении ими возраста, дающего права на трудовую пенсию по старости в соответствии с законодательством РФ. Полагает отказ незаконным, поскольку по предыдущему месту жительства - г. Тула (снят с регистрационного учета по месту жительства 27.08.2013 г.) за истцом признано право на получение указанных льгот на основании решения суда.
Истец в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик иск не признал, просил в удовлетворении требований отказать.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 15.01.2014 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с решением, в апелляционной жалобе истец просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда как постановленного в соответствии с материалами дела и требованиями закона.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела, истец является ветераном военной службы и ветераном труда.
Согласно выписке из домовой книги от 02.12.2013 г. и копии паспорта, 27.08.2013 г. истец снят с регистрационного учета по г. Тула и прибыл в г. Фрязино с целью дальнейшего проживания.
Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении льгот в Московской области, но получил отказ, поскольку на момент обращения не достиг возраста 60 лет. Заявителю было разъяснено право на обращение с указанным заявлением 28.05.2014 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что меры социальной поддержки предоставляются лицам при достижении ими общеустановленного пенсионного возраста - 60 лет.
Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия исходит из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 28.05.2013 г. N 841-О.
В своей жалобе истец оспаривает конституционность нормы закона субъекта РФ, согласно которой меры социальной поддержки ветеранам труда предоставляются при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28.05.2013 г. N 841-О указал, что оспариваемое заявителем положение, фактически воспроизводящее положение пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 08.08.2001 г. N 124-ФЗ, закрепляет в качестве условия предоставления ветеранам труда мер социальной поддержки достижение ими пенсионного возраста, предполагающее утрату трудоспособности, а следовательно, направлено на обеспечение адресности социальной защиты названной категории граждан. Такое правовое регулирование распространено в равной мере на всех лиц, которым присвоено звание "Ветеран труда", и не может рассматриваться как нарушающее права заявителя, не достигшего возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.
В силу положений ч.2 ст. 10 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Поскольку действующим федеральным законодательством не определены конкретные меры социальной поддержки лиц, имеющих звание "Ветеран труда" и приравненных к ним лиц, а также порядок предоставления мер социальной поддержки, субъект РФ имеет право на определение таких условий.
Статьей 22 ФЗ "О ветеранах" (действовавшей в редакции Федерального закона от 08.08.2001 г. N 124-ФЗ до 01.01.2005 г.) предусматривалось, что льготы лицам, имеющим звание "Ветеран труда", предоставлялись после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности. При этом пунктом 4 этой статьи было установлено, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.
Поскольку порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных законом Московской области, не изменены в сторону ухудшения по сравнению с ранее действовавшим законодательством, права истца в связи с отказом в предоставлении мер социальной поддержки не нарушены.
Таким образом, право истца на фактическое предоставление мер социальной поддержки как ветерану труда было бы признано по достижению им возраста 60 лет. Указанного возраста истец достигнет 28.05.2014 г.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Апелляционная жалоба рассмотрена в пределах, содержащихся в ней доводов.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щелковского городского суда Московской области от 15 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лихобабы А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.