Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Варламовой Е.А., Терещенко А.А.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 27 января 2014 года апелляционную жалобу Михайлова К.П.
на решение Чеховского городского суда Московской области от 16 января 2014 года по делу по заявлению Михайлова Константина Петровича о защите избирательных прав, признании незаконным решение Избирательной комиссии города Чехова Чеховского муниципального района Московской области N 2/1-13.2 от 25.12.2013 года "О назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования город Чехов Чеховского муниципального района Московской области" и отменить решение Избирательной комиссии города Чехова Чеховского муниципального района Московской области N 2/1-13.2 от 25.12.2013 года "О назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования город Чехов Чеховского муниципального района Московской области",
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя Михайлова К.П. - Быбкина А.В.,
заключение прокурора Тришиной В.В.,
УСТАНОВИЛА:
Михайлов К.П. обратился в суд с указанным заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии города Чехова Чеховского муниципального района Московской области N2/1-13.2 от 25.12.2013 года "О назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования город Чехов Чеховского муниципального района Московской области".
Свои требования мотивировал тем, что в нарушение положений действующего законодательства РФ дата выборов назначена на 16 февраля 2014 года, хотя, по мнению заявителя, дату выборов необходимо назначить не ранее 5 марта 2014 года, т.е. по истечении 70 дней с даты принятия решения избирательной комиссией. Михайлов К.П. указал, поскольку ближайшим воскресеньем является 9 марта 2014 года, то есть день следующий за нерабочим праздничным 8 марта 2014 года, то дату выборов можно было назначить только на 16 марта 2014 года. Также утверждал, что ни одним нормативным актом не предусмотрено сокращение сроков назначения выборов.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Быбкин А.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель Избирательной комиссии города Чехова по доверенности Аюпов М.Н. против заявленных требований возражал.
В судебное заседание представитель администрации города Чехова ЧМР МО не явился, направил заявление и телефонограмму о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против заявленных требований, просил в удовлетворении заявления отказать.
Решением Чеховского городского суда Московской области от 16 января 2014 года в удовлетворении заявления Михайлова К.П. отказано.
Не согласившись с постановленным по делу решением, заявитель обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, принять по делу новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, заключение прокурора Тришиной В.В., полагавшей, что решение суда следует оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава (пункт 1 части 2); в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные федеральным законом (часть 8).
Статьей 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 этой статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (пункт 4); голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье (пункт 6); решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в этом пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (пункт 7); если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 этой статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются в органы местного самоуправления соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования (пункт 8).
Аналогичные нормы закреплены и в Законе Московской области от 4 июня 2013 г. N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области", в статье 6 которого предусмотрено, что выборы депутатов Совета депутатов, главы муниципального образования и других должностных лиц местного самоуправления назначает Совет депутатов соответствующего муниципального образования (часть 1); в случае досрочного прекращения полномочий депутатов Совета депутатов, главы муниципального образования, других должностных лиц местного самоуправления, влекущего за собой неправомочность органа местного самоуправления, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (часть 3); голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье (часть 4).
Таким образом, к компетенции избирательной комиссии города Чехова относятся вопросы назначения даты выборов в случае досрочного прекращения полномочий депутатов Совета депутатов, с учетом сроков, установленных федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Выборы в орган местного самоуправления проводятся не позднее шести месяцев с даты прекращения полномочий, при назначении досрочных выборов сроки, установленные пунктом 7 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Следовательно, с учетом сокращения сроков досрочные выборы депутатов Совета депутатов города Чехова необходимо было назначить в период с 19 декабря по 25 декабря 2013 г.
Из материалов дела видно, что решением Совета депутатов города Чехова ЧМР МО от 23 декабря 2013 года N 93/15 назначена дата проведения досрочных выборов главы города Чехова ЧМР МО на 16 февраля 2014 года. Данное решение 24 декабря 2013 года опубликовано в газете "Чехов-Сегодня" N144 (1765).
23 декабря 2013 года Совет депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области в соответствии с нормами п. 1 ч. 16 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 27 Устава города Чехова принял решение N 97/15 "О самороспуске Совета депутатов города Чехова". Данное решение опубликовано в газете "Чехов Сегодня" 24.12.2013 года (л.д. 10).
25 декабря 2013 года Избирательной комиссии города Чехова ЧМР МО принято решение N2/1-13.2 "О назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования город Чехов Чеховского муниципального района Московской области", которым назначена дата досрочных выборов депутатов Совета депутатов города Чехова на 16 февраля 2014 года. Данное решение принято избирательной комиссией на основании ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 6 Закона Московской области от 04.06.2013 года N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области", Устава города Чехова, а также вышеуказанного решения Совета депутатов города Чехова от 23.12.2013 года N 97/15. Решение избирательной комиссии города Чехова от 25 декабря 2013 года N2/1-13.2 опубликовано в газете "Чехов-Сегодня" N115(1766) 27 декабря 2013 года.
Михайлов К.П. 15 января 2014 года зарегистрирован решением Избирательной комиссии города Чехова в качестве кандидата на должность депутата Совета депутатов города Чехова от партии "Альянс зеленых - Народная партия".
Разрешая заявленные требования, суд исходил из положений ст. 9, ст. 10, ст. 11 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в силу которых выборы в органы местного самоуправления проводятся только в воскресенье, не позднее шести месяцев с даты прекращения полномочий, при этом в компетенцию избирательной комиссии входят вопросы назначения даты выборов при отсутствии представительного органа - Совета депутатов, с учетом сроков, регламентированных действующим законодательством, в том числе и с учетом сокращения сроков не более чем на 1/3.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления" (с последующими изменениями и дополнениями) выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся в соответствии с уставами муниципальных образований в порядке, установленными законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно Уставу городского поселения Чехов формами непосредственного участия населения города Чехова в осуществлении местного самоуправления являются: выборы депутатов Совета депутатов и главы города Чехова. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Совета депутатов, главы города Чехова и других должностных лиц на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Муниципальные выборы назначаются решением Совета депутатов города Чехова. В случаях, установленных федеральным законодательством, муниципальные выборы назначаются избирательной комиссией города Чехова или судом. Выборы депутатов Совета депутатов города Чехова проводятся по одномандатным избирательным округам, выборы главы города Чехова проводятся по единым избирательным округам. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Московской области.
Судом правильно установлено, что назначение даты выборов депутатов Совета депутатов города Чехова обусловлено досрочным прекращением полномочий депутатов Совета депутатов города Чехова.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что на основании вышеуказанного решения Совета депутатов города Чехова N 93/15 от 23.12.2013 года и решения Избирательной комиссии города Чехова от 25.12.2013 года N2/1-13.2 определена единая дата выборов Главы города Чехова и депутатов Совета депутатов города Чехова, а именно 16 февраля 2014 года, сообщение о чем опубликовано 27 декабря 2013 года в информационном источнике "Чехов Сегодня" со списком границ избирательных участков по выборам Главы города Чехова и границ избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов города Чехова.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь положениями ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 6 Закона Московской области N46/2013-03 от 04.06.2013 года "О муниципальных выборах в Московской области", суд первой инстанции правильно пришел к выводу о соблюдении сроков при принятия оспариваемого решения о назначении даты выборов, с учетом требований действующего законодательства, предусматривающего, что при назначении досрочных выборов сроки, указанные в пункте 7 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. При этом суд обратил внимание на то, что отмена назначенной даты проведения выборов приведет к отсутствию решений о дне выборов, нарушению прав избирателей и лиц, участвующих в выборах в качестве кандидатов на указанную выборную должность.
Суд первой инстанции обоснованно признал доводы заявителя о нарушении действующего законодательства при назначении даты выборов депутатов Совета депутатов города Чехова на 16 февраля 2014 года несостоятельными, поскольку оно не нарушает общих принципов избирательного права. Судом правильно отвергнуты доводы заявителя о нарушении его права на участие в выборах.
Оценив указанные обстоятельства и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для признания оспариваемого решения избирательной комиссии города Чехова недействительным и его отмене не имеется.
Судебная коллегия, соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отказе в удовлетворении требований Михайлова К.П.
Доводы апелляционной жалобы заявителя не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и подлежащих применению к возникшим правоотношениям норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чеховского городского суда Московской области от 16 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.