Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.,
судей Цуркан Л.С., Мертехина М.В.,
при секретаре Родиной Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 марта 2014 года апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Московской области на заочное решение Красногорского городского суда Московской области от 02 сентября 2013 года по делу по иску Можайского городского прокурора Московской области, действующего в интересах Каунова Евгения Васильевича, к Министерству здравоохранения Московской области, третьи лица - Министерство финансов Московской области, Управления здравоохранения Администрации Можайского муниципального района Московской области, о взыскании денежных средств,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.
объяснения помощника прокурора Московской областной прокуратуры Козловой О.А., истца - Каунова Е.В., представителя ответчика - Министерства здравоохранения Московской области, представителя 3-го лица - Управления здравоохранения Администрации Можайского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛА:
Можайский городской прокурор Московской области, действующего в интересах Каунова Е.В., обратился с иском к Министерству здравоохранения Московской области о взыскании денежных средств.
В обоснование исковых требований в заявлении указал, что Можайской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Каунова Е.В. о нарушении законодательства об охране здоровья в части ненадлежащего обеспечения его лекарственным препаратом. По результатам проверки установлено, что Каунов Е.В. является инвалидом 3 группы и имеет право на обеспечение льготными лекарственными средствами за счет регионального бюджета. Каунову Е.В. назначен препарат "Ремикейд 100 мг N 1", однако пациент не был им обеспечен с октября 2012 года по начало 2013 года.
Указанный препарат является жизненно необходимым Каунову Е.В., поэтому он был вынужден приобретать его за собственные денежные средства, потратив в 2012 году 203 600 рублей. Обязанность обеспечить граждан лекарствами возложена законом на Министерство здравоохранения Московской области.
Просил суд взыскать с Министерства здравоохранения Московской области в пользу Каунова Е.В. денежные средства в размере 203 600 рублей.
Представитель Можайского городского прокурора и Каунов Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Министерство здравоохранения Московской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечило, письменных отзывов и ходатайств не представило, о рассмотрении дела в отсутствие представителя суд не просило.
Управление здравоохранения Администрации Можайского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечило.
Представитель Министерства финансов Московской области указал, что требования прокурора законны и обоснованны в отношении Министерства здравоохранения Московской области, Министерство финансов Московской области в данном случае не является главным распорядителем средств бюджета Московской области.
Заочным решением Красногорского городского суда Московской области от 02 сентября 2013 года исковые требования были удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, Министерство здравоохранения Московской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило заочное решение суда отменить, постановить новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, Каунов Е.В. является инвалидом 3 группы с 09 октября 2012 года, страдает заболеванием "язвенный колит, хроническое рецидивирующее гормонозависимое, течение, тотальное поражение", находится на диспансерном учете в МУЗ "Уваровская районная больница" Можайского муниципального района и относится к категории граждан, лекарственное обеспечение которых является расходным обязательством бюджета Российской Федерации.
Согласно рекомендаций ФГБУ "ГНЦК" Минздравсоцразвития России от 15 октября 2012 года Каунову Е.В. назначен лекарственный препарат "Ремикейд 100 мг N 1" для употребления его 15 октября 2012 года в размере 4 флаконов и 10 февраля 2012 года в размере 4 флаконов.
В соответствии с утвержденным приказом Министра здравоохранения Московской области от 30 декабря 2010 года N 1078 "Перечнем наименований лекарственных средств, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, в соответствии с заключенными государственными контрактами на их поставку", необходимый Каунову Е.В. лекарственный препарат "Ремикейд" выписывался в 2012 году только после решения контрольно-экспертной комиссии Министерства здравоохранения МО (КЭК).
На заседании КЭК Министерства здравоохранения Московской области 29 октября 2012 года принято решение о направлении Каунова Е.В. на консультацию в МОНИКИ к главному гастроэнтерологу. В декабре 2012 года документы повторно направлялись Управлением здравоохранения Администрации Можайского муниципального района на заседание КЭК Министерства здравоохранения Московской области для принятия решения о предоставлении Каунову Е.В. лекарственного препарата "Ремикейд".
В соответствии с "Регламентом информационного взаимодействия субъектов и участников системы льготного лекарственного обеспечения населения Московской области", утвержденного приказом Министра здравоохранения Московской области от 05 марта 2008 года N 88, заседание КЭК Министерства здравоохранения Московской области проводится не реже одного раза в месяц.
Однако, заседание комиссии в декабре 2012 года не проводилось.
Вместе с тем, с октября 2012 года по начало 2013 года Каунов Е.В. не был обеспечен жизненно необходимым лекарственным средством своевременно и в полном объеме, в связи с чем, был вынужден приобретать его за собственные денежные средства, потратив в 2012 года 203 600 рублей.
Разрешая спор и постановляя по делу решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что, истец, имея право на получение бесплатно выше указанного препарата, прием которого должен был осуществляться по определенному установленному графику, своевременно не был обеспечен лекарственным средством.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в части лекарственного обеспечения переданы для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, общий объем которых определяется на основании методики, утвержденной Правительством РФ, исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде лекарственного обеспечения, а также норматива финансовых затрат на одного гражданина в месяц.
Согласно ст. 6.2 Федерального закона гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 Закона, предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
Согласно п. 8 ст. 6.1 названного Закона, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, дети - инвалиды.
В соответствии со ст. 6.2 указанного Закона в целях обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными препаратами Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18 сентября 2006 года N 665 утвержден Перечень лекарственных препаратов, в том числе, перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, согласно приложению.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным Постановлением.
В соответствии с пунктом 12.10 Положения о Министерстве здравоохранения Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 17 октября 2007 года N 790/28, Министерство организует обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Поскольку обеспечение Каунова Е.В. лекарственным средством не было произведено своевременно и в полном объеме, в связи с чем, было приобретено истцом за счет собственных средств, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости возмещения затраченных денежных средств Министерством здравоохранения Московской области.
Указанный вывод вытекает из нормативного регулирования порядка обеспечения лекарственными средствами отдельной категории граждан.
Постановлением Правительства Московской области от 29 декабря 2007 года N 1064/48 утвержден Порядок организации за счет средств бюджета Московской области лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области
Настоящим Порядком определено взаимодействие сторон, участвующих в реализации мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области и определенных Законом Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан Московской области"
Министерство здравоохранения Московской области в целях предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан утверждает: Перечень аптечных организаций, осуществляющих отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения отдельным категориям граждан, Перечень лечебно-профилактических учреждений, расположенных на территории Московской области, врачи (фельдшеры) которых имеют право на оформление рецептурных бланков на лекарственные средства и изделия медицинского назначения для обеспечения ими отдельных категорий граждан; Перечень врачей и фельдшеров лечебно-профилактических учреждений, которым разрешается оформление рецептурных бланков на лекарственные средства и изделия медицинского назначения для обеспечения ими отдельных категорий граждан; Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, и доводит его до сведения органов управления здравоохранением муниципальных образований Московской области и Порядок формирования и внесения изменений в Московский областной регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной поддержки в части лекарственного обеспечения за счет средств бюджета Московской области
Согласно пункту 2.2. Порядка организации за счет средств бюджета Московской области лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, Министерство здравоохранения Московской области осуществляет сбор и обобщение заявок муниципальных образований Московской области на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, включенные в Перечень, указанный в подпункте 2.1 настоящего пункта, и формирует сводную заявку Московской области на соответствующий период.
В соответствии с пунктом 4.1 указанного порядка фармацевтическая организация в рамках государственного контракта осуществляет доставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечные организации в соответствии со сводной заявкой Московской области, а также на основании распорядительных актов Министерства здравоохранения Московской области.
Кроме того, исходя из того, что Каунов Е.В. является федеральным льготником, судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на возмещение затраченных истцом денежных средств за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Красногорского городского суда Московской области от 02 сентября 2013 года - оставить без изменения.
Изложить второй абзац резолютивной части решения в следующей редакции: "Взыскать с Министерства здравоохранения Московской области за счет средств федерального бюджета в пользу Каунова Евгения Васильевича денежные средства в размере 203600 (двести три тысячи шестьсот) рублей".
Апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Московской области - оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.