Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.,
судей Цуркан Л.С., Мертехина М.В.,
при секретаре Родиной Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 марта 2014 года апелляционную жалобу ФГКУ "1586 Военный клинический госпиталь" на решение Одинцовского городского суда Московской области от 12 ноября 2013 года по делу по иску Глуховой Татьяны Борисовны, Мартенс Ольги Юрьевны, Котовой Татьяны Евсеевны, Егоровой Тамары Ивановны, Стеценко Елены Николаевны, Сухаревой Надежды Александровны, Сухаревой Елены Николаевны, Белик Виктора Ивановича, Федюниной Татьяны Валентиновны, Кондратьевой Ларисы Григорьевны, Коноваленко Натальи Юрьевны, Ведерниковой Татьяны Семеновны, Ходос Натальи Петровны, Беляйкиной Жанный Радэковны, Алесенко Татьяны Алексеевны, Акуловой Регины Александровны, Саблиной Елены Викторовны, Журавлевой Ольги Олеговны, Пох Маргариты Николаевны, Редуто Татьяны Николаевны, Шатиловой Татьяны Ивановны к ФГКУ "1586 Военный клинический госпиталь" о признании незаконным приказа, взыскании недополученного заработка, компенсации морального вреда, расходов,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения представителя истцов, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с иском к ФГКУ "1586 Военный клинический госпиталь" о признании незаконным и отмене приказа N 62 от 20 июня 2013 года начальника госпиталя (г. Кубинка), взыскании сумм недополученного заработка в период с 01.06.2013 года на день принятия судебного решения, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей в пользу каждого истца, взыскании расходов на представителя.
Исковые требования мотивированы тем, что они являются сотрудниками медицинского учреждения ФГКУ "1586 Военный клинический госпиталь" и госпиталя пос.Кубинка-10, территориально поликлиника, в которой они работают, находится в пос.Кубинка-8 Одинцовского района Московской области, а госпиталь в пос.Кубинка-10 Одинцовского района Московской области. Все истцы проживают в пос.Кубинка-8 и окружающих бывших закрытых военных городках - пос. Кубинка-2, Кубинка-10, Кубинка-1, пос.Новый Городок.
Как медицинские сотрудники, работающие и проживающие в сельской местности, они пользовались мерами социальной поддержки, а именно: по оплате жилищно-коммунальных услуг медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, установленных Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2011г. N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях", и доплатой 25 % должностных ставок (ставок) из средств федерального бюджета (Министерства Обороны России).
20 июня 2013 года начальником госпиталя (г.Кубинка) А.А. Нерсисяном был издан приказ N 62, предусматривающий установление должностных тарифов и окладов без учета надбавки медицинским сотрудникам, работающим и проживающим в сельской местности, в связи с чем каждый из истцов в настоящее время не дополучил заработную плату в размере 25 % должностных ставок за период с 01.06.2013 года.
Истцы полагают данный приказ незаконным и подлежащим отмене, поскольку он устанавливает пониженные оклады без учета доплат за работу в сельской местности и распространяет свое действие на прошедшее время (с 01 июня 2013 года).
Изданием данного приказа, как указывают истцы, им причинены нравственные страдания. Компенсацию морального вреда истцы оценивают в размере 10000 рублей каждый.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 12 ноября 2013 года исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с вынесенным решением, ФГКУ "1586 Военный клинический госпиталь" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит постановленное решение подлежащим отмене.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, истцы являются сотрудниками медицинского учреждения ФГКУ "1586 Военный клинический госпиталь" и госпиталя пос.Кубинка-10, территориально поликлиника, в которой они работают, находится в пос.Кубинка-8 Одинцовского района Московской области, а госпиталь в пос.Кубинка-10 Одинцовского района Московской области. Все истцы проживают в пос.Кубинка-8 и окружающих бывших закрытых военных городках - пос. Кубинка-2, Кубинка-10, Кубинка-1, пос.Новый Городок.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как усматривается из материалов дел, в указанно учреждении оплата труда производится в соответствии с требованиями Приказа Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных силах РФ Постановления Правительства РФ от 05 августа 2008 года N 583 (вместе с "Положением о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристско-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил Российской Федерации", "Порядком формирования и использования годового фонда оплаты гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины ... ".
Начисление и оплата труда медицинских работников госпиталя Кубинка осуществлялась как работникам сельской местности, согласно приложению к Приказу от 10.11.2008 года N 555 Таблица 15 (Б. Медицинские и фармацевтические работники военно-медицинских учреждений (подразделений)), которым предусмотрены должностные оклады в городе и сельской местности.
20 июня 2013 года начальником госпиталя (г.Кубинка) А.А. Нерсисяном был издан приказ N 62, предусматривающий установление должностных тарифов и окладов без учета надбавки медицинским сотрудникам, работающим и проживающим в сельской местности с 01.06.2013 года.
Разрешая спор и постановляя решение об удовлетворении требований об отмене приказа и взыскании недополученного заработка, суд первой инстанции исходил из того, что в судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что пос.Кубинка-10 и пос.Кубинка-8 Одинцовского района Московской области расположены в сельской местности, соответственно должностной оклад истцов должен исчисляться применительно к сельской местности.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Постановлением Правительства РФ от 05 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплат труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетке по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" введены с 01.12.2008 года новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.
Приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных силах РФ Постановления Правительства РФ от 05 августа 2008 года N 583 утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему Приказу), Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 2 к настоящему Приказу), Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 3 к настоящему Приказу), где согласно Таблице 15 (Б. Медицинские и фармацевтические работники военно-медицинских учреждений (подразделений)) предусмотрены должностные оклады в городе и сельской местности.
Постановлением Губернатора Московской области от 09.08.2004 года N 166-ПГ "О преобразовании рабочего поселка Кубинка Одинцовского района Московской области в город Кубинка Одинцовского района Московской области" рабочий поселок Кубинка Одинцовского района Московской области преобразован в город районного подчинения - город Кубинка Одинцовского района Московской области.
В соответствии со ст. 4 Закона Московской области от 31.01.2013 N 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области", принятым Постановлением Мособлдумы от 17.01.2013 N 3/40-П) (вместе с "Перечнем административно-территориальных единиц Московской области") населенные пункты, находящиеся на территории Московской области, подразделяются на следующие типы: городские населенные пункты и сельские населенные пункты.
К городским населенным пунктам относятся город областного подчинения, город районного подчинения, поселок городского типа (рабочий поселок или дачный поселок).
К сельским населенным пунктам относятся село, поселок, деревня, хутор, слободка, местечко.
Статьей 1 Закона Московской области от 28.02.2005 N 64/2005-ОЗ "О статусе и границах Одинцовского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" предусмотрены все муниципальные образования, входящие в состав Одинцовского муниципального района, при этом, они определены как городские поселения и сельские поселения.
Иных населенных пунктов настоящий закон не устанавливает.
Указанный перечень, содержащийся в указанной статье, является исчерпывающим, а одним из городских поселений является Кубинка.
В соответствии со ст. 8 Устава городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета Депутатов городского поселения Кубинка от 05.12.2005 N 2/3 в границе городского поселения Кубинка наряду с перечисленными находит город Кубинка, между тем, поселки Кубинка-1, Кубинка-2, Кубинка-8, Кубинка -10
В соответствии со ст. 13 3акона Московской области от 31.01.2013 N 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области", принятого Постановлением Мособлдумы от 17.01.2013 N 3/40-П) (вместе с "Перечнем административно-территориальных единиц Московской области" установление, изменение типа или категории поселка городского типа (рабочий или дачный), сельского населенного пункта (село, поселок, деревня, хутор, слободка, местечко) производится постановлением Губернатора Московской области.
Однако, доказательств, подтверждающих отнесения указанных населенных пунктов к категории сельского населенного пункта соответствующим Постановлением, суду представлено не было.
Согласно представленным в материалы дела ответам Администрации городского поселения Кубинка Одинцовского района Московской области статус указанных населенных пунктов не определен.
Согласно ответу из прокуратуры г. Одинцово населенные пункты, бывшие военные городки Кубинка-1, Кубинка-2, Кубинка-8, кубинка-10 сельскими населенными пунктами не являются.
Кроме того, не представлено доказательств, что указанные населенные отвечают требованиям сельских населенных пунктов в соответствии со ст. 3 Закона МО "Об административно-территориальном устройстве Московской области".
Таким образом, поскольку законодатель связывает выплату повышенных окладов с работой в сельской местности, судебная коллегия, исходя из установленных обстоятельств, приходит к выводу об отсутствии оснований для выплаты истцам заработной платы, исходя из должностных окладов для работников сельской местности.
Кроме того, судебная коллегия находит необоснованной ссылку суда первой инстанции на Постановление Правительства от 17.10.2001 года N 839 "О мерах по социальной поддержке в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" как предусматривающего, по мнению суда, доплату в размере 25% должностных ставок из средств федерального бюджета Министерства обороны и соответствующий расчет заработной платы истцов, поскольку указанное Постановление устанавливает с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г. медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей. Размеры выплат за ранние периоды также установлены в фиксированных размерах.
Порядок установления окладов указанным работникам данное Постановление не регулирует.
Довод истцов о незаконности издания приказа от 20.06.2013 года на прошлое время с 01.06.2013 года судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку начисление заработной платы за июнь месяц охватывается данным периодом.
Поскольку права истцов действиями ответчика не нарушены, то отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда, в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ.
В соответствии со ст. ст. 98, 100 ГПК РФ не подлежат взысканию с ответчика в пользу истцов судебные расходы, выразившиеся в оплате услуг представителя.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 12 ноября 2013 года - отменить, постановить новое решение.
В удовлетворении исковых требований Глуховой Татьяны Борисовны, Мартенс Ольги Юрьевны, Котовой Татьяны Евсеевны, Егоровой Тамары Ивановны, Стеценко Елены Николаевны, Сухаревой Надежды Александровны, Сухаревой Елены Николаевны, Белик Виктора Ивановича, Федюниной Татьяны Валентиновны, Кондратьевой Ларисы Григорьевны, Коноваленко Натальи Юрьевны, Ведерниковой Татьяны Семеновны, Ходос Натальи Петровны, Беляйкиной Жанный Радэковны, Алесенко Татьяны Алексеевны, Акуловой Регины Александровны, Саблиной Елены Викторовны, Журавлевой Ольги Олеговны, Пох Маргариты Николаевны, Редуто Татьяны Николаевны, Шатиловой Татьяны Ивановны к ФГКУ "1586 Военный клинический госпиталь" о признании незаконным приказа начальника госпиталя N 62 от 20 июня 2013 года, взыскании недополученного заработка в размере 25% должностного оклада за период с 01.06.2013 года по 12.11.2013 года, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей, расходов на оплату услуг представителя - отказать,
апелляционную жалобу ФГКУ "1586 Военный клинический госпиталь" - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.