Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гарновой Л.П.,
и судей Гордиенко Е.С., Савоскиной И.И.,
при секретаре Сафонове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании "26" марта 2014 года апелляционную жалобу (ответчика) Правительства Московской области
на решение Воскресенского городского суда Московской области от 12 декабря 2013 года,
по гражданскому делу по исковому заявлению Воскресенского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, российской Федерации к Правительству Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области, Главному управлению ветеринарии Московской области о признании скотомогильника государственной собственностью Московской области, обязании обустроить скотомогильник в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями,
заслушав доклад судьи Гордиенко Е.С.,
объяснения Федорович А. В. - представитель главного управления ветеринарии МО, Загородновой Н. Ф. - представитель главного управления ветеринарии МО, Духленковой Д. С. - представитель администрации м.о. г.п. Белоозерский Воскресенского м.р. МО, адвоката Рубан Е. Н. - представитель Правительства МО по доверенности, адвоката Кругловой М. С. - представитель Министерства имущественных отношений МО по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Воскресенский городской прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил признать скотомогильник, расположенный на территории муниципального образования "Городское поселение Белоозёрский" Воскресенского муниципального района Московской области, в 500 метрах от п. Красный Холм и 600 метрах от бывшей молочно-товарной фермы "Фаустово", государственной собственностью Московской области и обязать Правительство Московской области обустроить скотомогильник, расположенный на территории муниципального образования "Городское поселение Белоозёрский" Воскресенского муниципального района Московской области, в 500 метрах от п. Красный Холм и 600 метрах от бывшей молочно-товарной фермы Фаустово", в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Воскресенской городской прокуратурой проведена проверка состояния мест захоронения биологических отходов, зараженных вирусом сибирской язвы, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования Городское поселение Белоозерский", в 500 метрах от п. Красный Холм и 600 метрах от бывшей молочно-товарной фермы "Фаустово" расположен скотомогильник.
Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник (термическую яму) N 3 сибиреязвенные захоронения животных в скотомогильнике были совершены в 1941-1960 гг., площадь скотомогильника оставляет 18000 кв.м. В 250 метрах от скотомогильника расположен завод детского питания "Фаустово", в 100 метрах от скотомогильника - сарайные строения, в 150 метрах - механические мастерские. На территории скотомогильника физическими лицами под огородничество освоено два Земельных участка. Территория сибиреязвенного скотомогильника частично сдвоена гражданами, на территорию скотомогильника имеется свободный доступ, так как он не огорожен глухим забором и не обвалован, содержится бесхозяйно, в реестрах муниципальной собственности, имущества Московской области, а также федеральной собственности не состоит, фактически никто не следит за техническим состоянием скотомогильника, меры по обеспечению его безопасного содержания никем не принимаются, что создает угрозу возникновения и распространения заболеваний различной этиологии, и эпидемиологическому благополучию населения.
Определениями суда от 11 июля 2013 года, 07 августа 2013 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Главное управление Ветеринарии по Московской области.
Решением Воскресенского городского суда Московской области от 12 декабря 2013 года исковые требования Воскресенского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Правительству Московской области о признании скотомогильника государственной собственностью Московской области, обязании обустроить скотомогильник в соответствии с Ветеринарно-санитарными требованиями удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Правительство Московской области подало апелляционную жалобу, просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судом установлено, что в ходе проведенной Воскресенской городской прокуратурой проверки мест захоронения биологических отходов, зараженных вирусом сибирской язвы, установлено, что на территории муниципального образования городское поселение "Белоозерский", в 500 метрах от п. Красный Холм и 600 м от бывшей молочно-товарой фермы "Фаустово" расположен скотомогильник, не обустроенный в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04 декабря 1995 года N 13-7-2/469, что подтверждается как ведомственной перепиской, так и актами обследования скотомогильников (лд 14-42,45-52, 57-59, 181-182, 191-192, 195-199).
Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник (термическую яму) N 3 сибиреязвенные захоронения животных в скотомогильнике были совершены в 1941-1960 гг., площадь скотомогильника являет 18000 кв.м. В 250 метрах от скотомогильника расположен завод детского питания "Фаустово", в 100 метрах от скотомогильника - сарайные строения, в 150 метрах - механические мастерские (лд 43, 44).
На территории скотомогильника физическими лицами под огородничество было освоено два земельных участка (лд 53).
Договор аренды земельного участка N 1376, заключенный 09.11.2009 года между администрацией Воскресенского муниципального района Московской области и Шиловой Т.К., согласно которому последней сроком на 10 лет для огородничества выделен земельный участок площадью 800 кв.м., в границах городского поселения Белоозерский, находящийся по адресу: Московская область, Воскресенский район, п. Белоозерский, ул. Пионерская, у бойни, расторгнут дополнительным соглашением от 27.09.2013 года, документы сданы на государственную регистрацию (лд 136, 237-238).
Согласно справке первого заместителя главы администрации городского поселения Белоозерский Решетова П.А. от 14.05.2013 г. N 938 гр-не Чоцимович Ю.А. и Арцимович В.П. пользуются земельным участком в зоне скотомогильника без оформления аренды (самозахват), им неоднократно направлялись предписания об освобождении земельного участка в связи с нахождением его в зоне скотомогильника (лд 135).
Согласно ответа территориального отдела по Воскресенскому району управления Роснедвижимости по Московской области от 19.04.2007 г. в ответ на обращение начальника Государственного учреждения ветеринарии
Московской области "Воскресенская районная станция по борьбе с болезнями животных", отдел не располагает информацией о принадлежности язвенного скотомогильника (лд 170-171).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и к с ним сведения о регистрации прав Воскресенского муниципального Российской Федерации на скотомогильник, расположенный в 500 м от п. Красный Холм и 600 м от бывшей молочно-товарной фермы "Фаустово" Воскресенского района Московской области отсутствуют, что также подтверждается и выкипировкой из генерального плана поселения Белоозёрский, генеральным планом городского поселения Белоозёрский, картографическими материалами к нему (лд 183-184, 200-206).
Таким образом, из установленных по делу обстоятельств следует, что данный скотомогильник на учете как объект недвижимого имущества не стоит.
Денежные средства на приведение в надлежащее состояние сибирско-язвенных скотомогильников, расположенных на территории Воскресенского муниципального района, не выделялись (лд 180).
Согласно ст. 1 Закона Московской области от 02.11.2005 N 230/2005-03 "О Правительстве Московской облает т" Правительство Московской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным общей компетенцией.
В соответствии с пунктом 13 статьи 7 Закона Московской области N 230/2005-03 Правительство Московской области в пределах компетенции государственной исполнительной власти Московской области: осматривает вопросы создания, приобретения, использования и отчуждения: собственности Московской области.
В силу статьи 13 вышеназванного Закона, Правительство Московской области принимает решения о разработке и утверждает долгосрочные -целевые программы Московской области в области охраны окружающей среды Московской области, охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; осуществляет в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, природопользования и землепользования, иные полномочия, установленные федеральными законами, законами Московской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными Конституцией Российской Федерации; организует осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; организует осуществление регионального государственного эпидемиологического надзора (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха; регионального государственного надзора в области использования и охраны природных объектов; регионального государственного надзора в области обращения с отходами) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Судом установлено, что имеющееся на территории городского поселения Белоозёрский место захоронения биологических отходов на балансе администрации муниципального образования не состоит.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильника, как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на Правительство Московской области.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающие угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах решение суда законно и обоснованно, нарушений норм процессуального и материального права при рассмотрении дела апелляционной коллегией не установлено, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воскресенского городского суда Московской области от 12 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.