Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Низвинском А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 марта 2014 года апелляционную жалобу Ючинского В.Н. на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 17 декабря 2013 года по делу по заявлению Ючинского Виктора Николаевича об обжаловании действий (бездействия) руководителя Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области Савостина В.Н.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения Ючинского В.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Ючинский В.Н. обратился в суд с жалобой на действия (бездействие) руководителя Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области Савостина В.Н., просил суд обязать заинтересованное лицо восстановить допущенное нарушение права и поставить его на очередь граждан, уволенных с военной службы, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в исходное до исключения из списков состояние.
В обоснование заявленных требований указал, что постановлением Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 08.06.2004 N 1223 он с составом семьи 5 человек (он сам, супруга, 3 детей) был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. С этого момента его жилищные условия не изменились. Тем не менее, в октябре 2013 года он узнал, что постановлением администрации от 07.02.2011 N 185 он снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В ответ на обращение в ноябре 2013 года в КУИ Администрации Наро-Фоминского муниципального района с просьбой о восстановлении в очереди был получен отказ от 21.11.2013 со ссылкой, что ранее он уже реализовал свое право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета. По мнению заявителя, действия заинтересованного лица являются неправомерными, поскольку он не обеспечен жилым помещением по норме предоставления, предусмотренной ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а именно: 18 кв.м на человека, так как в его квартире общей площадью 57,1 кв.м проживают 5 человек.
В судебном заседании представитель Ючинского В.Н. поддержал заявленные требования, пояснил, что оспаривает действия конкретно руководителя Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области Савостина В.Н. по снятию заявителя с очереди и по непостановке в очередь нуждающихся в жилых помещениях.
Представитель заинтересованного лица требования заявителя не признал, указав, что неправомерных действий (бездействия) по отношению к заявителю допущено не было.
Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 17 декабря 2013 года требования Ючинского В.Н. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Ючинский В.Н. просит об отмене данного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия установила следующее.
Из материалов дела усматривается, что заявитель является бывшим военнослужащим, приказом командира в/ч "данные изъяты" от 12.10.1998 был исключен со 2.11.1998 из списков личного состава части в связи с увольнением из рядов ВС РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями; выслуга лет на момент увольнения составляла 16 календарных лет, в льготном исчислении - 22 года 7 месяцев (л.д. 66).
30.06.1999 как лицу, стоящему на учете нуждающихся в жилых помещениях, Ючинскому В.Н. Министерством обороны РФ был выдан государственный жилищный сертификат Серия В N "данные изъяты" , который заявителем был реализован, - приобретена трехкомнатная квартира по адресу: Московская область, "данные изъяты" .
В 2004 году Ючинский В.Н. обратился в Администрацию Наро-Фоминского муниципального района с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 5 человек (он сам, супруга и трое детей, последний - 2003 года рождения). Постановлением Главы Наро-Фоминского района от 08.06.2004 N 1223 Ючинский В.Н. с составом семьи 5 человек был поставлен на очередь офицеров запаса (л.д. 39).
Постановлением Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 07.02.2011 N 185 Ючинский В.Н. был снят с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с получением и реализацией государственного жилищного сертификата (л.д. 42).
На обращение заявителя с просьбой поставить на очередь (по существу - восстановить в очереди) КУИ Администрации Наро-Фоминского района МО ответил отказом, поскольку отсутствуют основания для обеспечения заявителя жилым помещением за счет средств федерального бюджета в рамках Закона "О статусе военнослужащих".
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
При этом в силу п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Как было указано выше, Ючинский В.Н. как бывший военнослужащий воспользовался правом, гарантированным ему п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, получив в 1999 году от Министерства обороны РФ жилищный сертификат и реализовав его.
В этой связи оснований для постановки Ючинского В.Н. на учет нуждающихся в жилом помещении как офицера запаса не имелось, соответственно, имели место неправомерные действия органа, осуществлявшего принятие на учет.
Одновременно судебная коллегия отмечает, что в момент постановки Ючинского В.Н. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении отсутствовали и основания, предусмотренные п. 14 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденных Постановлением Правительства Московской области от 05.02.2004 N 51/46, для признания заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, снятие заявителя и членов его семьи с жилищного учета и отказ восстановить в ранее занимаемой очереди не противоречит требованиям действующего законодательства.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отклонил заявленные Ючинским В.Н. требования.
Доводы апелляционной жалобы Ючинского В.Н. не опровергают правомерность постановленного по делу решения, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов суда, который установил по делу юридически значимые обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 17 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ючинского В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.