судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе
председательствующего Ракуновой Л.И.,
судей Бекловой Ж.В., Гулиной Е.М.
при секретаре Потаниной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Фролова А.Д., ГУ-ГУ ПФР N 16 по г.Москве и Московской области
на решение от 23 июля 2013 года и дополнительное решение от 24 декабря 2013 года Пушкинского городского суда Московской области
по делу по иску Фролова Андрея Дмитриевича к ГУ УПФ РФ N 16 по г.Москве и Московской области о признании права на пенсию за выслугу лет, назначении пенсии за выслугу лет и доли страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Ракуновой Л.И.
объяснения истца, представителя истца,
УСТАНОВИЛА:
Фролов А.Д. обратился в суд с иском к ГУ- УПФ РФ N 16 по г.Москве и Московской области о признании права на за выслугу лет, назначении пенсии за выслугу лет и доли страховой пенсии по старости за исключением фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости бессрочно.
Требования мотивировал тем, что 30.10.2012 года обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет на основании п.п. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001 г., однако решением комиссии N06/07 ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа.
Ответчик незаконно отказал во включение в льготный стаж периода обучения в 1-ом Московском городском аэроклубе ДОСААФ с 22.02.1989г. по 02.04.1990г.; стаж военной службы в качестве пилота вертолета МИ-24 засчитан в специальный стаж в календарном, а не в льготном исчислении. С 28.07.1990 года по 10.09.1997 года истец проходил службу в Вооруженных силах СССР: курсантом Сызранского Высшего Военного Авиационного Училища Летчиков с 28.07.1990г. по 16.12.1994г., с 16.12.1994г. по 10.09.1997г. летчиком - оператором вертолета МИ-24 336 отдельного вертолетного полка армии; период работы с 07.08.1998 по 06.04.1999г.- в должности члена экипажа воздушного судна ОАО "АК "Трансаэро".
Указал, что при включении этих периодов работы, его специальный стаж составит 13 лет 07 месяцев 10 дней, что дает ему право на пенсию за выслугу лет и доли страховой части пенсии с даты обращения.
В судебном заседании Фролов А.Д. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ N 16 по г. Москве и Московской области иск не признала по основаниям, изложенных в письменных возражениях.
Решением Пушкинского городского суда исковые требования Фролова А.Д. удовлетворены частично
Дополнительным решением от 24 декабря 2013 года была уточнена резолютивная часть решения суда.
Не согласившись с решением и дополнительным решением, в апелляционной жалобе ответчик просит судебные постановления отменить как незаконные.
С решением суда не согласился Фролов А.Д., в своей апелляционной жалобе просит решение отменить, обязать ответчика включить в стаж периоды его работы в ДОСААФ с 22.02.1989г. по 02.04.1990г. и с 02.04.1998г. по 31.07.1998г. в ОАО "АК "Трансаэро" в должности бортпроводника, назначить пенсию за выслугу лет и долю страховой пенсии по старости за исключением фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости бессрочно с 30.10.2012 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения истца, его представителя, судебная коллегия находит решение и дополнительное решение подлежащими отмене в части обязания ответчика включить в специальный стаж Фролова А.Д. период обучения с 28.07.1990г. по 15.12.1994г. в качестве курсанта в Сызранском Высшем военном авиационном училище и период службы с 16.12.1994г. по 10.09.1997г. в должности летчика-оператора вертолета МИ-24336 отдельного вертолетного полка армии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за два месяца как постановленные с нарушением норм материального права. В остальной части решение постановлено в соответствии с законом и оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб сторон не имеется.
В соответствии с п.п.13 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации
Постановлением Совета Министров РСФСР от 4.09.1991 г. N 459 утверждены Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением.
Разрешая спор и постановляя решение об отказе в иске о зачете в специальный стаж истца периода обучения в 1-ом Московском городском аэроклубе ДОСААФ, суд обоснованно исходил из указанного выше Постановления, а также того, что трудовая деятельность истцом в указанный период не осуществлялась.
Разрешая спор и постановляя решение об обязании ответчика зачесть в льготном исчислении период службы истца в Вооруженных силах СССР с 28.07.1990 г. по 15.12.1994 г. в должности курсанта Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков и с 16.12.1994 г. по 10.09.1997г. - в должности летчика-оператора, который ответчиком зачтен в календарном исчислении, суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению по спорным правоотношениям.
На основании п.2 ст. 7.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и п. 2 ст. 27.1 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года N 883 "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава" для граждан из числа работников летно-испытательного состава установлен льготный порядок исчисления стажа, дающего право на трудовую пенсию по старости и пенсию за выслугу лет, в зависимости от занимаемой должности и проведения летных испытаний или налета часов.
При этом для граждан из числа работников летно-испытательного состава, пенсионное обеспечение которых до 1 января 2010 года осуществлялось в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием, законодатель предусмотрел право на сохранение ранее назначенных пенсий и возможность их получения в более высоком размере (п. 6 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").
Такое правовое регулирование направлено на существенное повышение уровня пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава и не может рассматриваться как затрагивающее конституционные права лиц, обратившихся за назначением трудовой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет как гражданам из числа работников летно-испытательного состава после введения его в действие.
При применении п. 5 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, согласно которому в выслугу лет работникам летно-испытательного состава засчитывается время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летного состава гражданской авиации в порядке, установленном для назначения пенсий соответственно военнослужащим и летному составу гражданской авиации, суду следовало учесть, что исходя из правил, предусмотренных пунктами 3 и 4 Положения, указанное время подлежит зачету не в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, а в иной стаж, который включается в выслугу лет сверх 25 (20) лет летно-испытательной работы и влияет на размер назначаемой пенсии.
При таких обстоятельствах указанный стаж подлежит включению только в календарном исчислении.
Решение суда в указанной части подлежит отмене.
Постановляя по делу в указанной части новое решение, судебная коллегия в иске Фролову А.Д. отказывает.
В период с 07.08.1998 г.по 06.04.1999 г. Фролов А.Д. работал в ОАО АК "Трансаэро" в должности члена экипажа пассажирской кабины службы ЭПК (л.д. 9-18).
Соглашаясь с выводами суда в части зачета указанного периода в специальный стаж истца, судебная коллегия исходит из следующего.
Как установлено подп. "з" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459. Согласно п.1 данного Списка к должностям работников летного состава отнесены члены экипажей воздушных судов.
Таким образом, пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, в какой должности они работают, тем самым устанавливая самостоятельное правовое регулирование в области пенсионного обеспечения. Поэтому право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые в соответствии с другими федеральными законами или ведомственными нормативными правовыми актами отнесены к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации.
В силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2 ст. 56 ВК РФ).
Из данных нормативных актов следует, что работники кабинного экипажа и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна.
Отказывая истцу в иске о зачете в указанный стаж периода с 02.04.1998 г. по 31.07.1998 г. работы истца в ОАО "АК "Трансаэро" по договору подряда, суд правильно исходил из того, что для целей пенсионного обеспечения под понятие страхового и летного стажа законодателем определен только такой вид деятельности как трудовая деятельность. Порядок осуществления трудовой деятельности урегулирован Трудовым кодексом РФ, законами и нормативными актами, содержащими нормы трудового законодательства. Из материалов дела усматривается, что в указанный период истец в трудовых отношениях с ОАО "АК "Трансаэро" не состоял.
Доводы апелляционной жалобы истца основаны на неправильном толковании законов, регулирующих спорные правоотношения и не могут служить основанием для отмены законного решения в обжалованной части.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение от 23 июля 2013 года, дополнительное решение от 24 декабря 2013 года Пушкинского городского суда Московской области в части обязания ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ N 16 по г.Москве и Московской области включить в специальный стаж Фролова Андрея Дмитриевича период обучения с 28.07.1990г. по 15.12.1994г. в качестве курсанта в Сызранском Высшем военном авиационном училище и период службы с 16.12.1994г. по 10.09.1997г. в должности летчика-оператора вертолета МИ-24336 отдельного вертолетного полка армии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за два месяца отменить.
В отменной части постановить новое решение.
В иске Фролову Андрею Дмитриевичу к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ N 16 по г.Москве и Московской области об обязании включить в специальный стаж период обучения с 28.07.1990г. по 15.12.1994г. в качестве курсанта в Сызранском Высшем военном авиационном училище, период службы с 16.12.1994г. по 10.09.1997г. в должности летчика-оператора вертолета МИ-24336 отдельного вертолетного полка армии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за два месяца отказать.
Апелляционную жалобу Фролова А.Д. оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу ГУ - Управление пенсионного фонда РФ N 16 по г.Москве и Московской области удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.