Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 24 марта 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хапаевой С.Б.,
судей Мадатовой Н.А., Шевчук Т.В.,
при секретаре Янковской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 24 марта 2014 года апелляционную жалобу Кулебы Александра Владимировича на заочное решение Чеховского городского суда Московской области от 13 декабря 2013 года по гражданскому делу по иску Кулеба Александра Владимировича к Министру обороны Российской Федерации о признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и обязании Министра обороны восстановить в очереди нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма,
заслушав доклад судьи Мадатовой Н.А.,
объяснения Кулебы А.В.,
УСТАНОВИЛА:
Истец Кулеба А.В. обратился в суд с уточненными исковыми требованиями к ответчику, просил признать его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма; обязать Министерство обороны РФ восстановить его в очереди нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Свои требования мотивировал тем, что в 2010 году он был уволен из Вооруженных сил РФ, в связи с достижением предельного возраста нахождения на военной службе. В календарном исчислении его выслуга лет составляет 27 лет 6 месяцев. С 2008 года он проживает в служебном жилом помещении в закрытом военном городке, то есть при увольнении военнослужащего, имеющего выслугу 20 лет и более, Министерство обороны РФ, по мнению истца обязано было выполнить в отношении него все установленные Законом обязательства, в том числе и по обеспечению его жилым помещением.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал, по доводам указанным в исковом заявлении.
Ответчик в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, уважительности причин своей не явки суду не представил, однако направил в адрес суда возражение на исковое заявление.
Решением Чеховского городского суда Московской области от 13 декабря 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить.
Выслушав объяснения явившегося, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно абз.5 п.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей.
Право на предоставление жилых помещений по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства имеют военнослужащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилого помещения в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В силу п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом, обязательным условием для предоставления жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, является принятие их до 1 января 2005 года органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
П. 7 указанных Правил предусматривает, что основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:
а) отсутствие жилой площади;
б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;
г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;
д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;
з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;
и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
При этом в соответствии с п. 9 Правил военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, может возникнуть ситуация, когда военнослужащий, не смотря на предоставление ему жилого помещения по избранному месту жительства вправе претендовать на получение жилья по месту военной службы до увольнения, если оно не было ему представлено ранее, либо осуществлять поднаем жилья по месту прохождения военной службы.
Судебная коллегия полагает, что разрешая заявленные требования
о восстановлении в очереди нуждающихся для предоставления жилого помещения по договору социального найма, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждено прохождение Кулебой А.В, военной службы в Вооруженных Силах с 05.08.1982 года по 05.02.2010 года (л.д.8).
В 2004 году Кулебе А.В. на семью из 4-х человек была предоставлена по договору социального найма квартира общей площадью 62,2 кв.м., расположенная по адресу: "данные изъяты" .
13.03.2008 года между истцом и Администрацией Чеховского муниципального района был заключен договор социального найма о предоставлении ему и членам его семьи в бессрочное владение и пользование отдельной квартиры, расположенной по адресу: "данные изъяты" . (л.д.39).
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения.
Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Из анализа положений ст. 15 и ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет право требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Согласно свидетельству о расторжении брака, брак между истцом Кулеба А.В. и Кулеба С.В. был расторгнут, о чем 02.09.2008 года составлена соответствующая актовая запись N 399 (л.д. 40).
В связи с чем, 12.11.2008 года между истцом и войсковой частью 21045 был заключен типовой договор найма служебного жилого помещения о предоставлении ему во владение и пользование для временного проживания, специализированного жилого помещения, находящегося в государственной собственности в виде отдельной квартиры, расположенной по адресу: "данные изъяты" (л.д.10-11).
Из разъяснений Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны РФ от 05 января 2001 года N 147/3/3/26/4 следует, что военнослужащие, обеспеченные жилыми помещениями и впоследствии расторгнувшие брак, могут получить другое жилое помещение, в том числе по месту прохождения военной службы, только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Истец Кулеба А.В. представил в суд апелляционной инстанции копию Протокола N 18 заседания жилищной комиссии военной прокуратуры Чеховского гарнизона от января 2009 года о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в список очередников на получение жилых помещений (улучшении жилищных условий) - по дате подачи рапортов и заявлений. Однако ни копии рапорта, ни копии заявления - не представил, в связи с чем выяснить с какого времени он был поставлен на очередь, не представляется возможным.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из материалов дела следует, что получив квартиру по договору социального найма, 16 июля 2008 года Кулеба А.В. расторг брак, о чем 02.09.2008 года составлена соответствующая актовая запись N 399, то есть ухудшил свои жилищные условия.
Следовательно, с заявлением о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения Кулеба А.В. мог обратиться не ранее сентября 2013 года.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" жилищные комиссии в войсковых частях упразднены.
После вступления в силу приказов Министра обороны РФ от 2010 года N 1280 и N 1455 указанные функции осуществляют Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и его региональные управления.
Из ответа заместителя начальника 1-ого отдела "ФГКУ ЗРУЖО" Министерства обороны РФ, усматривается, что согласно персональной карточке учета военнослужащего, нуждающегося в жилье, базы данных "Учет" по ФГ КЭУ КЭЧ района Министерства обороны РФ Кулеба Александр Владимирович, личный номер Р-599877, с составом семьи в количестве 1 человека был поставлен на учет 11.01.2004 года и снят с учета 12.08.2009 года в связи с получением служебного жилья (л.д.38).
Действительно, военнослужащие, обеспечиваемые на весь период службы жилыми помещениями при получении служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, утрачивают основания для оставления их на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы и в соответствии с п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 и действовавшей до 9 ноября 2010 года, указанные военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, которым суд дал надлежащую оценку, с этой оценкой судебная коллегия согласна.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, что не является основанием к отмене решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чеховского городского суда Московской области от 13 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кулебы Александра Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.