Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03 сентября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
и судей Диденко И.А. Диянова С.П.
по докладу судьи Диянова С.П.
с участием прокурора Шаповаловой О.Ю.
при секретаре Подгорновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства материалы дела по иску прокурора Центрального административного округа г. Краснодара в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО "Стар Бет" о запрете проведения азартных игр, признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности с апелляционной жалобой представителя ООО "Стар Бет" по доверенности - Брижиневой Дарьи Леонидовны на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 20 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Диянова С.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального административного округа г. Краснодара обратился в суд с иском к ООО "Стар Бет" (филиалу ООО "Стар Бет" в г. Краснодаре) о запрете проведения азартных игр, признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в котором просил признать организацию и проведение ООО "Стар Бет" Всероссийской негосударственной тиражной лотереи "Бинго-Бум" по " адрес обезличен " формой азартной игры и запретить ООО "Стар Бет" проведение Всероссийской негосударственной тиражной лотереи "Бинго-Бум" по указанному адресу. А также признать незаконным бездействие ООО "Стар Бет", выразившиеся в непринятии мер по устранению требований пожарной безопасности в помещении по " адрес обезличен " при осуществлении своей деятельности и обязать устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Центрального административного округа г. Краснодара была проведена проверка деятельности букмекерской конторы, являющейся обособленным подразделением ООО "Стар Бет", расположенной по адресу: " адрес обезличен " . В результате проверки было установлено, что по указанному выше адресу ООО "Стар Бет" осуществляется организация и проведение игры с наименованием Всероссийская негосударственная тиражная лотерея "Бинго-Бум" в нарушение ст. ст. 2, 3, 12.1, 17, 18 Федерального закона Российской Федерации от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях", ст. ст. 5, 7 Федерального закона Российской Федерации от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", а также Условий проведения "Всероссийской негосударственной тиражной лотереи "Бинго-Бум". Кроме того, при проведении вышеуказанной проверки были выявлены недопустимые нарушения требований норм и правил пожарной безопасности, которые несут угрозу жизни и здоровью людей.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 20 июня 2013 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд постановил: запретить ООО "Стар Бет" организацию и проведение азартных игр под видом Всероссийской негосударственной тиражной лотереи "Бинго-Бум" в " адрес обезличен " ; признать незаконным бездействие ООО "Стар Бет", выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности в занимаемых им помещениях по " адрес обезличен " и обязать ООО "Стар Бет" устранить выявленные нарушения.
В апелляционной жалобе и дополнениях к жалобе представитель ООО "Стар Бет" по доверенности - Брижинева Д.Л. просит решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 20 июня 2013 года отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, нарушение норм материального и процессуального права.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не представлено.
В суде апелляционной инстанции прокурор Шаповалова О.Ю. в заключении возражала относительно доводов апелляционной жалобы. Полагала решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 20 июня 2013 года законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Просила обжалуемое решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в Краснодарский краевой суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались судом первой инстанции надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности таких причин не представили и об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы настоящего гражданского дела в пределах этих доводов, заслушав заключение прокурора Шаповаловой О.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда находит решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 20 июня 2013 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Судом при рассмотрении и разрешении вышеуказанного вопроса не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, которые бы повлияли на исход дела.
Так, удовлетворяя заявленные требования, суд, прежде всего, исходил из того, что юридическим лицом - ООО "Стар Бет" были нарушены требования Федерального закона Российской Федерации от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях", а также арендуемое указанным юридическим лицом помещение эксплуатируется с нарушением требований пожарной безопасности.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства и соответствуют материалам настоящего гражданского дела.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях", лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором, где одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" розыгрыш призового фонда лотереи проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования и основан на принципе случайного определения выигрышей, в результате чего определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши.
В соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях", лотерейное оборудование - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
При этом используемое при проведении лотереи оборудование должно соответствовать требованиям по контролю отсутствия незаявленных возможностей в нем, являться продукцией, зарегистрированной в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивающей надлежащую защиту розыгрыша призов лотереи и иной информации, полученной в ходе проведения розыгрыша призов лотереи, защиту информации от подделки, а также от несанкционированных действий по ее модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа и не содержащей скрытых алгоритмов.
Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
Согласно п. 3.2 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" организатор азартных игр в букмекерской конторе обязан использовать специальное оборудование, установленное в процессинговом центре букмекерской конторы, позволяющее обеспечить единый учет, обработку ставок, фиксирование результатов азартных игр и расчет сумм выигрышей, подлежащих выплате.
При этом деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена, что предусмотрено ч. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из содержания п. 28 ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" следует, что средства связи - это технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
По смыслу положений Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона Российской Федерации от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях", главными отличиями лотерейных и игровых автоматов являются их предназначение и фактическое использование.
Как установлено судом и следует из материалов настоящего гражданского дела, 14 марта 2012 года ООО "Стар Бет" Федеральной налоговой службой выдана лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах за " номер обезличен " (л.д. 133-141).
Согласно приложению к данной лицензии в перечне мест осуществления лицензируемого вида деятельности под " номер обезличен " значится адрес: " адрес обезличен " (л.д. 137).
18 января 2013 года помощником прокурора Центрального административного округа г. Краснодара совместно с ОП ЦО УМВД РФ по г. Краснодару, ОНД ЦВО по г. Краснодару, ИФНС N 2 по г. Краснодару была проведена проверка деятельности обособленного подразделения ООО "Стар Бет", находящегося по указанному выше адресу.
В результате указанной проверки было установлено, что при отсутствии какого-либо договора между ООО "Стар Бет" и ООО "Бинго-Бум", осуществляющего деятельность по организации и проведению игры на основании разрешения от 08июня 2011 года " номер обезличен " , выданного ФНС России, в помещении букмекерской конторы по указанному адресу с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и средств связи, в режиме реального времени транслируется лотерея "Бинго-Бум", распространяются билеты, аналогичные билетам лотереи "Бинго-Бум". Над входом в помещение имеется вывеска "Бинго-Бум". Также поименовано игровое оборудование.
При проведении Всероссийской Негосударственной лотереи "Бинго-Бум" ООО "Стар Бет" помимо программно-аппаратного комплекса "Бинго-Бум" используется другое оборудование: жидкокристаллический телевизор, ресивер, модем, мониторы, к каждому из которых подключены тонкие клиент-серверы и телевизионные модуляторы, не являющиеся лотерейным оборудованием, но обеспечивающие проведение игры. Используемое оборудование объединено сетью электросвязи - сетью "Интернет", что не соответствует требованиям Федерального закона Российской Федерации от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях".
Проведение Всероссийской Негосударственной лотереи "Бинго-Бум" ООО "Стар Бет" в режиме реального времени является нарушением п. 7 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях".
Проведение лотереи в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования, указанного в ч. б ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях", осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации.
Процесс взаимодействия участника игры со специальным оборудованием не соответствует целям лотереи в том смысле, который определен п. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях".
Так в нарушение ч. 6 ст. 12.1 Федерального закона Российской Федерации от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" розыгрыш призового фонда лотереи проводится регулярными тиражами в виде розыгрышей призовых фондов тиражей (длительность которых составляет 22 часа), разделенных на туры, проводимые каждые 5 минут с техническим перерывом в 5 минут.
Призовой фонд в части каждого тиража состоит из частей в виде выигрышей и формируется до проведения такого тиража.
Размер призового фонда в денежном выражении, как тираж, так и тур, не известен до начала проведения тиража, тура ни организатору, ни оператору игры. В связи с чем размер призового фонда тиража, каждого тура, проводимого в пределах тиража, не определяется, до начала тиража, тура, как того требует п. 4 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях".
Кроме того, посетитель клуба, вступая в игру, проводимую каждые 5 минут, путем внесения платы за приобретение лотерейного билета, не владеет информацией о размере разыгрываемого призового фонда, на который он может рассчитывать при признании его победителем, что повышает риск утраты денежных средств от участия в игре. В данном случае игра на специальном оборудовании направлена на получение выигрыша, размер которого определяется случайным образом, а игрок, не владея информацией о размере призового фонда тиража (тура), не осознает степень риска (вероятность проигрыша), что невозможно при проведении лотереи.
При этом, в отличие от лотереи, к моменту регистрации ставки после приобретения лотерейного билета участник игры получает результат ее розыгрыша в режиме реального времени, а не предусмотренную законом о лотереях информацию о дате проведения розыгрыша призового фонда данного тиража, об условиях получения выигрыша, о фиксированных размерах выигрыша.
Более того, о своем выигрыше или проигрыше участник может узнать сразу же после проведения тура тиражной лотереи, итоги которого протоколом тиражной комиссии не утверждаются. Возможность стать участником игры обусловлена передачей денежных средств оператору-кассиру для игры на специальном оборудовании. В результате этого посетитель заключает соглашение о возможности выигрыша, основанное на риске утраты внесенной денежной суммы, переданной в обмен на билет, либо выигрыша денежных средств, который определяется случайным образом без участия организатора азартных игр, его работников.
При таких обстоятельствах не исключается, что реализуемые в течение текущего тура (проводимого каждые 5 минут в течение 22 часов) лотерейные билеты продолжают формировать призовой фонд текущего тиража и последний является в силу указанных причин абстрактным, продолжает пополняться в режиме реального времени, что нарушает требования о порядке формирования призового фонда, предусмотренные ч. 4 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях".
Выигрыш лотереи определяется после внесения платы за участие, то есть, право на участие напрямую зависит от внесения участником платы. В нарушение требований части 6 статьи 12.1 Федерального закона Российской Федерации от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" розыгрыш призового фонда фактически проводится ответчиками каждые пять минут. Данный розыгрыш призового фонда тура фактически отвечает признакам тиража, поскольку включает в себя непосредственно все этапы розыгрыша призового фонда, в том числе: распространение лотерейных билетов, их регистрацию на специальном оборудовании, непосредственно игру, определение победителя тура и выплату ему выигрыша. При этом протоколы тиражной комиссии по результатам каждого тура не заполняются, результаты тура не публикуются, реализация лотерейных билетов осуществляется в течение всего времени проведения тиража, а выигрыш выплачивается еще до окончания тиража (по итогам тура).
Розыгрыш призового фонда путем деления тиража на туры, приводимые каждые 5 минут в течение 22 часов, в каждом из которых предполагается розыгрыш призового фонда, размер которого не известен ни организатору, ни оператору игры, ни посетителю клуба.
Формирование призового фонда лотереи и проведение розыгрыша материальных выплат в режиме реального времени с разделением тиража длительностью 22 часа на туры длительностью по 5 минут, то есть чаще одного раза в течение 12 часов с целью возбуждения азарта у участников лотереи указывает о нарушении ч. 6 ст. 12.1 Федерального закона Российской Федерации от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях".
Кроме того, суд счел, что изложенные выше обстоятельства подтверждаются представленными по делу доказательствами, и в том числе: рапортом помощника прокурора Центрального административного округа г. Краснодара от 21 января 2013 года о проведении проверки деятельности ООО "Стар Бет" в " адрес обезличен " (л.д. 179-182); приложением к рапорту в виде фотоматериала (л.д. 183-187); объяснениями посетителя букмекерской конторы (л.д. 189); билетами "Всероссийской негосударственной тиражной лотереи "Бинго-Бум", приобретенными в букмекерской конторе по " адрес обезличен " (л.д. 8); объяснениями сотрудников ООО "Стар Бет", работающих в букмекерской конторе "Бинго-Бум" по " адрес обезличен " (л.д. 191-192); протоколом изъятия вещей (29 системных блоков с пометкой "Бинго Бум") (л.д. 192); протоколом осмотра помещений и находящихся там вещей и документов (л.д. 193-194); актом начальника ООК ИФНС России N 2 по г. Краснодару от 18 января 2013 года " номер обезличен " и помощника прокурора Центрального административного округа г. Краснодара о проведении совместной проверки клуба "Бинго Бум" в помещениях занимаемых ООО "Стар Бет" по " адрес обезличен " (л.д. 195); постановлением судьи Первомайского районного суда " адрес обезличен " от 12 апреля 2013 года о привлечении директора ООО "Стар Бет" - Паукера M.Л к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 214-216) и решением судьи Краснодарского краевого суда от 28 мая 2013 года, которым указанное выше постановление судьи оставлено без изменения (л.д. 217-220), которым дана надлежащая правовая оценка.
Согласно правовой позиции, содержащейся в абз. 4 п. 8 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", судам следует по аналогии, предусмотренной ч. 4 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ситуации с установленными фактами постановлением или решением судьи по административному правонарушению применять ч. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Следует считать, что факты совершения административного правонарушения и совершения его данным лицом не требуют доказывания и исключаются из предмета доказывания при рассмотрении гражданского дела, связанного с совершенным административным правонарушением.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что деятельность ООО "Стар Бет", заключающаяся в организации и проведении "Всероссийской Негосударственной лотереи "Бинго-Бум" в помещении букмекерской конторы, расположенной по адресу: " адрес обезличен " , не отвечает признакам лотереи, но отвечает признакам азартной игры. Тогда как на территории г. Краснодара создание игорных зон законом не предусмотрено, следовательно, деятельность ООО "Стар Бет", осуществляемая без соответствующего разрешения, должна быть запрещена.
Кроме того, в судебном заседании суда первой инстанции нашел подтверждение тот факт, что ООО "Стар Бет" осуществляет свою деятельность в помещениях по " адрес обезличен " , нарушая требования пожарной безопасности, что подтверждается постановлениями ОНД Центрального внутригородского округа г. Краснодара " номер обезличен " от 28 января 2013 года, " номер обезличен " от 21 ноября 2013 года о привлечении юридического лица - ООО "Стар Бет" и директора ООО "Стар Бет" к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 210-211, 212-213).
При этом, объективных доказательств устранения выявленных и перечисленных в указанных постановлениях нарушений требований пожарной безопасности ООО "Стар Бет" не представлено.
Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, а также ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан устанавливаются Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с данным Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Порядок организации и проведения лотерей на территории Российской Федерации, осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей определены Федеральным законом Российской Федерации от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях"
Проведение азартных игр под видом лотереи нарушает права и законные интересы граждан, посягает на нравственность и может создавать угрозу причинения гражданам вреда.
Согласно требованиям Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется, в том числе, путем выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, заинтересованному лицу предоставляется возможность обращения в суд с иском о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем.
Правило данной статьи имеет предупредительное значение и является специальным по отношению к норме, содержащейся в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.
При таких обстоятельствах прокурор вправе в порядке гражданского судопроизводства обратиться в суд с требованием о запрещении незаконного проведения азартных игр под видом лотереи.
Кроме того, судом правильно разрешен вопрос о территориальной подсудности иска Первомайскому районному суду г. Краснодара, так как по общему правилу территориальной подсудности, установленному ст. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные исковые требования подлежат рассмотрению судом по месту нахождения ответчика. Но согласно ч. 2 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут быть предъявлены в суд по месту нахождения филиала организации или ее представительства, как вытекающие из их деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Согласно ч. 2 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, сведения о созданных филиалах и открытых представительствах должны быть указаны в учредительных документах юридического лица (место нахождения и другие необходимые сведения).
Создание обществом с ограниченной ответственностью филиалов и представительств регламентировано ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Согласно ч. 5 указанной выше правовой нормы устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе общества сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
То есть, внесение в учредительные документы сведений о представительствах и филиалах в учредительные документы и соблюдение уведомительной процедуры является обязанностью юридического лица.
Положение закона о внесении сведений о филиалах и представительствах в учредительные документы юридического лица (устав общества с ограниченной ответственностью) позволяет осуществлять государственный контроль за деятельностью юридического лица вне места его нахождения в целях налогообложения, защиты интересов кредиторов и в иных предусмотренных законом целях.
При этом все обособленные подразделения юридического лица, в том числе общества с ограниченной ответственностью, отвечающие признакам, предусмотренным ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"), независимо от их названия (отделение, агентство, корреспондентское бюро и т.п.) подчиняются правовому режиму либо представительства, либо филиала.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в данном случае подтверждается уставом ООО "Стар Бет", указанное юридическое лицо находится в " адрес обезличен " , и имеет четыре филиала в городах " адрес обезличен " , " адрес обезличен " , " адрес обезличен " , " адрес обезличен " (л.д. 39-65).
Согласно приложению к лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах " номер обезличен " от 14 марта 2012 года, выданной Федеральной налоговой службой ООО "Стар Бет", в " адрес обезличен " , осуществляется лицензируемый вид деятельности (л.д. 133-141).
Как следует из Положения об обособленном подразделении Общества с ограниченной ответственностью "Стар Бет", утвержденного приказом Генерального директора ООО "Стар Бет" " номер обезличен " от 28 мая 2012 года, цели и задачи, виды деятельности обособленного подразделения, его права и обязанности свидетельствуют об осуществлении им основной части функции юридического лица, в том числе функции представительства (л.д. 90-96).
Таким образом, судом правильно установлен тот факт, что букмекерская контора, расположенная в " адрес обезличен " является филиалом ООО "Стар Бет". Определение Первомайского районного суда г. Краснодара от 19 апреля 2013 года об отказе в удовлетворении ходатайства о передаче дела по подсудности никем не обжаловано, вступило в законную силу 07 мая 2013 года.
В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора, как вытекающие из деятельности обособленного подразделения ООО "Стар Бет", находящегося в " адрес обезличен " , приняты с соблюдением правил подсудности и могут быть рассмотрены Первомайским районный судом г. Краснодара.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений закона в системном их толковании, суд обоснованно пришел к выводу о том, что требования, заявленные прокурором Центрального административного округа г. Краснодара, являются обоснованными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции имел достаточные основания для вынесения обжалуемого судебного акта.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Выводы суда - мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего гражданского дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, отвергаются, как необоснованные.
Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, поскольку существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению вышеуказанного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе и дополнении к жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 20 июня 2013 года следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы и дополнений к жалобе не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 20 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ООО "Стар Бет" по доверенности - Брижиневой Дарьи Леонидовны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.