Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Казакова Д.А., Сидорова В.В.,
по докладу Сидорова В.В.,
при секретаре Попове С.Н.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам и.о. начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю - " Ф.И.О. "11 , представителя третьего лица УФСИН России по Краснодарскому краю по доверенности " Ф.И.О. "10 на решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от " ... " .
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
" Ф.И.О. "1 обратилась в суд с заявлением к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю о признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований указала, что она проходила службу в уголовно-исполнительной системе с 30.06.1999г. по 31.12.2012г ... В соответствии с приказом ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю N 490-лс от 17.12.2012г. старший прапорщик внутренней службы " Ф.И.О. "1 , младший инспектор 1 категории группы надзора отдела безопасности была уволена 31.12.2012г. по ст. 58 п. "ж" (по болезни). Выслуга лет на день увольнения составляет в календарном исчислении - 16 лет 03 месяца 20 дней.
Постановлением Правительства Российской Федерации " ... " от " ... " установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от " ... " N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Как следует из абзаца 6 подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
17.09.2013г. " Ф.И.О. "1 обратилась в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю с заявлением о выдаче выписки из решения органа по учету и распределению жилых помещений (жилищная, жилищно-бытовая комиссия) о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденную начальником соответствующего учреждения, органа УИС и заверенную оттиском мастичной печати.
ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю своим письмом исх. N " ... " от 26.09.2013г. сообщило, что " Ф.И.О. "1 за период прохождения службы в УИС с 30.06.1999г. по 31.12.2012г. с документами о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не обращалась; на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях) и обеспечении их жилой площадью не состояла.
" Ф.И.О. "1 считает, что она имеет право состоять на учете, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, до получения жилого помещения (государственного жилищного сертификата), поскольку в 2001 году обращалась в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю с заявлением о принятии ее и членов ее семьи на учет для улучшения жилищных условий.
На момент подачи заявления о постановке на учет, состав семьи " Ф.И.О. "1 составлял 2 человека: " Ф.И.О. "1 ; сын " Ф.И.О. "1 - " Ф.И.О. "2 . " Ф.И.О. "1 и члены ее семьи: " Ф.И.О. "2 собственного жилья не имели и не имеют, проживали и проживают в съемной квартире.
С " Ф.И.О. "1 постоянно проживают по адресу: ст. Двубратский, " ... " , дом N 3, квартира N 9, ведут общее хозяйство (совместно готовят пищу и питаются, заботятся друг о друге, имеют единый семейный бюджет, приобретают имущество совместного пользования): сын - " Ф.И.О. "2 , " ... " года рождения; невестка - " Ф.И.О. "3 , " ... " года рождения; внук - " Ф.И.О. "4 , " ... " года рождения; внучка - " Ф.И.О. "5 , " ... " года рождения; муж - " Ф.И.О. "6 , " ... " года рождения; что подтверждается справкой " ... " выданной 19.08.2013г. администрацией Двубратского сельского поселения " ... " . " Ф.И.О. "1 и члены ее семьи не имеют собственного жилья, проживают по найму в квартире общей площадью 42,1 кв.м., соответственно до сих пор являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
" Ф.И.О. "1 считает, что имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. N 1050.
В связи с чем, просила суд обязать ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю включить в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2001 года (с даты подачи заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий) " Ф.И.О. "1 , " ... " года рождения с составом семьи из 6 человек: сын - " Ф.И.О. "2 , " ... " года рождения, невестка - " Ф.И.О. "3 , " ... " года рождения, внук - " Ф.И.О. "4 , " ... " года рождения, внучка - " Ф.И.О. "5 , " ... " года рождения, супруг - " Ф.И.О. "6 , " ... " года рождения; признать за " Ф.И.О. "1 , " ... " года рождения, " Ф.И.О. "2 , " ... " года рождения, " Ф.И.О. "3 , " ... " года рождения, " Ф.И.О. "4 , " ... " года рождения, " Ф.И.О. "5 , " ... " года рождения, " Ф.И.О. "6 , " ... " года рождения, право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до получения ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде; признать за " Ф.И.О. "1 , " ... " года рождения, право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. N 1050, на семью из 6 человек.
Обжалуемым решением Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от " ... " иск " Ф.И.О. "1 удовлетворен частично.
Суд обязал ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю включить в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2001 года " Ф.И.О. "1 , " ... " года рождения, с составом семьи 3 человека: " Ф.И.О. "1 , сын - " Ф.И.О. "2 , " ... " года рождения, супруг - " Ф.И.О. "6 , " ... " года рождения; признал за " Ф.И.О. "1 , " ... " года рождения, " Ф.И.О. "2 , " ... " года рождения, " Ф.И.О. "6 , " ... " года рождения, право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до получения ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде; а также признал за " Ф.И.О. "1 , " ... " года рождения, право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. N 1050, на семью из 3 человек: " Ф.И.О. "1 , " ... " года рождения, " Ф.И.О. "2 , " ... " года рождения, " Ф.И.О. "6 , " ... " года рождения.
С указанным решением суда не согласились и.о. начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю - " Ф.И.О. "11 , представитель третьего лица УФСИН России по Краснодарскому краю по доверенности " Ф.И.О. "10 и подали апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным.
Свои доводы заявители мотивируют тем, что " Ф.И.О. "1 обратилась в суд по истечении срока исковой давности, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, а также судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на них, выслушав представителя " Ф.И.О. "1 по доверенности " Ф.И.О. "12 , просившего оставить решение суда без изменения, представителя третьего лица УФСИН России по Краснодарскому краю по доверенности " Ф.И.О. "13 , просившего отменить решение суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, " Ф.И.О. "1 проходила службу в уголовно-исполнительной системе с 30.06.1999г. по 31.12.2012г. Выслуга лет на день увольнения составляет: в календарном исчислении - 16 лет 03 месяца 20 дней, в льготном исчислении - 22 года 11 месяцев 07 дней.
Судом достоверно установлено, что во время прохождения службы в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю " Ф.И.О. "1 в 2001 году обращалась в жилищно-бытовую комиссию учреждения с заявлением о принятии ее и членов ее семьи на учет для улучшения жилищных условий.
Однако письмом от 26.09.2013г. исх. N " ... " ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю сообщило о том, что " Ф.И.О. "1 за период прохождения службы в УИС с 30.06.1999г. по 31.12.2012г. с документами о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не обращалась; на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях) и обеспечении их жилой площадью не состояла.
Согласно п. 25 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений, утвержденных решением исполкома Краснодарского краевого Совета народных депутатов и президиума Краснодарского краевого совета профсоюзов от 2 ноября 1990 г. N 500 "О внесении изменений и дополнений в Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений" руководители предприятий, учреждений, организаций, включенных согласно пункту 42 данных Правил решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов в список, имеющих собственный жилищный фонд, ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, организуют совместно с профсоюзным комитетом учет рабочих и служащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу п. 27 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утвержденных решением исполкома Краснодарского краевого Совета народных депутатов и президиума Краснодарского краевого совета профсоюзов от 2 ноября 1990 г. N 500 "О внесении изменений и дополнений в Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений" ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предприятиях, в учреждениях, организациях возлагается на жилищно-коммунальные отделы, а там, где их нет, - на должностных лиц, назначаемых администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.
Согласно Положения о работе жилищно-бытовой комиссии, утвержденного " ... " начальником ФКУ ИК-3 полковником внутренней службы " Ф.И.О. "14 :
- ЖБК рассматривают в том числе ходатайства и обращения сотрудников о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 1.6.);
- ЖБК устанавливает очередность сотрудников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.2.1.);
- ЖБК ведет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.2.10).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому граю ведется учет граждан (работников) нуждающихся в улучшении жилищных условий, что опровергает доводы представителей ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю о том, что ИК-3 не ведет самостоятельного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а ведет контрольные списки своих работников (сотрудников), состоящих самостоятельно или в качестве члена семьи на учете по обеспечению жилой площадью в исполкоме по месту жительства.
Из материалов дела следует, что согласно договора найма жилого помещения от " ... " " Ф.И.О. "1 проживает с " ... " по настоящее время в квартире расположенной по адресу: Краснодарский край, " ... " , " ... " , дом N 3, квартира N 9, принадлежащей по праву собственности " Ф.И.О. "15
На момент подачи заявления о постановке на учет, то есть на 2001 год, состав семьи " Ф.И.О. "1 составлял 2 человека: истец и ее сын " Ф.И.О. "2 .
Согласно свидетельства о заключении брака " ... " , выданным " ... " Отделом ЗАГС " ... " Краснодарского края, " Ф.И.О. "1 " ... " вступила в брак с " Ф.И.О. "6 .
В соответствии со справкой N " ... " выданной " ... " администрацией Двубратского сельского поселения " ... " с " Ф.И.О. "1 по адресу: " ... " , дом N 3, квартира N 9, зарегистрированы: сын - " Ф.И.О. "2 , " ... " года рождения и муж - " Ф.И.О. "6 , " ... " года рождения.
Судом первой инстанции установлено, что ни " Ф.И.О. "1 , ни члены ее семьи: сын " Ф.И.О. "2 и супруг " Ф.И.О. "6 жильем не обеспечены и собственниками жилых помещений не являются, постоянно проживают на съемной квартире, соответственно относятся к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. N 1050 утверждена подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, целью которой является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно абзаца 6 подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
В соответствии с приказом ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю N 490-лс от " ... " старший прапорщик внутренней службы " Ф.И.О. "1 , младший инспектор 1 категории группы надзора отдела безопасности была уволена " ... " по ст. 58 п. "ж" (по болезни). Выслуга лет на день увольнения составляет: в календарном исчислении - 16 лет 03 месяца 20 дней.
Согласно подпункта "а" пункта 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются граждане постоянно проживающие с ним супруга (супруг), их дети, родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно сделал вывод о том, что " Ф.И.О. "1 имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. N 1050, на семью из трех человек.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции определены верно, суд правильно применил закон, подлежащий применению, и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения.
Доводы апелляционных жалоб о том, что " Ф.И.О. "1 обратилась в суд по истечении срока исковой давности, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 200 ГПК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите это права, при этом, в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о том, что " Ф.И.О. "1 стало известно о нарушении права 26.09.2013г.
Иные доводы апелляционных жалоб судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая, правильна правовая оценка, которая в суде апелляционной инстанции нашла свое подтверждение.
Выводы суда соответствуют конкретным обстоятельствам дела и подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами, которые были оценены в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от " ... " оставить без изменения, апелляционные жалобы и.о. начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю - " Ф.И.О. "11 , представителя третьего лица УФСИН России по Краснодарскому краю по доверенности " Ф.И.О. "10 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.