Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Сидорова В.В., Морозовой Н.А.,
по докладу судьи Лободенко К.В.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
при секретаре Ткач И.И.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника Туапсинского межрайонного прокурора Павлиди В.М. на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 06 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Туапсинский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО Туапсинский район о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, детей-инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - зданию МБОУ ООШ N26 с. Индюк Туапсинского района. В обоснование требований указано, что Туапсинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства РФ в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры - образовательным учреждениям в деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения основной общеобразовательной школы N 26, расположенного по адресу "адрес обезличен" . В ходе проведенной проверки установлено, что вход в здание МБОУ ООШ N 26 осуществляется по ступеням, которые, в нарушение п. 4.1.14 Свода правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2012)" не оборудованы пандусами и другими средствами подъема, что фактически препятствует доступу в здание маломобильных групп населения.
Обжалуемым решением Туапсинского районного суда от 06 ноября 2013 года отказано в удовлетворении иска Туапсинского межрайонного прокурора.
В апелляционном представлении помощник Туапсинского межрайонного прокурора Павлиди В.М. просит решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение незаконно и необоснованно, поскольку вынесено при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с существенным нарушением норм процессуального и материального права.
В возражениях на апелляционное представление представитель администрации МО Туапсинский район по доверенности Кадильникова Н.А. просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на него, заслушав объяснения прокурора Руденко М.В., представителя администрации МО Туапсинский район по доверенности Кадильниковой Н.А., судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду следующего.
Отказывая в удовлетворении требований Туапсинского межрайонного прокурора, суд указал, что прокурором не учтено состояние здания школы, дата его постройки и другие значимые обстоятельства.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции необоснованными в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, Туапсинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства РФ в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры МБОУ ООШ N 26. В результате проверки установлено, что вход в здание МБОУ ООШ N 26 осуществляется по ступеням, которые в нарушение п. 4.1.14 Свода правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2012)" не оборудованы пандусами и другими средствами подъема, что фактически препятствует доступу в здание маломобильных групп населения.
Учредителем и собственником имущества МБОУ ООШ N 26 "адрес обезличен" является МО Туапсинский район.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного образования на территории муниципального района.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае", маломобильные граждане - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления.
Статьей 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусмотрено, что правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В силу правовых положений ст. 5 Закона Краснодарского края N 1229-КЗ от 27.04.2007 года "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае", исполнительные органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной и инженерной инфраструктур и для беспрепятственного пользования общественным транспортом, средствами связи и информации.
Согласно информации, полученной из ГУ "Управление пенсионного фонда в Туапсинском районе", на территории Туапсинского района проживает "данные изъяты" инвалидов, в том числе "данные изъяты" детей-инвалидов.
Бездействие администрации МО Туапсинский район нарушает права и свободы отдельных категорий граждан, в том числе детей-инвалидов, для которых государством установлены дополнительные повышенные меры социальной защиты.
В соответствии со ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ч. 7 ст. 5 Закона Краснодарского края, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Кроме того, обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры законодательно не ставится в зависимость от проживания лиц из числа маломобильных групп населения в непосредственной близости с данным объектом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 06 ноября 2013 года отменить. Вынести по делу новое решение.
Удовлетворить исковые требования Туапсинского межрайонного прокурора.
Признать незаконным бездействие администрации МО Туапсинский район, выразившееся в непринятии мер по созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, детей-инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) к объекту социальной инфраструктуры - зданию МБОУ ООШ N 26, расположенному по адресу "адрес обезличен" .
Обязать администрацию МО Туапсинский район безотлагательно принять надлежащие меры по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание МБОУ ООШ N 26, расположенное по адресу "адрес обезличен" , путем обустройства лестниц на входе в здание пандусами.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.