Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Леганова А.В.,
судей: Шелудько В.В., Борисихиной С.А.,
по докладу судьи Леганова А.В.,
при секретаре Казаковой Р.А.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам главы Кропоткинского городского поселения " Ф.И.О. "6 и " Ф.И.О. "7 на решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 12 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
" Ф.И.О. "5 обратился в суд с заявлением к " Ф.И.О. "7 , администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района о признании незаконным постановления администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района Краснодарского края "дата обезличена" "номер обезличен" "О переводе квартиры из жилого фонда в нежилой фонд с последующей перепланировкой во встроенное помещение магазина-офиса по адресу: "адрес обезличен" "; обязании " Ф.И.О. "7 за свой счет привести стену жилого дома и часть земельного участка, занятого самовольно оборудованным крыльцом, являющегося общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома по указанному адресу, оконного проема, оборудованного под входной узел, самовольно расширенного оконного проема в первоначальное состояние, демонтировать крыльцо и восстановить плиточное покрытие на тротуаре.
Решением Кропоткинского городского суда от 12 ноября 2013 года заявление " Ф.И.О. "5 удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе глава Кропоткинского городского поселения " Ф.И.О. "6 просит решение суда отменить в части признания незаконными действий и постановления администрации, как необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований " Ф.И.О. "5
В апелляционной жалобе " Ф.И.О. "7 выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить полностью, как незаконное и необоснованное.
В возражениях представитель " Ф.И.О. "5 на основании доверенности " Ф.И.О. "8 указывает на несостоятельность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, выслушав пояснения представителя " Ф.И.О. "7 на основании доверенности " Ф.И.О. "9 , судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от "дата обезличена" "номер обезличен" , на основании договора купли-продажи квартиры от "дата обезличена" , постановления администрации Кропоткинского городского поселения от "дата обезличена" "номер обезличен" , акта приемочной комиссии о приемке завершенной перепланировки и переустройства встроенного помещения от "дата обезличена" , постановления администрации Кропоткинского городского поселения от "дата обезличена" "номер обезличен" , " Ф.И.О. "5 является собственником нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: "адрес обезличен"
Постановлением администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района Краснодарского края от "дата обезличена" "номер обезличен" "О переводе квартиры из жилого фонда в нежилой фонд с последующей перепланировкой во встроенное помещение магазина-офиса по адресу: "адрес обезличен" " " Ф.И.О. "7 разрешено перевести квартиру по адресу: "адрес обезличен" , из жилого фонда в нежилой фонд с последующей перепланировкой во встроенное нежилое помещение магазина-офиса.
В ходе рассмотрения гражданского дела представителем администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района было заявлено ходатайство о пропуске " Ф.И.О. "5 срока обращения в суд за защитой своих прав и об отказе в удовлетворении искового заявления.
Удовлетворяя заявленные " Ф.И.О. "5 требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия согласия собственников помещений в многоквартирном доме по "адрес обезличен" на перепланировку и переустройство спорного помещения в нежилое в части обустройства входного узла в стене многоквартирного дома со стороны "адрес обезличен" и в части обустройства панорамного оконного проема в этой же стене многоквартирного дома, в связи с чем, судом установлено нарушение " Ф.И.О. "7 порядка осуществления перепланировки жилого помещения для перевода его в нежилое, установленного жилищным законодательством.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности доводов ходатайства о пропуске " Ф.И.О. "5 сроков обращения в суд, указав, что предусмотренный ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ трехмесячный срок для обращения не пропущен.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, несоответствующими обстоятельствам дела и нормам материального и процессуального права.
В соответствии с положениями ст. 23 Жилищного кодекса РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений, а также с указанием перечня сведений и документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган, осуществляющий перевод помещений, запрошенные ими сведения и документы. Запрошенные сведения и документы могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
Как установлено положениями ст. 26 Жилищного кодекса РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
Таким образом, является ошибочным вывод суда первой инстанции о незаконности обжалуемого постановления, в связи с не предоставлением согласия собственников помещений в многоквартирном доме по "адрес обезличен" на перепланировку и переустройство спорного помещения в нежилое, поскольку из смысла приведенных норм следует, что администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района не вправе была требовать от заявителя предоставления согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем, в материалы гражданского дела представлена копия протокола "номер обезличен" внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме "адрес обезличен" от "дата обезличена" , с повесткой дня "перевод квартиры "номер обезличен" из жилого фонда в нежилой, с последующей перепланировкой в магазин-офис" согласно которому, в собрании принимало участие 76 % собственников помещений в многоквартирном доме, 76 % которых при обсуждении данного вопроса проголосовали "за" - что является не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Таким образом, как следует из представленных материалов, при вынесении постановления администрация Кропоткинского городского поселения руководствовалась нормами действующего жилищного законодательства.
Кроме того, в соответствии со ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Из представленных материалов следует, что постановление администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района "номер обезличен" "О переводе квартиры из жилого фонда в нежилой фонд с последующей перепланировкой во встроенное помещение магазина-офиса по адресу: Краснодарский "адрес обезличен" " принято "дата обезличена" , при этом, как установлено, на протяжении более 1 года претензий от граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме не поступало, решение, принятое органом местного самоуправления, в судебном порядке не оспаривалось.
" Ф.И.О. "5 обратился с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления в городской суд спустя более года после его принятия, в нарушение ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, при этом, истцом не представлено доказательств уважительности пропуска указанного срока, поскольку квартиру "адрес обезличен" , истец приобрел по договору купли-продажи от "дата обезличена" , при этом, предыдущий собственник квартиры " Ф.И.О. "10 была уведомлена о переводе квартиры "номер обезличен" из жилого помещения в нежилое; в реестре собственников помещений, принимавших участие во внеочередном общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме числится собственник квартиры "номер обезличен" ( " Ф.И.О. "10 ), который дал свое согласие на перевод квартиры "номер обезличен" из жилого фонда в нежилой фонд, с последующей перепланировкой во встроенное помещением магазина-офиса.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истцу при покупке помещения было известно о данной ситуации, вместе с тем, судом первой инстанции изложенное так же оставлено без внимания и должной правовой оценки.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
Вместе с тем, при рассмотрении гражданского дела фактические обстоятельства и приведенные нормы действующего законодательства судом во внимание не принимались, вышеуказанные обстоятельства оставлены без должной правовой оценки, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 12 ноября 2013 года и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы главы Кропоткинского городского поселения " Ф.И.О. "6 и " Ф.И.О. "7 - удовлетворить.
Решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 12 ноября 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления " Ф.И.О. "5 к " Ф.И.О. "7 , администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района о признании незаконным постановления администрации Кропоткинского городского поселения "адрес обезличен" Краснодарского края "дата обезличена" "номер обезличен" "О переводе квартиры из жилого фонда в нежилой фонд с последующей перепланировкой во встроенное помещение магазина-офиса по адресу: "адрес обезличен" "; об обязании " Ф.И.О. "7 за свой счет привести стену жилого дома и часть земельного участка, занятого самовольно оборудованным крыльцом, являющегося общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома по указанному адресу, оконного проема, оборудованного под входной узел, самовольно расширенного оконного проема в первоначальное состояние, демонтировать крыльцо и восстановить плиточное покрытие на тротуаре - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.