Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей Рыбиной А.В., Борисихиной С.А.
по докладу судьи Поповой Е.И.
при секретаре Мотько Д.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заместителя министра социального развития и семейной политики Краснодарского края Добровольской И.Н. на решение Прикубанского районного суда г.Краснодара от 24 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Журавлева Е.В. обратилась в суд с заявлением к Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о признании ее лицом, относившимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, о признании незаконным приказа от 10.09.2013 года " номер обезличен " и об обязании включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование требований указано, что она (до брака - Камышан) на основании решения Белореченского районного Совета народных депутатов Краснодарского края от 05.05.1987 " номер обезличен " была определена и являлась воспитанницей государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома г.Лабинска с 21.05.1987 года по 30.08.1990 года, поскольку их мать была лишена родительских прав, а отец умер. В настоящее время она является собственником 1/2 в общей долевой собственности комнаты в общежитии общей площадью 17,2 кв.м, по адресу: " адрес обезличен " . Однако постановлением администрации муниципального образования г.Краснодар от 09.08.2013 года " номер обезличен " на основании заключения Межведомственной комиссии об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма жилого помещения либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 01.08.2013 года " номер обезличен " помещение, находящееся в ее собственности, признано непригодным для проживания. Она обратилась в Министерство Социального развития и семейной политики Краснодарского края с пакетом документов и заявлением о предоставлении ей жилого помещения, однако ей было отказано со ссылкой на п.п.1 п.16 ст.7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", поскольку она не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленной тем же Законом. С указанным отказом она не согласна, поскольку ее три сестры и брат были отнесены к вышеуказанной категории лиц и обеспечены жильем, в том числе и ее сестра Павлова (Камышан) Г.В., вместе с которой они одновременно подали документы в Министерство Социального развития и семейной политики Краснодарского края.
Журавлева Е.В. в суде первой инстанции настаивала на заявленных требованиях.
Представитель Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края по доверенности Хижко А.В. в судебном заседании возражал против заявленных требований.
Решением Прикубанского районного суда г.Краснодара от 24.10.2013 года требования, заявленные Журавлевой Е.В., удовлетворены.
Журавлева Е.В. признана лицом, относившимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Признан незаконным приказ Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 10.09.2013 года " номер обезличен " об отказе во включении Журавлевой Е.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Суд обязал Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края включить Журавлеву Е.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В апелляционной жалобе заместитель министра социального развития и семейной политики Краснодарского края Добровольская И.Н. просит отменить решение суда, как незаконное, ссылаясь на то, что судом при рассмотрении дела неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Журавлевой Е.В. по доверенности Василенко А.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав пояснения представителя Журавлевой Е.В. по доверенности Василенко А.В. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что решением Белореченского районного суда от 24.04.1987 года мать Журавлевой (Камышан) Е.В. - Камышан Н.Ф. была лишена родительских прав в отношении своих пятерых детей. Согласно свидетельству о смерти от " дата обезличена " года " номер обезличен " , отец Журавлевой (Камышан) Е.В. - Камышан В.А. умер " дата обезличена " года.
Согласно справки ГКОУ детского дома г.Лабинска Краснодарского края от 01.04.2013 года " номер обезличен " , Журавлева (Камышан) Е.В. на основании решения Белореченского районного Совета народных депутатов Краснодарского края от 05.05.1987 года " номер обезличен " , вместе со своими сестрами и братом, была определена и являлась воспитанницей государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома г.Лабинска Краснодарского края с 21.05.1987 года по 30.08.1990 года.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Журавлева Е.В. по исполнению 14 лет, в 15-летнем возрасте осталась без попечения обоих родителей до достижения ей совершеннолетия, эмансипация в ее отношении не производилась.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права " номер обезличен " от 19.12.2006 года, Журавлева Е.В. является собственником 1/2 доли в общей долевой собственности - комнаты в общежитии, общей площадью 17,2 кв.м, расположенной по адресу: " адрес обезличен " .
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования г.Краснодар от 09.08.2013 года " номер обезличен " , на основании заключения Межведомственной комиссии об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма жилого помещения либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 01.08.2013 года " номер обезличен " , помещение, находящееся в собственности Журавлевой Е.В., признано непригодным для проживания.
Приказом Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 10.09.2013 года " номер обезличен " Журавлевой Е.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на основании пп.1 п.16 ст.7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года N1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", поскольку она не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленной тем же Законом.
Судом первой инстанции установлено, что согласно справке Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Белореченского района Краснодарского края от 22.04.2013 года " номер обезличен " Журавлева (Камышан) Е.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании ст. 1 вышеуказанного Закона дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом правомерно указано, что исходя из смысла данной нормы следует, что понятие "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" трансформировано из понятий "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей", так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.
Согласно положениям ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
В соответствии со ст. 8 вышеназванного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанная статья Закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрены категории граждан, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, а именно: малоимущие граждане (ч.2) и иные, определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ч.3). При этом применительно к "иным категориям граждан", в части 3 настоящей статьи указано, что данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
К указанным "иным категориям" относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети-сироты).
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (ч.4 ст.49).
Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу положений ст.ст. 30, 33, 37 ЖК РСФСР, а также в соответствии с Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 года N 335, действовавшими до 01.03.2005 года, то есть в период до достижения Журавлевой Е.В. возраста 23 лет, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлялось исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов по месту жительства или решением администрации и профсоюзного комитета по месту работы на основании заявлений данных граждан. О принятом решении гражданам сообщалось в письменной форме.
Вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не могла быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (ч.2 ст.37 ЖК РСФСР в редакции до 28.03.1998 года).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами РФ.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела обоснованно указано, что исходя из анализа приведенных выше норм закона следует, что определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года N1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Судом первой инстанции установлено, что согласно паспорта Журавлевой Е.В., она с 15.09.1993 года была зарегистрирована в общежитии по " адрес обезличен " , иного места жительства у нее не имеется, жилая площадь, откуда она со своими сестрами и братом выбыли в детское учреждение, им не возвращена.
Согласно заключению межведомственной комиссии " номер обезличен " от 01.08.2013 года, факт невозможности проживания был установлен в связи с тем, что площадь занимаемой Журавлевой Е.В. (1/2 доли помещения) составляет менее учетной нормы жилого помещения (10 кв.м.), установленной решением городской Думы Краснодара от 15.12.2005 года N4.
Кроме того, судом установлено, что администрацией государственного детского учреждения, при наличии сведений об отсутствии места жительства, в соответствии с требованиями закона Журавлевой Е.В. не было сообщено о наличии у нее права на постановку на учет для получения жилого помещения, как и не было предпринято действий по постановке ее на указанный учет.
На момент вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" Журавлевой Е.В. исполнилось 23 года и 8 месяцев.
Как следует из материалов дела, согласно приказу " номер обезличен " от 10.09.2013 года Павлова (Камышан) Г.В. - родная сестра Журавлевой (Камышан) Е.В. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований, заявленных Журавлевой Е.В.
Доводы апелляционной жалобы заместителя министра социального развития и семейной политики Краснодарского края о том, что Журавлева Е.В. не может быть отнесена к категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, так как не встала на учет после достижения 18 лет до 23 лет, являются несостоятельными.
Исходя из смысла выше приведенных норм ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 22.08.2004 года), следует, что положения указанного Закона распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до достижения ими вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, указанные доводы были предметом судебного рассмотрения в суде первой инстанции и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, указанным доводам была дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прикубанского районного суда г.Краснодара от 24 октября 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.