Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Леганова А.В., Рыбиной А.В.,
по докладу судьи Леганова А.В.,
при секретаре Дементеевой М.В.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар на основании доверенности " Ф.И.О. "8 на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 21 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
" Ф.И.О. "4 , " Ф.И.О. "5 , " Ф.И.О. "6 , " Ф.И.О. "7 обратились в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования (далее - МО) г. Краснодар, управлению по жилищным вопросам администрации МО г. Краснодар о признании незаконным постановления от ДАТА НОМЕР "О снятии " Ф.И.О. "4 , " Ф.И.О. "5 , " Ф.И.О. "6 , " Ф.И.О. "7 с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях"; восстановлении на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях и постановке на учет по списку граждан, страдающих тяжелыми формами заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире.
Решением Ленинского районного суда от 21 ноября 2013 года исковое заявление удовлетворено частично. Суд признал незаконным постановление администрации МО г. Краснодар от ДАТА НОМЕР "О снятии " Ф.И.О. "4 , " Ф.И.О. "5 , " Ф.И.О. "7 , " Ф.И.О. "6 с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях". На администрацию МО г. Краснодар возложена обязанность восстановить " Ф.И.О. "4 , " Ф.И.О. "5 , " Ф.И.О. "6 , " Ф.И.О. "7 на учете нуждающихся в жилых помещениях с ранее установленной для них датой принятия на учет - ДАТА . В удовлетворении остальной части исковых требований судом отказано.
Определением Ленинского районного суда от 18 декабря 2013 года удовлетворено заявление " Ф.И.О. "4 и " Ф.И.О. "7 о разъяснении решения суда. Судом разъяснено решение от 21 ноября 2013 года, в соответствии с которым постановление администрации МО г. Краснодар от ДАТА НОМЕР "О снятии " Ф.И.О. "4 , " Ф.И.О. "5 , " Ф.И.О. "6 , " Ф.И.О. "7 с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях" не исключает " Ф.И.О. "7 из списка граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и не снимает его с учета нуждающихся в жилом помещении по данному списку.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО г. Краснодар на основании доверенности " Ф.И.О. "8 просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права.
В возражениях " Ф.И.О. "4 , " Ф.И.О. "5 , " Ф.И.О. "6 , " Ф.И.О. "7 просят обжалуемое решение оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав пояснения " Ф.И.О. "4 и " Ф.И.О. "7 , судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, " Ф.И.О. "4 , ее супруг " Ф.И.О. "5 , двое сыновей " Ф.И.О. "6 и " Ф.И.О. "7 вчетвером проживают и зарегистрированы по адресу: АДРЕС ; 4/18 доли данного домовладения на основании договора купли-продажи от ДАТА принадлежат " Ф.И.О. "4
В соответствии с нотариально удостоверенным соглашением от ДАТА N НОМЕР в пользовании " Ф.И.О. "4 и ее семьи находятся помещения, жилой площадью 11,4 кв.м.
Как следует из представленных материалов, на основании договора дарения от ДАТА " Ф.И.О. "5 на праве собственности принадлежит жилой дом, жилой площадью 21,6 кв.м., и земельный участок, расположенные по адресу: Краснодарский край, АДРЕС , ст.Марьянская, АДРЕС ; в настоящее время по указанному адресу никто не зарегистрирован, ранее - был зарегистрирован даритель домовладения " Ф.И.О. "9 , умерший ДАТА .
На основании решения исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов г. Краснодара от ДАТА N НОМЕР " Ф.И.О. "4 , " Ф.И.О. "5 , " Ф.И.О. "6 и " Ф.И.О. "7 приняты на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с датой учета ДАТА , состоят в списке граждан муниципальной подведомственности.
Постановлением администрации МО г. Краснодар от ДАТА НОМЕР в учетное дело семьи истцов были внесены изменения, а именно: в связи с тем, что " Ф.И.О. "7 страдает заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, он был включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное заболевание граждан в одной квартире, с датой учета ДАТА .
Постановлением администрации МО г. Краснодар от ДАТА НОМЕР " Ф.И.О. "4 , " Ф.И.О. "5 , " Ф.И.О. "6 , " Ф.И.О. "7 сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что исходя из суммарной площади, находящейся в пользовании истцов, на каждого члена семьи приходится 8,25 кв.м., что составляет площадь, большую предусмотренного законом минимума.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Согласно положениям ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Как установлено ч. 14 ст. 7 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", датой и временем принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданина, в отношении которого принят соответствующий правовой акт местной администрации, являются дата и время представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Положениями ст. 10 Закона Краснодарского края установлено, что список граждан категорий муниципальной подведомственности формируется в хронологической последовательности исходя из даты и времени принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по данной категории (для граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, - исходя из даты принятия на учет), с учетом права на получение жилого помещения вне очереди, предусмотренного частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Датой и временем (датой) учета права гражданина на получение жилого помещения вне очереди, в отношении которого принят соответствующий правовой акт местной администрации, являются дата и время (дата) представления гражданином в уполномоченный орган по учету формализованного заявления об учете права на получение жилого помещения вне очереди и учетных документов, подтверждающих такое право.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Как установлено ст. 55 Жилищного кодекса РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно ст. 29 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Судебная коллегия приходит к выводу о правомерности вывода суда первой инстанции о том, что при определении нуждаемости гражданина в жилой площади в настоящее время необходимо руководствоваться законодательством об учетной норме жилой площади на 1 человека, действовавшим в период постановки гражданина на учет.
В соответствии с п. 23 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утвержденных решением крайисполкома от 26 декабря 1984 года N 734, граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляла не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (п.60 Правил), а именно: в сельской местности в отдельных квартирах со всеми коммунальными удобствами не менее 8 кв.м., в квартирах с частичными коммунальными удобствами или в изолированных помещениях - не менее 9 кв.м.; в городах, поселках городского типа, курортных местностях в отдельных квартирах со всеми коммунальными удобствами - не менее 7,7 кв.м., в квартирах с частичными коммунальными удобствами или изолированных помещениях - не менее 8 кв.м.; одиноко проживающим гражданам - не менее 9 кв.м.
При рассмотрении гражданского дела судом первой инстанции установлено, что в г. Краснодаре истцы проживают в отдельном жилом помещении со всеми коммунальными удобствами, в связи с чем, в данном случае учетная норма составляет 7,7 кв.м.; в сельской местности им принадлежит жилой дом, и учётная норма составляет 9 кв.м., в связи с чем, судом сделан верный вывод о том, что в среднем на одного члена семьи должно приходиться 8,35 кв.м. и более для того, чтобы семья перестала быть нуждающейся в улучшении жилищных условий, тогда как в настоящее время на одного члена семьи приходится 8,25 кв.м.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства и приведенные нормы, исходя из правового анализа ранее действовавших и положений действующего законодательства, судом первой инстанции сделан верный вывод о законности постановления администрации МО г. Краснодар от ДАТА N НОМЕР
Кроме того, учитывая отсутствие предусмотренных действующим законодательством оснований для снятия семьи истцов с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с учетом социальной политики государства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности постановления администрации МО г. Краснодар администрации МО г. Краснодар от ДАТА НОМЕР "О снятии " Ф.И.О. "4 , " Ф.И.О. "5 , " Ф.И.О. "6 , " Ф.И.О. "7 с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях".
Выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, основаны на анализе действующего законодательства и должной оценке представленных в материалы дела доказательств.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 21 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.