Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей Шелудько В.В., Леганова А.В.
по докладу судьи Поповой Е.И.
при секретаре Дементеевой М.В.
с участием прокурора Руденко М.В.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле, Арудовой Е.В. на решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 25 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белореченский межрайонный прокурор Прихленко С.М., действуя в интересах Петерсон Н.Ф., обратился в суд с исковым заявлением к государственному учреждению социального обслуживания "Белореченский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в удержании из пенсии Петерсон Н.Ф. денежных сумм на социальное обслуживание в размере 75% ввиду того, что общая сумма материального обеспечения Петерсон Н.Ф. менее величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ. Просил взыскать с ответчика в пользу Петерсон Н.Ф. удержанные из пенсии денежные средства за период проживания в учреждении с 28 декабря 2010 года по 01 сентября 2013 года в сумме 121400 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Арудова Е.В. уточнила исковые требования и просила взыскать с ответчика незаконно удержанные из пенсии Петерсон Н.Ф. денежные средства за период с 28 декабря 2010 года по 25 ноября 2013 года в размере 134254 руб. 85 коп.
Представитель государственному учреждению социального обслуживания "Белореченский дом-интернат для престарелых и инвалидов" по доверенности Егерева Н.А. возражала против удовлетворения требований прокурора.
Представитель министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в зал судебного заседания не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Решением Белореченского районного суда Краснодарского края от 25 ноября 2013 года в удовлетворении требований прокурора отказано.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, Арудова Е.В. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на апелляционное представление, выслушав прокурора Руденко М.В., подержавшей доводы представления, пояснения представителя министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края по доверенности Захарова М.И., просившего оставить решение районного суда без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 10.12.1995 N195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания предоставляется, в частности, гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, а также, если среднедушевой доход этих граждан, ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают.
Согласно ст.24 Федерального закона от 02.08.1996 N122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу постановления главы администрации Краснодарского края от 18.03.2005 N237 утвержден порядок оплаты за стационарное обслуживание и предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными стационарными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края, согласно которому стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов государственными стационарными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края осуществляется бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты:
стационарное обслуживание государственными учреждениями осуществляется бесплатно только для детей-инвалидов, на которых распространяется действие Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
стационарное обслуживание стационарными учреждениями осуществляется на условиях частичной оплаты для граждан пожилого возраста и инвалидов, постоянно проживающих в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание составляет 75 процентов от установленных размеров пенсий граждан пожилого возраста и инвалидов, для участников, инвалидов Великой Отечественной войны, получающих две пенсии (трудовую пенсию по возрасту и пенсию по инвалидности) - 50 процентов от установленной трудовой пенсии по возрасту, для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, получающих пенсию по линии Министерства обороны Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации, - 50 процентов от общей суммы пенсии.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ, внесены изменения в Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 N473, абз. 13 п.3 Положения изложен в следующей редакции: "Ежемесячная оплата социальных услуг, предоставляемых в стационарных условиях, производится в размере, не превышающем 50 процентов разницы между получаемой пенсией или среднедушевым доходом и прожиточным минимумом, установленным для соответствующего региона".
Как следует из материалов дела, согласно справке управления Пенсионного фонда РФ в Белореченском районе от 30 июля 2013 года, Петерсон Н.Ф. является получателем трудовой пенсии по старости. Размер пенсии по состоянию на 01 июля 2013 года составлял 5713 руб. 25 коп. Кроме пенсии, Петерсон Н.Ф., как не работающему пенсионеру, общая сумма материального обеспечения которого не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ, выплачивается федеральная социальная доплата, размер которой на 01 июля 2013 года составлял 138 руб. 75 коп.
Согласно справке государственного учреждения социального обслуживания "Белореченский дом-интернат для престарелых и инвалидов" от 29 июля 2013 года, согласно п.2.1 договора о стационарном обслуживании от 29 декабря 2010 года " номер обезличен " , заключенного с Петерсон Н.Ф., размер ежемесячной оплаты составляет 75% от установленной пенсии. Исходя из этого оплата за стационарное обслуживание на период проживания в учреждении с 27 декабря 2010 года по 31 июля 2013 года в общей сумме составила 117 029 руб. 30 коп.
Указанный договор никем не оспорен и не отменен.
Согласно справке УПФР в Белореченском районе, Петерсон Н.Ф. получает социальную доплату к пенсии: с 01 февраля 2011 года по 31 июля 2011 года в размере 179,64 руб.; с 01 августа 2011 года по 31 декабря 2011 года в размере 583 руб.; с 01 января 2012 года по 31 января 2012 года в размере 254,77 руб.; с 01 февраля 2012 года по 31 марта 2012 года в размере 83,69 руб.; с 01 апреля 2012 года по 31 декабря 2012 года в размере 663,69 руб.; с 01 января 2013 года по 31 февраля 2013 года в размере 321,26 руб.; 01 февраля 2013 года по 28 февраля 2013 года в размере 233,66 руб.; с 01 апреля 2013 года пожизненно в размере 138,75 руб.
Согласно договору о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от 29 декабря 2010 года, заключенному между ответчиком и Петерсон Р.Н., исполнитель обязуется на основании письменного заявления заказчика, путевки от 02 ноября 2010 года N92/94, выданной департаментом социальной защиты Краснодарского края и договора, Петерсон Н.Ф. принята на стационарное обслуживание, заказчик вносит плату за стационарное обслуживание, включающую затраты на приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений. Стационарное обслуживание включает в себя затраты на приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря, предоставляемых жилых помещений. Расходы на приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря и содержания жилых помещений определяется с учетом утвержденных норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в крае уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и ежегодно пересматриваются. Размер ежемесячной оплаты за стационарное обслуживание, вносимой заказчиком, составляет 75% от установленных пенсий.
Социальное обслуживание в стационарных учреждениях включает в себя не только оказание социальных услуг, но и стационарное обслуживание, а именно: затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений и осуществление других мероприятий с целью создания соответствующих возрасту и состоянию здоровья граждан условий жизнедеятельности.
При этом, социальные услуги, входящие в краевой Перечень гарантированных государственных социальных услуг, утвержденный Постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.02.2005 N101 "О краевом перечне гарантированных государственных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края", предоставляются всем категориям граждан пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях, бесплатно. Поскольку социальные услуги в стационарных учреждениях Краснодарского края оказываются бесплатно, в соответствии с нормами применяемых законов, оплата за стационарное обслуживание не зависит от прожиточного минимума.
Петерсон Н.Ф., проживающая в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Краснодарского края, согласно указанному договору, не относится к категории граждан, установленной подпунктом 1 пункта 1 Порядка оплаты за стационарное обслуживание и предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными стационарными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края, а также к участникам, инвалидам Великой Отечественной войны, получающих две пенсии (трудовую пенсию по возрасту и пенсию по инвалидности), участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, получающих пенсию по линии Министерства обороны Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Плата за стационарное обслуживание с Петерсон Н.Ф., проживающей в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Краснодарского края, удерживается в соответствии с федеральными и краевыми нормативными правовыми актами, при этом, социальные услуги оказываются Петерсон Н.Ф. бесплатно.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционного представления не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом первой инстанции верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих изменение решения суда, не усматривается.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 25 ноября 2013 года - оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.